Формирование нового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел
Автор: С.А. Шестаков
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Социально-психологические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
Статья в выпуске: 2 (8), 1998 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/149126531
IDR: 149126531
Текст статьи Формирование нового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел
-
— моральную и материальную удовлетворенность результатами своего труда;
-
— создание системы, стимулирующей стремление офицерских кадров к совершенствованию своей профессиональной подготовки, посредством поощрения качественного выполнения служебно-боевых задач;
-
— обозначение и реализацию на практике перспектив служебного роста;
-
— наличие разумной служебной нагрузки и се регулирование;
-
— признание важности выполнения сложных задач по зашито безопасности и интересов Отечества со стороны различных общественных институтов, средств массовой информации и общества в целом.
Для того, чтобы создать целостную систему формирования и развития профосеиональ-ной устойчивости офицерских кадров, гармонично вписывающуюся в учебно-воспитательный процесс вузов и служебно-боевую деятельность войск, необходим глубокий анализ всего того, что было накоплено в этой области в русской и советской армиях, в вооруженных силах иностранных государств, творческое, дифференцированное использование этого опыта в процессе реформирования соединений. частей и вузов внутренних войск МВД России. Только в этом случае можно успешно решать проблемы адаптации молодых офицеров к современным условиям жизни и службы.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. ист. наук С.Л .Шестаков Красноярская высшая школа
МВД России
Органы внутренних дел в советские времена являлись предельно политизированными государственными институтами. Никто нс подвергал сомнению тезис о том, что силовые органы находятся в авангарде политической жизни общества. Одним из аспектов такого подхода была четко организованная, широко развспысн пая и глубоко эшелонированная система политической подготовки сотрудников силовых структур 11рэвяшая элша пре-красно понимала, что без идеологического стержня, бездуховной основы теряется мотивация профессиональной деятельности орга нов внутренних дел, и эго в конечном счете приводит к их деградации и неспособности выполнять задачи, которые перед ними ставят государство и общество. Популярный в начале 90-х годов тезис о том, 'по милиция должна быть вне политики, показал свою ошибочность и несостоятельность Однако, порвав с практикой насильственного внедрения в органах внутренних дел “единственно верной” идеологии, общество взамен нс предложило ничего. Становится очевидным, что такие ценности, как патриотизм, любовь к Родине, сознание необходимости защиты государственных интересов, которые лежали в основе мировоззрения людей, находящихся на государственной службе, вряд ли следовало отвергать.
В условиях нестабильности современного общества, эклектичности общественного сознания особое значение приобретает оформление мировоззренческого "стержня” в российском обществе, необходимость фюрмирова-ния новой идеологии. Очевидно, что сотрудник органов внутренних дел , как субъект, стоящий на страже интересов государства и об-щества, должен иметь определенные мировоззренческие принципы. Па наш взгляд, основой здесь должна стать идеология государственности, патриотизма, приоритета национальных интересов России
В связи с этим весьма актуальной является Проблема Консерватизма как теоретического и политического направления в современной российской общественно-политической жизни.
С 1991 г отношение к консерватизму как теоретическому и социально-политическому феномену претерпело значительные изменения. На закате “перестройки" доминирующим было агрессивно-негативное огношение к консерватизму. Этим термином обозначалось все “отстал ос”.
После августа 1991 г и особенно в 1992 г. в связи с началом в российском обществе ра-дикальных социально-экономических преобразований термин “консерватизм”, получивший уже некоторое распространение, зачастую употреблялся в противоположном приведенному выше смыслу. Поскольку правительством Е. Гайдара стали проводиться радикально-либеральные преобразования. Гаида|Х1 пего политическое окружение, по аналогии с западными монетаристами, стали называть “неоконсерваторами”. В этом случае такое терминологическое калькирование западных социально-политических идеологем применительно к российской действительности явилось, мягко говоря, некорректным, поскольку речь шла о принципиально разных социальных мирах.
Примерно с 1993 г. по нарастающей проедятся исследования, связанные с проблемой консерватизма. Намечается некий вектор в теории и общественном мнении, который обобщенно можно свести к тому, что под консерватизмом все чаще понимаются мировоззрение и политическая практика, связанные с традициями и национально-государственными ценностями. Как справедливо отмстил доктор политических наук И А. Василенко (МГУ), “проблемами, связанными с устойчивой государственной властью, основанной на глубокой традиции эффективных институтов, в истории политической мысли наиболее плодотворно занимались представители консервативного направления”1.
Практически все исследователи, изучающие щюблсмы консерватизма, подчеркивают, что консерватизм, при наличии ряда общих системообразующих принципов, бывает очень разным. Приверженцы консервативных ценностей в условиях реальной политической жизни России принадлежат к различным политическим группировкам и зачастую являются политическими противниками, однако самым главным, объединяющим принципом, является то, что консерватизм всегда “национален”, иными словами, он опирается на сложившиеся национально-государственные ценности и традиции. Очевидно, что западный консерватизм, где фундаментальными являются либеральные ценности и традиции, будет отличаться от российского консерватизма, российский — от японского и китайского и т. п. Итак, главное основание, позволяющее отнести то или иное политическое движение к консервативному — приоршет фундаментальных, традиционных национально-государственных ценностей.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов проблемы консерватизма, необходимо особо подчеркнуть, что консерватизм ни в коей мере нс является врагом демократии, реформ и инноваций, юж это часто заявляют из пропагандистских соображений Следует различать консерватизм косный, неакгуальный и консерватизм живой, творческий. Накоплен богатый мировой опыттворчсского соединения социально-экономических инноваций с фундаментальными национально-государственными ценностями, давший выдающиеся |юзульгаты (достаточно назвать Японию, Китай). Любое реформирование общества рано или поздно обречено на провал, если нс опирается на сформировавшееся национальногосударственное мировоззрение, общественное согласие, на ясно выраженную государственную идеологию. В этом отношении консервативные, традиционные ценности в значитель ном мере должны стать основой для формирования общенациональной идеологии, опирающейся на принципы государственности и патриотизма.