Формирование социально-правовой платформы для возрождения традиционного исламского образования на Северном Кавказе

Автор: Хачидогов Руслан Асланович

Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu

Рубрика: Образование и педагогические науки

Статья в выпуске: 3-1 т.8, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются правовые установления правительства в области исламского образования в Северо-Кавказском регионе. Отмечается, что установление российской государственности не принесло сколь-либо заметных изменений в повседневный образ жизни северокавказских мусульман. Впервые на уровне государства просвещение «инородцев» было закреплено 26 марта 1870 г. «Правилами», в которых говорилось о борьбе «с магометанской племенной организацией и цивилизацией, направленной на скорейшее обрусение мусульман и их коалесценции с русским народом». Следующий этап наступил 20 ноября 1874 г. с Высочайшим утверждением Государственного Совета, который вводил систему мусульманского образования в подотчетность учебному ведомству. Таким образом, окончательно осуществился проект русификации мусульманских общин, что являлось, скорее, негативным фактором, тормозящим умственное развитие детей, привыкших говорить на материнском языке. Еще в 1838 г. в рапорте военному министру Чернышеву командующий отдельным Кавказским корпусом генерал Головин писал, что «необходимо везде, где только возможно, устраивать школы мусульманские для воспитания духовенства, через которые можно действовать на умы народа». Кавказские руководители не спешили закрывать мусульманские школы, пытаясь воспользоваться ими как очагами распространения образования. В годы Кавказской войны российское правительство старалось проводить среди мусульман такую политику, которая вызывала бы симпатии не только среди простого населения, но и у образованной мусульманской элиты общества, дабы перетянуть ее на свою сторону. 18 декабря 1848 г. Николай I утвердил «Положение о Кавказском учебном округе и учебных округах, ему подведомственных», по которому в Екатеринодарской войсковой гимназии начал работу учитель «Магометанского закона». В 1853 г. воспитанники-мусульмане военно-учебных заведений империи получили официальное право на освобождение от учебных занятий в дни религиозных праздников и постов.

Еще

Северный кавказ, мусульманское образование, просвещение "инородцев", государственная политика, правовые установления

Короткий адрес: https://sciup.org/14951223

IDR: 14951223   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-205-208

Список литературы Формирование социально-правовой платформы для возрождения традиционного исламского образования на Северном Кавказе

  • Ярлыкапов А.А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем//Вестник Евразии. -№ 2. -2003. -С. 5-27, 11.
  • Адухова А.М. Русско-дагестанские педагогические связи: втор. пол. XIX -начало XX вв. Дис.. канд. пед. наук. -Махачкала, 2007. -С. 75, 79.
  • Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. -М., 2005. -С. 201.
  • Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX -начало XX вв. -СПб., 2005. -С. 257.
  • Блейх Н.О. Государственная политика Российской империи (XIX в.) в области образования нерусских народов (на примере Северного Кавказа)//Электронный научный журнал «Историческая наука». -2013. -Вып. 4(7) Окт. -дек. -С. 3-8.
  • Блейх Н.О. Роль просветительских организаций в развитии школьного образования на Северном Кавказе в конце 19 -начале 20 в.//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -Волгоград, 2014. -Вып. 1(26). -С. 217-219.
  • Бабич И.Л. Этапы распространения ислама в Кабарде и Балкарии//Бабич И., Ярлыкапов А. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. -М., 2003. -С. 50-51.
  • Хашхожева Р.Х. О Кази-беке Ахметукове (Магомед беке Хаджетлаше) и его поломках//Генеалогия Северного Кавказа. -2000. -№ 4.
  • Рапорт начальнику Терской области от начальника второго участка Хасавюртовского округа Терской области от 20 сентября 1909 года № 4078. -С. 18.
Еще
Статья научная