ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ КИБЕРСПОРТА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор: О.Н Костюкова, О.Ю. Захаров, В.В. Костюков
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
Статья в выпуске: 4, 2024 года.
Бесплатный доступ
Актуальность. Преподавание в вузах Российской Федерации (в том числе в физкультурно-спортивных) на современном этапе, характеризуется активным использованием компетентностного образовательного подхода, нацеливающего обучающихся на инициативные самостоятельные действия, позволяющие успешно решать возникающие производственные задачи. Характерной чертой образовательного пространства в вузах физической культуры и спорта нашей страны является активное обучение новым видам умственно-двигательной активности, появившимся в последние 5-10 лет. Одним из молодых видов спорта, стремительно набирающих популярность в нашей стране является киберспорт. В программу специальных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку учителей физической культуры Министерство образования России включило раздел киберспорта, что позволяет учителю физической культуры организовывать занятия по этому виду спорта, как в режиме академических занятий, так и в режиме спортивной секции или спортивного кружка. Киберспорт – командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных игр. Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов, которые различаются свойствами пространств, моделей, игровой задачей и развиваемыми игровыми навыками киберспортсменов. Цель исследования – разработка методики формирования профессиональной компетентности в области киберспорта у обучающихся вузов – будущих учителей физической культуры и экспериментальная проверка ее эффективности. Методы исследования: изучение и анализ научно-методиче- ской литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования. Как важная составная часть методики была определена модель профессиональной компетентности в области киберспорта обучающихся, будущих учителей физической культуры, включающая 4 группы показателей и ценностных ориентаций (технико-тактические, физические, личностные, здоровьесберегающие. Кроме того, были определены показатели компетентности обучающихся, выявлены статистически достоверные улучшения (t=2,31-3,41; P<0,05-0,01), которые целесообразно использовать при педагогическом контроле качества образовательного процесса вуза в направлении подготовки будущих учителей физической культуры, занимающихся киберспортом. Заключение. Разработанную и экспериментально проверенную на эффективность методику формирования профессиональной компетентности в области киберспорта обучающихся, будущих учителей физической культуры целесообразно использовать в образовательной среде физкультурно-спортивных вузов.
Обучающиеся вуза, киберспорт, профессиональная компетентность, физическая культура.
Короткий адрес: https://sciup.org/142243017
IDR: 142243017 | DOI: 10.53742/1999-6799/4_2024_12-15