Формирование социального рейтинга: китайский опыт

Бесплатный доступ

Китайская Народная Республика стала первой страной, в которой правительство начало внедрять систему социального рейтинга с помощью современных цифровых инструментов и технологий. Такая система построена на оценивании граждан, где каждому человеку присваивается определенный статус в обществе на основе его поведения и социальной активности. Система социального рейтинга в Китае имеет как положительные стороны, так и некоторые недостатки. Данная система смогла встроиться в правовую систему Китая. Как полагает правительство КНР, внедрение системы социального кредитования направлено на установление добродетельного состояния и социальной гармонии в стране, при которой поощряются честные, заслуживающие доверия и законопослушные люди и наказываются те, кто проявляет признаки нечестности, совершают коррупционные и иные правонарушения. Отмечается, что общий уровень преступности после введения системы социального рейтинга в Китае снизился.

Еще

Социальный рейтинг, социальное управление, правосознание, кредитный рейтинг, социальный кредит, цифровой контроль в китае, цифровая политика

Короткий адрес: https://sciup.org/148329901

IDR: 148329901   |   УДК: 316.4(510)   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2024-3-38-43

Текст научной статьи Формирование социального рейтинга: китайский опыт

Мяханова А. Н., Эрхитуева Т. И. Формирование социального рейтинга: китайский опыт // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2024. Вып. 3. С. 38‒43.

В последние годы в России актуализируется вопрос безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов, в связи с чем формируются организационно-правовые основы, которые могут привести к утверждению системы рейтингования физических лиц. Поскольку подобная система внедрена и применяется в Китайской Народной Республике (далее — КНР), интересен опыт данной страны в указанной области.

Китай стал первой страной, которая приступила к реализации системы контроля и моделирования внутреннего мира своих граждан с применением цифровых технологий. Данная система получила название «рейтинг социального доверия». В нее включается система оценки граждан, где каждому человеку присваивается определенный статус в обществе на основе его поведения и социальной активности.

По мнению А. А. Петрова, система социального кредита ставит такие цели, как воспитание у населения ответственности, честности, добропорядочности, повышение общего уровня культуры; соблюдение признанных моральных установок и правил; укрепление авторитета власти [4].

Честность — высоко ценимая моральная добродетель в Китае. Китайское правительство утверждает, что внедрение системы социального кредитования, которая поощряет честных, заслуживающих доверия и добродетельных людей, в то же время наказывая тех, кто проявляет признаки нечестности, коррупции и обмана, необходимо для устранения морального упадка и установления добродетельного состояния социальной гармонии.

Система социального рейтинга в Китае разработана госсоветом в документе «О планировании строительства системы социального доверия (2014‒2020)» с целью создания механизма, способствующего повышению социального доверия граждан и улучшения качества услуг [2]. Как полагает Тонг Лам, рейтинговая система имеет идеологические корни. По мнению автора, Китай смог интегрироваться в идеологию нового социальноэкономического развития, основанного на калькуляции, искусственном интеллекте и кредитах [3].

С 2014 по 2020 г. система социального рейтинга на территории Китая вводилась в экспериментальном режиме. Сначала проект был запущен в г. Суйнин (провинция Цзянсу), а с 2020 г. проект начал действовать на территории всего Китая.

В рамках системы вышеуказанного рейтинга информация о поведении граждан КНР поступает из различных источников: систем видеофиксации, сети Интернет, донесений осведомителей и пр. [6]. Концепция слежения за людьми с внедрением новых технологий не является чем-то новым для других стран, в том числе демократических. Наряду с этим продолжаются дебаты о неприкосновенности частной жизни граждан и их правах в отношении их персональных данных.

На старте каждому гражданину Китая «раздали» по 1 000 баллов, которые могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от его поведения в различных ситуациях. Размер рейтинга жителей влияет на их доступ к различным благам. Таким образом, количество баллов определяет место человека в обществе. Увеличить свой социальный рейтинг гражданин может, если у него хорошая кредитная история, он занимается благотворительностью. Социальный рейтинг снижается за совершение правонарушений, участие в деятельности сект и ряде аналогичных ситуаций.

В зависимости от количества баллов граждане КНР делятся на пять групп: Группа ААА — образцовый граждан (рейтинг больше 1 050 баллов); А+ (рейтинг больше 1 000 баллов); В (рейтинг больше 900 баллов); С — подозрительный гражданин (рейтинг меньше 849 баллов); D — гражданин из «черного списка» (рейтинг меньше 599 баллов).

В Китае существуют «красные» и «черные» списки. Так, в красный список заносятся лица, имеющие активную гражданскую позицию, занимающиеся общественной деятельностью, то есть лица, являющиеся примерными и законопослушными гражданами Китая. В черный список включаются граждане, нарушающие закон.

В пилотных проектах люди, набравшие более 1 050 баллов, считаются образцовыми гражданами и попадают в «красные списки», в то время как те, кто набрал 849 баллов, должны проявлять осторожность, поскольку это уровень предупреждения перед введением определенных ограничений на них. Если оценка пользователя ниже 599, он будет добавлен в «черные списки», которые публикуются для других людей. К примеру, в г. Тайшань появились светодиодные рекламные щиты, расположенные в общественных местах, на которых были размещены фото людей, внесенных в «черный список».

На граждан, которые находятся в группе С, налагаются определенные ограничения, их будут регулярно посещать представители государственных органов. Лица с количеством баллов, соответствующих попаданию в группу D, теряют свою кредитоспособность и больше не смогут претендовать на определенные должности.

К числу других наказаний относятся ограничения на проезд поездами и самолетами. Несколько десятков правительственных ведомств Китая подписали меморандум об ограничении доступа «дискредитированных» лиц на различных уровнях. Данный меморандум является своего рода актом регулирования поведения граждан посредством создания сети организаций, которые действуют совместно в интересах государства. За несколько лет кара настигла миллионы граждан. Только в 2018 г. потенциальным авиапутешественникам запретили покупать билеты 17,5 миллиона раз за нарушения «социального кредита», включая неуплаченные налоги и штрафы. По данным Национального общественного кредитного информационного центра, гражданам 5,5 миллиона раз запрещали покупать билеты на поезд1.

Система социального рейтинга включает в себя обработку данных, генетическое секвенирование и распознавание лиц в целях ужесточения контроля. Считается, что Китай владеет крупнейшими в мире сетями видеонаблюдения с камерами, в 2020 г. их число должно было превысить 620 млн. В нескольких пилотных городах Китая, таких как Шэньчжэнь, Цзинань и Фучжоу, были использованы технологии распознавания лиц для отслеживания и иденти- фикации правонарушителей, чьи имена подлежали немедленной публикации в местных СМИ.

Баллы вычитаются за нарушение закона, а в некоторых провинциях за такие незначительные правонарушения, как прогулка с собакой без поводка или кража туалетной бумаги в отелях. Правозащитники говорят, что «социальный кредит» слишком жесток и может несправедливо навешивать на людей ярлык ненадежных, не сообщая им, что они потеряли статус или как его восстановить.

С момента запуска системы «социальный кредит» власти в целях контроля над обществом все чаще используют искусственный интеллект и другие технологии. Вместе с тем в 2021 г. более 90% жителей Пекина отметили большую роль системы в защите их прав и законных интересов; около 70% поддержали ужесточение наказания за нарушение закона [6].

Такое положение свидетельствует о том, что система социального рейтинга смогла интегрироваться в правовую систему Китая.

Однако согласимся с мнением Р. З. Рувинского и А. А. Тарасова, что данная система при длительном действии может привести к стиранию границ моральных и правовых обязанностей; установлению контроля за общественным поведением со стороны государства и организаций; превращению субъекта в объект общественных отношений [5].

Система социального рейтинга в Китае может облегчить правоприменение посредством обеспечения обмена данными между государственными органами. Такое положение исключит ситуацию, при которой выявления факта совершения правонарушения в одной провинции, другие провинции не получают этой информации, что позволяет правонарушителю уклониться от негативных для него последствий.

Рейтинговая система также направлена на противодействие правонарушениям коррупционного характера. Ведение наблюдения за юридическими лицами позволяет выявить неблагонадежные организации, что также может защитить физических лиц от вступления в гражданско-правовые отношения с фирмой-банкротом, от финансовых потерь. У компании из «черного списка» ограничен доступ к получению государственных контрактов и доступ к банковским кредитам, а также ее могут лишить права на выпуск облигаций или импорта товаров.

С 2021 г. процесс внесения организации в рейтинговую базу стал более прозрачным. Фирмы должны быть уведомлены о возможности угодить в соответствующий список с указанием причин наказания. При этом компании разъясняют условия исключения из списка, однако до настоящего времени в механизме восстановления деловой репутации имеются неясности.

После введения системы социального рейтинга в Китае снизился уровень преступности, особенно в крупных городах. Система социального рейтинга вынудила миллионы граждан Китая «добровольно выполнить свои юридические обязательства», в том числе оплатить сотни миллионов юаней за просроченные штрафы [1].

Таким образом, система социального рейтинга имеет как плюсы, так и минусы. Она направлена на предупреждение правонарушений путем установления «черных списков», а также мер стимулирования правомерного поведения путем увеличения количества баллов в случае благонадежного поведения. Вместе с тем зачастую речь идет о нарушении неприкосновенности частной жизни граждан и их правах в отношении их персональных данных. Кроме этого, поскольку программа работает с применением искусственного интеллекта, возможен сбой вследствие хакерских атак, получения доступа к ней лиц, которые смогут использовать полученные данные в преступных целях.

Опыт формирования и действия системы социального рейтинга в Китае имеет большое значение для формирования подобной системы в других странах, поскольку наш технологический век позволяет собирать огромное количество данных о людях на различных платформах, интегрировать их и использовать для создания репрезентативных профилей и карт моделей поведения, а также для постоянного оценивания других людей с помощью рейтинговых приложений.

Список литературы Формирование социального рейтинга: китайский опыт

  • Адышкина П. Н., Багуцкий Н. В. Социальный рейтинг как фактор снижения правонарушений: на примере КНР // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 106-5. С. 79-83. Текст: непосредственный.
  • Ван Бо. Как искусственный интеллект выявляет нарушения социального поведения и формирует социальный рейтинг (на примере Китая) // Медиа в современ- ном мире. Петербургские чтения: сборник материалов международного научного форума: в двух томах. Санкт-Петербург, 2024. С. 101-102. Текст: непосредственный.
  • Овчинников А. И., Конопий А. С. Правовое стимулирование общественного развития и активности правосознания с помощью социального рейтинга в Китае // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2023. Т. 18, № 3. С. 57-79. Текст: непосредственный.
  • Петров А. А. Китайская система социальной оценки и электронные механизмы контроля // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. № 3-2. С. 737-756. Текст: непосредственный.
  • Рувинский Р. З., Тарасов А. А. «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена // Национальная безопасность / Nota Bene. 2020. № 3. С. 72-88. Текст: непосредственный.
  • Технологии социального рейтинга в КНР / Л. В. Толмачева, В. В. Гончаров, А. А. Борисова, Е. Г. Петренко // Исследование и проектирование интеллектуальных систем в автомобилестроении, авиастроении и машиностроении: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Таганрог, 7 апреля 2023 г). Таганрог: ЭльДирект, 2023. С. 154-161. Текст: непосредственный.
  • Цифровизация общества и система социального кредита: проблемы, перспективы: монография / под редакцией И. А. Ветренко. Санкт-Петербург, 2022. 352 с. Текст: непосредственный.
Еще