Формирование политики планирования в современной России с учетом экологического фактора

Автор: Кожуховская Елена Игоревна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политические процессы и практики

Статья в выпуске: 1, 2011 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время на уровне государства осознается важность системы политического планирования, учитывающей принципы устойчивого развития общества. Для реализации этого замысла необходима методология политического планирования.

Политика планирования, природоохранная деятельность, формирование политики, стратегическое планирование

Короткий адрес: https://sciup.org/170165552

IDR: 170165552

Текст научной статьи Формирование политики планирования в современной России с учетом экологического фактора

Э кологическая политика формально признана и встроена в практику зарубежной политической науки. Специалисты в области политической науки рассматривают экологическую теорию государства в качестве одного из направлений развития демократического государства. Как считают профессор социологии и политологии А-встралийского национального университета Дж. Дрицек (J.S. Dryzek, 2009) и профессор кафедры политологии и публичной политики Лондонской школы экономики и политологии П. Данлеви (P. Dunleavy, 2009), экологическая теория государства относится к группе критических теорий демократического государства. Е-ще в 1950-х гг. во многих либеральных демократиях возникновение городского и регионального планирования сопровождалось принятием законов, направленных на борьбу с загрязнением.

КОЖУХОВСКАЯ Елена

Игоревна – аспирант факультета прикладной политологии

В 1970-х гг. существовало два различных экологических подхода к развитию государства. Лидером первого направления были США-. На усиление общественного беспокойства по поводу экологических вопросов правительство отвечало при помощи федерального законодательства (принятие Закона о национальной экологической политике США- 1970 г. и др. нормативных актов). В 1970 г. было основано федеральное А-гентство охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency), а вскоре были открыты его представительства на уровне штатов. Такой подход был несколько односторонним, так как сопровождался разрастанием бюрократического аппарата и повышением конфронтации, связанной с перераспределением правительственных полномочий в новых сферах.

Представители второго направления, восходящего еще к теории Мальтуса, в 70-х гг. прошлого века считали, что следует принять немедленные и радикальные меры по преодолению экологического кризиса во избежание катастрофы. Наиболее известной была компьютерная модель, результаты которой отражены в докладе Р-имскому клубу «Пределы роста» (Д. Медоуз и др.)1. А-мериканский биолог Дж. Хардин (G. Hardin) в 1968 г. писал о «трагедии ресурсов общего пользования». Поскольку «свободное пользование общими ресурсами оборачивается всеобщим ра-зорением»1, исследователь видел выход только в ограничении воспроизводства населения и в принуждении к взаимному согласию в отношении пользования общими ресурсами.

В последнее время данная теория несколько смягчилась и трансформировалась под воздействием концепций устойчивого развития и экологической модернизации. Концепция устойчивого развития отличается от предыдущего дискурса ограничений и угроз выживанию тем, что она допускает возможность коллективного политического действия по перестройке экономического развития таким образом, чтобы развитие учитывало экологические ограничения.

Р-азмышляя над вопросом о том, почему экологические проблемы в начале XXI в. привели к кризису, необходимо отметить, что современное общество по-другому реагирует на риски. Немецкий социолог У. Б-ек (U. Beck) считает, что повышение уровня риска в обществе связано с новой электронной глобальной экономикой. Мы живем в мире высоких технологий и развития науки, но никто до конца не понимает, с какими глобальными рисками и угрозами мы можем столкнуться. Последствия рисков, в т.ч. экологических, становятся политическим вопросом. Отказ от признания рисков У. Б-ек называет «организованной безответственностью»2.

Для перехода к действиям необходимо усилить направление политического планирования – как «политики планирования» (policy of planning) , так и «планирования политики» (planning of policy) общества, государств и их объединений.

Политика планирования требует целостного (холистического) подхода к содержательным и «техническим» аспектам политического планирования. Дело в том, что при декомпозиции модели на блоки (как делают при применении сметного подхода в планировании и бюджетировании) нарушается целостность модели. Это, по мнению российского ученого Г.Б-. Клейнера, может привести к утрате скрытых связей между блоками и потере части функций системы, которую описывает модель.

Необходимость планирования в рыночной экономике активно обсуждалась, в частности, на круглом столе, организованном редакцией журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (28 октября 2009 г., ГУ-ВШЭ). По мнению начальника отдела методологии целевого планирования департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Р-оссии Ф.Г. Габунии, «система планирования не то что разрозненная, она практически отсутствует»3.

Р-ассмотрим на примере, как могла бы выглядеть методология формирования политики. В известной книге Т. Саати и К. Кернса4 приведен пример планирования с распределением ресурсов для создания энергоустановки. Построена иерархия обратного процесса, которая состоит из нескольких уровней – фокуса, акторов, целей, программ и подпрограмм.

Предположим, что для реализации проекта по разработке энергоблока необходимо выполнение таких программ, как модификация блока, усовершенствование, поддержка при полевых испытаниях, разработка и проверка блока, лабораторная проверка, проверка при полевых испытаниях. Методология Т. Саати дает возможность распределить по этим программам любой располагаемый ресурс, в т.ч. трудоемкость, стоимость, энерговооруженность, механовооруженность и т.п. с помощью специальных математических моделей экспертных оценок.

Задача заключается в следующем: необходимо научиться согласовывать вышеописанное укрупненное распределение ресурсов с традиционным детальным распределением ресурсов (проектно-сметная деятельность). В рамках этого процесса необходимо получать т.н. статистическим методом стоимость единицы реализуемого проекта (например, кв. м, пог. м), в т.ч. возможных неосязаемых показателей. Статистический метод предполагает рас- чет стоимости одной единицы в среднем по реализованному проекту и экстраполяцию ее на весь проект. Полученная оценка сравнивается со стоимостью по традиционной смете. Опыт Всемирного банка показывает, что традиционный метод занижает фактическую стоимость реализации проекта в два-три и более раз1. Статистический метод, таким образом, приближен к фактической (реальной) стоимости реализации проекта.

Применительно к политическому планированию приведенные выше рассуждения означают появление новой возможности включения в процесс планирования политик, рисков, акторов и других элементов политического планирования с оценкой их вклада по различным показателям. Это, в свою очередь, дает возможность вовлечения элементов политического процесса в формирование политики.

Не решена задача согласования и увязки укрупненного политического планирования с традиционным проектно-сметным подходом. Из-за этого в традиционных проектах плохо отражаются политические факторы проектирования и реализации, а также фактическая трудоемкость, стоимость и т.д. Все вместе это, как правило, приводит к увеличению сроков, трудоемкости, расходов проектов, а иногда – и к отсутствию возможности выполнить проект.

В настоящее время необходимо реализовать переход от вышеуказанного обратного процесса к разработке целевых программ. Это необходимо сделать на примерах различного уровня – от мелких до крупных – и затем оформить в виде методики. В последнее время обозначился интерес федеральных органов государственной власти к разработке методических документов политического планирования. В проекте программы должны быть расписаны мероприятия до стадии проектно-сметного обсчета. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы достигать необходимых результатов.

Данный подход следует применять и к задачам экологического планирования, которые в настоящее время становятся чрезвычайно актуальными.

Статья научная