Формирование представления о шарообразности солнца в греческой философии и науке

Автор: Панченко Дмитрий Вадимович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.13, 2019 года.

Бесплатный доступ

Представление о шарообразном Солнце было стандартным для греческой культуры уже во времена Аристотеля, однако происхождение этого представления настолько мало освещено в источниках, что современная наука даже не попыталась взяться за решение этого вопроса. Между тем правдоподобная реконструкция вполне возможна. Греческая религия, в сущности, не препятствовала возникновению естествознания, а его основатели, Фалес и Анаксимандр, совмещая научные и философские интересы, стремились к построению всеобъемлющей космологии, в рамках которой было необходимым не только описать движение Солнца, но и объяснить, что это за тело и почему с ним связаны свет и тепло. Модель Анаксимандра, описывавшая Солнце как скопление огня, пребывающего внутри колесообразного контейнера из сгустившегося воздуха и обнаруживающего себя сквозь единственное отверстие, которое кажется незначительным, но в действительности размером с Землю, оказалась несовместимой с фактами, ставшими доступными в следующем поколении в связи с расширением географического кругозора греков. В частности, было надежно установлено, что полуденное Солнце, которое в Средиземноморье неизменно видно на юге, для наблюдателей, находящихся южнее тропика Рака, в разгар лета оказывается на севере. Необходимость пересмотреть концепцию Анаксимандра с учетом новых данных вызвала идейный поиск, который привел к убеждению в том, что Солнце должно иметь форму шара. Это представление утвердилось, судя по всему, не в силу какого-либо остроумного довода, выдвинутого влиятельным мыслителем, сколько на основании согласия круга профессионалов, рассмотревших вопрос с разных сторон. Солнечный шар, однако, было трудно представить огненным, поскольку огонь сам по себе не образует компактных, очерченных тел. С этим связаны распространенные в V в. до н. э. попытки приписать свету Солнца зеркальную природу. Признание же наличия в космосе трех огромных шаров - Солнца, Луны и Земли способствовало выдвижению идеи, согласно которой земной шар, как и прочие два, является движущимся небесным телом.

Еще

Космология, представления о солнце, луне и земле, досократики, фалес, анаксимандр, анаксимен, парменид, пифагорейцы, анаксагор, географический кругозор, греческая религия

Короткий адрес: https://sciup.org/147215802

IDR: 147215802   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-1-236-250

Список литературы Формирование представления о шарообразности солнца в греческой философии и науке

  • https://nsu.ru/classics/schole/13/13-1-panchenko.pdf
  • Жмудь, Л. Я. (2002) Зарождение истории науки в античности. С.-Петербург.
  • Жмудь, Л. Я. (2012) Пифагор и ранние пифагорейцы. Москва.
  • Панченко, Д. В. (1994/1995) «"Сколько тебе было лет?": Хронология досократиков и нашествие персов», Hyperboreus 1 (2), 34-45.
  • Панченко, Д. В. (1996) «Фалес, солнечные затмения и возникновение науки в Ионии в начале VI в. до н. э.», Hyperboreus 2 (1), 47-124.
  • Панченко, Д. В. (2008) «Парадокс Пифагора», Индоевропейское языкознание и классическая филология. XII, 355-363.
  • Панченко, Д. В. (2013) Диффузия идей в Древнем мире. С.-Петербург.
  • Панченко, Д. В. (2016) На восточном склоне Олимпа: Роль греческих идей в формировании китайской космологии. С.-Петербург.
  • Панченко, Д. В. (2016а) Гомер. «Илиада». Троя. С.-Петербург.
  • Подосинов, А. В. (2016) «Где находилась страна киммерийцев в «Одиссее»?», Аристей. 14, 344 -352.
  • Щетников, А. И. (2017) «Сферическая Земля от древних греков до эпохи великих географических открытий», Афонасин Е. В., Афонасина А. С., Щетников А. И. Античный космос. Очерки истории античной астрономии и космологии. С.-Петербург, 244-267.
  • Bicknell, P. J. (1969) "Anaximenes' Astronomy," Acta Classica 12, 53-85.
  • Burkert, W. (1972) Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, Mass.
  • Cornelli, G. (2013) In Search of Pythagoreanism: Pythagoreanism as an Historiographical Category. Berlin; Boston: de Gruyter.
  • Couprie, D. L. (2011) Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology. New York.
  • Couprie, D. L. (2018) When the Earth Was Flat. Studies in Ancient Greek and Chinese Cosmology. New York.
  • González Ponce, F. J. (2013) "Hanno von Karthago," FGrHist V. 1. 2208 (electronic).
  • Heath, T. 1981 Aristarchus of Samos, the Ancient Copernicus. New York: Dover.
  • Heilen, S. (2000) "Die Anfänge der wissenschaftlichen Geographie: Anaximander und Hekataios," W. Hübner (Hg.), Geographie und verwandte Wissenschaften. Stuttgart, 2000) 33-54.
  • Hennig, R. (1944) Terrae Incognitae, Bd. I. 2. Aufl. Leiden.
  • Hinz, W. (1975) "Darius und der Suezkanal," Archaeologische Mitteilungen aus Iran, N. F. 8, 115-121.
  • Huffman, C. A. (1993) Philolaus of Croton. Pythagorean and Presocratic. Cambridge.
  • Kahn, C. H. (1985) Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. Philadelphia.
  • Kingsley, P. (1994) "Empedocles' Sun," Classical Quarterly 44 (2), 316-324.
  • Kirk, G. S. (1990) The Iliad: A Commentary. Vol. 2, Books 5-8. Cambridge.
  • Larsen, K. A. (1955) "Solvogn og Solkult," Kuml 46-64.
  • McKirahan, R. D. (2010) Philosophy before Socrates. An Introduction with Texts and Commentary. 2nd ed. Indianapolis; Cambridge.
  • Panchenko, D. (1994) "Thales's Prediction of a Solar Eclipse," Journal for the History of Astronomy 25, 275-288.
  • Panchenko, D. (1994a) "Homoios and homoiotēs in Anaximander and Thales, with an Appendix: The Stability of the Earth "Because of the Equidistance" in the Epicurus' On Nature," Hyperboreus 1 (1), 28-55.
  • Panchenko, D. (1997) "Anaxagoras' Argument against the Sphericity of the Earth," Hyperboreus 3 (1), 175-178.
  • Panchenko, D. (1998) "Scylax' Circumnavigation of India and Its Interpretation in Early Greek Geography, Ethnography and Cosmography, I", Hyperboreus, 4 (2), 211-242.
  • Panchenko, D. (2001) "Aristarchus of Samos on the Apparent Sizes of the Sun and Moon," Antike Naturwissenschaft und ihre Rezeption 11, 23-29.
  • Panchenko, D. (2002) "Eudemus Fr. 145 Wehrli and the Ancient Theories of Lunar Light," I. Bodnár, W. W. Fortenbaugh (eds.), Eudemus of Rhodes (Rutgers University Studies in Classical Humanities, XI). New Brunswick; London: Transaction Publishers, 323-336.
  • Panchenko, D. (2002a) "Scylax in Philostratus' Life of Apollonius of Tyana," Hyperboreus 8 (1), 5-12.
  • Panchenko, D. Thales and the Origins of Theoretical Reasoning. Athens: Eurasia, 2005 (in Greek).
  • Panchenko, D. (2008) "Parmenides, the Nile and the Circumnavigation of Africa by the Phoenicians?" Libyae lustrare extrema. Homenaje al Prof. Jehan Desanges. Sevilla, 189-194.
  • Panchenko, D. (2012) "Scandinavian Background of Greek Mythic Cosmography: The Sun's Water Transport", Hyperboreus 18 (1), 5-20.
  • Panchenko, D. (2015) "Anaximenean Astronomy in the Light of Chinese Parallels," Tsinghua Studies in Western Philosophy I (2), 412-426.
  • Panchenko, D. (2016) "Thales de Milet," Dictionnaire des philosophes antiques. Paris: CNRS éditions, 6, 771-793.
  • Riedweg, C. (2002) Pythagoras: Leben. Lehre. Nachwirkung. München.
  • Schiwek, H. (1962) "Der Persische Golf als Schiffahrts-und Seehandelsroute in Achämenidischer Zeit und in der Zeit der Alexanders des Grossen," Bonner Jahrbücher 162, 4-97.
  • Sider, D. (2005) The Fragments of Anaxagoras. 2nd ed. Sankt Augustin.
  • West, M. L. (2007) Indo-European Poetry and Myth. Oxford.
  • Zhmud, L. (2012) Pythagoras and Early Pythagoreans. Oxford.
Еще
Статья научная