Формирование политики развития высшего образования в условиях изменяющихся потребностей рынка труда в России
Автор: Панарин Андрей Александрович
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Социологические аспекты управления и экономики
Статья в выпуске: 4 (100), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены основные особенности совершенствования государственной политики в области высшего образования, обусловленные необходимостью создания новых подходов к управлению современной системой высшего образования в России на основе перспективных решений, направленных на обеспечение высокого уровня занятости выпускников при условии формирования устойчивых взаимосвязей между формальным образованием и потребностями рынка труда; обоснована необходимость инновационных механизмов финансирования развития системы высшего образования с привлечением возможностей корпоративного сектора и фондов.
Национальная политика в сфере высшего образования, взаимосвязь между формальным образованием и рынком труда, безработица среди молодежи и нестабильная занятость, эффективное использование потенциала всех форм обучения
Короткий адрес: https://sciup.org/14875685
IDR: 14875685
Текст научной статьи Формирование политики развития высшего образования в условиях изменяющихся потребностей рынка труда в России
Растущая трансграничная мобильность студентов и ППС (профессорско-преподавательского состава) в сфере высшего образования, новые модели, так называемая «циркуляции умов» (миграции высококвалифицированных кадров), а также возникновение новых форм гражданского участия создают новые сложности с точки зрения формирования национальной политики, как в сфере экономики, так и в образовании [4]. Необходимо отметить, что ускорение экономической глобализации приводит к появлению моделей экономического роста, характеризующихся низким уровнем занятости, и как следствие, к росту безработицы среди молодежи и нестабильной занятости, что негативно отражается на социальной ситуации в стране.
Безусловно, ситуация экономического роста с низким уровнем занятости с недавних пор стала актуальной и для России, где новому поколению молодежи грозит перспектива более позднего, чем
ГРНТИ 06.71.45
Андрей Александрович Панарин – кандидат экономических наук, ректор Московского областного гуманитарного института (г. Подольск Московской обл.).
Контактные данные для связи с автором: 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 11, кв. 4 (Russia, Moskow,
раньше, выхода на рынок труда, либо отсутствие каких-либо перспектив получения работы. При этом следует учитывать, что проблема несоответствия набора навыков, приобретаемых в процессе получения высшего образования и подготовки, потребностям рынка труда, существовала и раньше [8]. Кроме того, отметим, что являясь сигналом о наличии несоответствия между предложением сектора высшего образования и профессиональной подготовки, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны, безработица среди молодежи связана также с решениями, принимаемыми в сфере экономической политики, с политической ответственностью властей.
Вместе с тем, современные тенденции в сфере занятости ставят под вопрос давно устоявшуюся взаимосвязь между формальным образованием и рынком труда [2], на основе которой в практической деятельности уже на протяжении долгого времени обосновываются инвестиции в человеческий капитал [6]. Как показывает международный опыт, широко распространенные традиционные программы профессиональной подготовки, не имеющие четкой связи с рынком труда, неэффективны.
На наш взгляд, тот факт, что количество подходящих рабочих мест сокращается, является источником растущего разочарования в семьях и среди выпускников образовательных организаций высшего образования во всех регионах РФ. При этом рост уровня образования среди молодежи в целом ведет к обострению конкуренции в борьбе за рабочие места. В частности, в большинстве регионов РФ выход на сокращающийся рынок труда значительного числа молодежи, нередко первых в своих сообществах представителей, которым была предоставлена возможность пользоваться расширением доступа к образованию, усугубляет несоответствие между ожиданиями, которые сформировались при получении формального образования, и реальной ситуацией дефицита рабочих мест.
Вместе с тем, значительное число тех, кто только начинает получать формальное образование, уже не сможет воспользоваться преимуществами, которые, как ожидалось, дает получение диплома, такими как занятость и перспективы обеспеченного будущего. Именно поэтому в обществе и в целом в стране нарастают сомнения в том, что высшее образование действительно является реальным фактором социальной мобильности и роста благосостояния (данная ситуация весьма напоминает 1990-е годы ХХ века в России). Очевидно, что возможности, которые связывались с повышением социальной мобильности, подкрепленные масштабным расширением до 2012 г. доступа к образовательным услугам, в настоящее время существенно снизились. В свою очередь, в среде молодежи формируется отрицательное мнение относительно «окупаемости инвестиций» в высшее образование, традиционно считавшееся залогом «высокого статуса» в будущем [3].
В настоящее время важно более внимательно изучать динамику процессов, происходящих в период перехода молодежи от образования и подготовки к трудовой деятельности. При этом затягивание этого переходного периода может быть обусловлено различными причинами, не всегда связанными с несоответствием между полученными навыками и потребностями рынка труда. Несмотря на то, что этот период может быть «непродуктивным» с экономической точки зрения, тем не менее, для части молодежи может стать важным периодом обучения посредством участия в общественной деятельности и волонтерских движениях, временем путешествий, осуществления другого рода деятельности. Более того, образованная молодежь, даже не имеющая работы, может оказаться в авангарде гражданской, общественной и политической активности.
На наш взгляд, необходимо переосмысление взаимосвязи между образованием и быстроменяю-щимся рынком труда. Так, например, для решения проблемы, касающейся отсутствия взаимосвязи между формальным образованием и подготовкой и сферой труда, можно предложить ряд конкретных мер реагирования, включая переподготовку специалистов и бакалавров, программы «второго шанса» и укрепление партнерских связей с производственной сферой. Например, в ходе исследования данной проблемы было отмечено повышенное внимание к развитию профессиональных навыков, адаптируемых с учетом выбранной профессии. Безусловно, ускорение темпов технологического и научного прогресса все больше затрудняет возможность прогнозирования возникновения новых профессий и связанных с ними навыков, что, в свою очередь, формирует мотивацию для действий по созданию более гибкой системы образования и развития профессиональных навыков, которая характеризовалась бы универсальностью и многопрофильностью, позволяющей адаптировать полученные знания к быстро меняющимся потребностям на рынке труда.
Вместе с тем, данное обстоятельство подразумевает большую устойчивость работника к внешним обстоятельствам и способность максимально эффективно развивать и применять на практике профес- сиональные качества, необходимые для определенной профессии. В связи с этим возникают важные вопросы, например: как укрепить связь между образованием и занятостью? как увеличить экономическую и социальную ценность образования и подготовки в современном контексте? как повысить адекватность образования, в особенности на уровне средней школы, чтобы образование было более адаптировано к жизненным ситуациям учащихся и к перспективам их занятости? достаточно ли существующих мер?
При этом решением проблемы является создание рабочих мест, подразумевающее повышение ответственности государства за разработку эффективной экономической политики. Очевидно, что высшее образование не может решить проблему безработицы в государстве. На наш взгляд, решение требует пересмотра доминирующей модели экономического развития, в ходе которого также появится возможность переосмыслить связь между высшим образованием и рынком труда. К тому же, необходимо признать важность обучения и переобучения, продолжающегося за пределами формальных систем образования и подготовки. Соответствующие навыки также развиваются с помощью самообучения, взаимного обучения, обучения на рабочем месте (в том числе стажировок и профессионального ученичества), профессиональной подготовки на рабочих местах и других форм обучения и развития навыков, выходящих за пределы формального образования и подготовки. Следовательно, существует потребность в новых подходах к высшему образованию и развитию навыков в целях максимально эффективного использования потенциала всех форм обучения.
Отметим, что к числу таких качеств нередко относят получившие в свое время различные названия «передаваемые навыки», «навыки двадцать первого века» и «некогнитивные навыки», в том числе коммуникативные способности, цифровую грамотность, способность находить решение проблемы, умение работать в команде и предприимчивость. Принимая во внимание сложность проблемы занятости молодежи, специалисты отмечают, что предлагаемые решения часто остаются незначительными или маргинальными, если ключевым заинтересованным сторонам не удается объединиться на основе четких комплексных стратегий и обязательств. Такой коллективный подход к достижению лучших результатов и воздействия был проявлен в работе целого ряда различных отраслей промышленности и в различных регионах РФ [3].
Тем не менее, в современном контексте крайне важно содействовать повышению и большей наглядности роли гражданского общества в сфере образования. Так, текущим тенденциям коммерциализации государственного высшего образования следует противопоставить более прочные партнерские отношения с общественными объединениями и некоммерческими организациями. Высшее образование в России при всем многообразии функций, которые оно выполняет, является сферой ответственности не только Правительства РФ, но и общества в целом. При этом рациональное управление сектором высшего образования требует установления разнообразных партнерских связей между властными структурами и гражданским обществом, а государственная политика в области высшего образования должна являться результатом широкого общественного обсуждения и национального консенсуса.
Отметим, что с учетом современных тенденций развития российской экономики, представляется возможным использовать инновационные механизмы финансирования развития высшего образования с привлечением возможностей корпоративного сектора и фондов [7], что, на наш взгляд будет способствовать также расширению эффективных инновационных связей на всех уровнях партнерства в области развития: на уровне государства, частного сектора, гражданского общества, научных кругов, граждан с целью задействования экспертного опыта, возможностей и ресурсов внешних партнеров. При этом именно успешные партнерские связи помогут добиться выдающихся результатов даже в отношении такой традиционно считающейся общественным благом сферы, как высшее образование.
Наряду с этим, частный бизнес может стать ключевым партнером в процессе инвестирования в рамках программ корпоративной социальной ответственности не только в непосредственно интересующие сферы высшего образования с точки зрения подготовки кадров (например, в Китае государство поощряет частные компании инвестировать подобным образом 2% от объема годового оборота). Очевидно, что средства, выделяемые в рамках программ корпоративной социальной ответственности, могли бы использоваться для удовлетворения социальных и образовательных потребностей граждан. При этом для привлечения таких дополнительных ресурсов потребуется принятие законов, предусматривающих налоговые льготы для соответствующих предприятий [9].
В текущем контексте экономической глобализации рынков государство должно сохранить функцию обеспечения доступа к общим благам и регулирования в этой сфере, в частности применительно к высшему образованию. Безусловно, образовательные услуги не должны полностью предоставляться на основе использования рыночных механизмов [1], поскольку образование представляет первое звено в цепочке обеспечения равенства возможностей, с этой точки зрения государству необходимо решить такие задачи, как реформирование и профессионализация государственного высшего образования, в том числе посредством противодействия коррупции с использованием эффективных процедур, позволяющих сделать сферу высшего образования в большей степени подотчетной обществу в целом; контроль и регулирование вовлеченности частного сектора в сферу образования, который при этом не должен представлять процесс создания административных и бюрократических барьеров, а также не должен сводиться к полицейской функции.
Таким образом, с учетом происходящих изменений на рынке труда в России, необходимо со стороны государства обеспечить применение стандартов [5], утвержденных экспертами, специалистами и профессионалами в сфере высшего образования, работающими как в государственных, так и в частных учреждениях, а также выполнение положений международных рамочных нормативных документов.
Список литературы Формирование политики развития высшего образования в условиях изменяющихся потребностей рынка труда в России
- Добрынин А.И., Ивлева Е.С., Плотников В.А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни//Экономика и управление. 2006. № 1. С. 23-30.
- Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Моделирование спроса и предложения специалистов на рынке образовательных услуг: монография. СПб.: Лема, 2013.
- Жуков А.В. Особенности формирования государственной политики в сфере образования//Проблемы современной экономики. 2014. № 4. C. 34-42.
- Методология управления инновационной деятельностью экономических систем/Алетдинова А.А., Бабкин А.В., Байков В.А. и др. Монография. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2014.
- Савчук Д.А. Актуальные вопросы оптимизации системы дополнительного образования в сфере профессиональной подготовки кадрового потенциала государственной службы//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25). С. 77-80.
- Сигов В.И., Карпова Г.А., Сигова М.В. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 4-13.
- Сигов В.И., Круглов Д.В. Рынок рекрутинговых услуг: особенности формирования и основные этапы развития//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3 (99). С. 59-61.
- Сигова М.В., Банников С.А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 114-117.
- Banerji A., McAuliffe J., Rosen A. An 'E.Y.E' to the Future: Enhancing Youth Employment. Education and Skills: New Targets and Innovative Approaches//European Journal of Education. 2015. № 50.1. Р. 88-100.