Формирование социального воображаемого "хорошего общества" в блогосфере региона
Автор: Коваль Екатерина Александровна, Пронькина Виктория Александровна
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Социология региона
Статья в выпуске: 1 (98) т.25, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается формирование образа регионального социума в блогосфере. Этот образ является важной составляющей имиджа региона, но в отличие от имиджа в его основе лежит не теория управления, а социальное воображаемое - представления людей о том обществе, в котором они живут, а также о перспективах и направлениях развития этого общества. Конструктивным вариантом социального воображаемого является «хорошее общество».
Регион, социальное воображаемое, "хорошее общество", блогосфера, язык вражды
Короткий адрес: https://sciup.org/147222760
IDR: 147222760
Текст научной статьи Формирование социального воображаемого "хорошего общества" в блогосфере региона
Введение. Каждый человек способен к формированию представлений о своем социальном окружении, о своем месте в обществе, о тех ценностях и нормах, которые разделяются большинством. Эти разделяемые многими представления обеспечивают общность и повторяемость социальных практик, конституируют общество определенного типа, а также образы будущего для этого общества. На наш взгляд, это интересный предмет исследования, требующий междисциплинарного подхода к проблеме.
Понимание содержания социального воображаемого необходимо для конституирования представлений о направлениях развития общества, разделяемых большинством. Без таких представлений осложняются процессы общественного развития, управления, усовершенствования социальных институтов.
Вариантами социального воображаемого могут быть утопии, антиутопии, практопии и др. На наш взгляд, оптимальный вариант социального воображаемого — «хорошее общество». В отличие от утопии, «хорошее общество» достижимо и способно развиваться от хорошего к более хорошему, расширенно воспроизводиться. Безусловное преимущество «хорошего общества» по сравнению с антиутопией заключается в том, что последняя пригодна для выживания, а в «хорошем обществе» создаются условия для достойной жизни его членов.
Современные информационно-коммуникационные технологии дают уникальные возможности конструирования социального воображаемого в виртуальной среде, в частности в блогосфере. При этом осуществляется глубокое вза- имопроникновение социальной и виртуальной реальностей: представления реальных людей о социальных проблемах, нормах, ценностях, практиках переносятся в блогосферу, где конкретизируются, изменяются, дополняются и затем, уже в измененном виде, оказывают влияние на социальные реалии.
Таким образом, социальное воображаемое, сконструированное в блогосфере, способно оказать реальное воздействие на текущие социальные процессы и явления. Изучение конституируемого в блогосфере социального воображаемого и оценка перспектив формирования «хорошего общества» в определенных социальных масштабах является актуальной научной проблемой.
В статье предпринята попытка проанализировать отдельные характеристики социального воображаемого, конституируемого на региональном уровне (на примере Республики Мордовия), а также соответствие его содержания параметрам «хорошего общества».
Обзор литературы. Понятие «социальное воображаемое» активно используется в социологии и философии. К разработке и концептуализации этого понятия обращаются Дж. Томпсон [1], К. Касториадис [2], Ч. Тейлор [3] и др.
В работе использовано определение Ч. Тейлора, так как, на наш взгляд, он сформулировал его, описывая современное западное общество, т. е. учитывая специфику конкретного региона. Философ определяет социальное воображаемое как систему, в которую «инкорпорированы типовые ожидания, которые мы возлагаем друг на друга, — своего рода общепринятое понимание вещей, позволяющее реализовать коллективные практики, из которых состоит наша социальная жизнь» [3].
«Хорошее общество» мы определяем как достижимый, имеющий самостоятельный онтологический статус, вариант социального воображаемого. В настоящее время в научной литературе описаны различные модели «хорошего общества», обладающего в первую очередь такими характеристиками, как достижимость и приемлемость для жизни (не для выживания). Либеральная модель (Дж. Гэлбрейт [4], У. Липпманн [5]) основывается на таких параметрах, как права и свободы человека и гражданина, материальное благосостояние граждан, возможности для самореализации, исключение дискриминации по полу, возрасту, национально- сти, религиозным убеждениям и т. п. В коммунитаристской модели «хорошего общества» (А. Этциони [6—9]) акцент делается на таких характеристиках, как мораль, баланс между социальным порядком и индивидуальной автономией. В коммунитаристском «хорошем обществе» население владеет СМИ, что позволяет минимизировать манипуляции социальным воображаемым со стороны властных структур. Модель В. Г. Федотовой [10—12] ориентируется на такие признаки «хорошего общества», как стабильность, безопасность и возможность развития членов социума.
Необходимо отметить, что содержание концепта «хорошее общество» коррелирует с концептом «справедливое общество». Однако далеко не все теории справедливого общества ориентированы на такую характеристику, как реальная достижимость. Философы предлагают различные варианты идеальных моделей справедливого общества [13—16]. В то же время в работах последних лет отражается тенденция, свидетельствующая о необходимости учета социальных реалий при конструировании моделей справедливого общества. В частности, можно отметить работу А. Сена «Идея справедливости», в которой он указывает на то, что рассуждения об идеальном обществе отвлекают нас от более важных задач по улучшению того общества, которое уже есть [17].
Материалы и методы. В качестве основного экспериментального метода исследования социального воображаемого регионального уровня выбран контент-анализ. Он позволяет анализировать объекты в определенном социальном контексте. В качестве единиц контент-анализа выбраны записи в блогах, в которых упоминается конкретный регион — Республика Мордовия, и комментарии к ним. Помимо проблематики записей, акцентируется внимание на аксиологических характеристиках их содержания (позитивные, негативные и нейтральные записи). Единицей счета является комментарий, в котором используется язык вражды.
На одной из самых популярных блог-платформ Рунета «Живой Журнал» (LiveJournal)1 с помощью поиска по ключевым словам «Мордовия» и «Саранск» осуществлялся поиск записей блогеров, пишущих о проблемах, касающихся
Республики Мордовия, в период с 14 июня по 31 декабря 2016 г. Из генеральной совокупности исключены записи с отключенными комментариями, а также записи, где ключевые слова используются, но, исходя из контекста, не составляют основную проблему сообщения. В итоговую выборку вошло 25 записей, касающихся исследуемого региона и в определенной степени отображающих социальное воображаемое регионального уровня.
Результаты исследования. В повседневной жизни человек не часто обращается к анализу проблем в масштабах всего общества или хотя бы в масштабах страны, в которой он живет. В большей степени нас интересуют проблемы, связанные с малыми социальными группами. Мы осмысливаем социальную жизнь в семье, в трудовом или учебном коллективе, в группе по интересам, на уровне отдельного региона.
Регион — это особый срез социальной реальности, который обладает аутентичными характеристиками и способностью к воспроизводству. По мнению В. А. Писачкина и В. В. Козина, регион — «это социальная реальность, морфологическая единица социума, определяемая по физическим и социокультурным параметрам как пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определенный момент времени. Регион — это пространство в географическом отношении, в социальном плане это функционально упорядоченное пространство организации социальных статусов (дистанций)» [18, с. 11]. В этом контексте социальное воображаемое предстает как коллективное представление, образ региона, вербализованный в определенный момент времени.
Разумеется, социальное воображаемое не является константой, оно постоянно меняется, реагирует на происходящие события, поддается манипулятивным и управленческим воздействиям.
Можно предположить, что наиболее распространенными вариантами социального воображаемого являются утопия, антиутопия и «хорошее общество». Утопичные представления о региональном пространстве характеризуются выходом за пределы социальной реальности, поскольку утопия в принципе не достижима. Игнорирование социальных проблем, характерных для любого регионального социума, препятствует их эффективному и оперативному разрешению.
Чувство патриотизма, преданность региональным традициям, следование ценностно-нормативным установкам в гипертрофированном виде из положительных явлений трансформируются в негативные по своим социальным последствиям.
Антиутопия как вариант социального воображаемого характеризуется такими признаками, как апатичность населения, склонность давать исключительно негативные оценки явлениям и процессам социальной действительности и др. Гипертрофированно критическое отношение к социальной действительности, тотальное неприятие любой инициативы власти, конфликтность, препятствующая гражданскому единению, не способствуют улучшению качества жизни населения региона.
Оптимальным вариантом социального воображаемого представляется «хорошее общество». На наш взгляд, при работе с этим концептом необходимо начало системы координат и самого наблюдателя (исследователя) помещать внутрь того общества, которое оценивается как хорошее или плохое. Если общество оценивается извне как плохое, но самим его членам комфортно жить в этом обществе, они воспринимают его как хорошее и стремятся усовершенствовать по мере наличествующих сил и возможностей, то вмешательство внешних сил с целью улучшить общество по своим, внешним параметрам представляется нецелесообразным.
Мы полагаем, что здоровое региональное сообщество адекватно оценивает факты социальной реальности, осмысливает их с учетом общепринятых и индивидуальных ценностно-нормативных позиций и формирует представление о собственном обществе как феномене, далеком от идеала, но приемлемом для жизни. Его можно улучшить, осуществляя и поддерживая одни практики и пресекая другие.
Ч. Тейлор отмечает, что люди «пользовались социальным воображаемым задолго до того, как начали теоретизировать о себе» [3]. Поэтому исследование социального воображаемого предполагает работу не столько с научными теориями, сколько с вербализованными представлениями о структуре регионального социума, отношениях к другим людям и к власти, социальными ожиданиями населения региона, представлениями о системе регионального управления и ценностно-нормативных его характеристиках, включая правовые акты местного и регионального уровня, нормы и ценности, определяющие межнациональные и межконфессиональные отношения и др. Представления такого рода вербализуются в публичном пространстве, которое существенно расширяется посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. Доступ к такому пространству есть у каждого человека, имеющего выход в Интернет. При этом пользователь Сети может не только получать информацию, но и размещать свою, транслируя ее на широкую аудиторию.
Одна из популярных форм выхода в публичное пространство — ведение блога. Блогер реализует себя в Сети, самостоятельно выбирая тематику записей, управляя аудиторией посредством включения или исключения подписчиков. Блогер как субъект публичного пространства имеет возможность оказывать влияние на вербализацию социального воображаемого. Мы анализировали записи и комментарии к ним, касающиеся проблем регионального социума. При этом перед нами не стояла задача анализировать страницы региональных блогеров. Социальное воображаемое региона может формироваться в том числе людьми, не проживающими в этом регионе.
Социальное воображаемое регионального уровня, транслируемое в блогосфере, на наш взгляд, способно оказывать существенное влияние на имидж региона, его туристическую, инвестиционную, миграционную привлекательность.
Из 25 записей в «Живом журнале», выбранных нами для анализа, 9 записей имеют положительное содержание, 6 — нейтральное, 10 — негативное. При этом язык вражды встречается в комментариях не только к текстам, имеющим негативную аксиологическую модальность, но и к оценочнонейтральным.
Под языком вражды мы понимаем «слова, выражения, изображения, произносимые или демонстрируемые в публичном пространстве с целью дискриминировать или унизить человека, исходя из его групповой принадлежности вне зависимости от того, идентифицирует он свою принадлежность к этой группе или нет» [19].
Как правило, блогеры воздерживаются от обращения к языку вражды в своем тексте. Лишь в нескольких записях использован язык вражды как в заголовке, так и в тексте записи. В комментариях к записям с положительной эмотив- ной окраской языка вражды нет. В комментариях к одной нейтральной и большинству негативных записей пользователи прибегают к языку вражды. По результатам анализа до 50 % комментариев к записи содержит риторику ненависти. В таблице даны результаты контент-анализа комментариев к записям с негативной аксиологической модальностью.
Таблица Интенсивность использования языка вражды в комментариях к записям с негативной аксиологической модальностью
Название записи с негативной аксиологической модальностью* |
Дата |
Количество комментариев |
Количество комментариев, содержащих язык вражды |
% |
Кратко и без видео: новости Мордовии |
23.08.2016 |
49 |
4 |
2,0 |
Привет из Мордовии. Как набирали 90 % голосов у Едра. Вам интересно? А? |
20.09.2016 |
245 |
17 |
6,9 |
Руководство нищей Мордовии закупает за счет бюджета часы за 2 млн рублей? |
14.06.2016 |
7 |
2 |
28,5 |
Белкам то Саранск! |
03.11.2016 |
72 |
5 |
6,9 |
Нападение угревой НКО на Мордовию |
09.09.2016 |
4 |
2 |
50,0 |
Негритянская буча в Саранске... А чем возмутились? В Африке, говорят, также на белых реагируют... |
25.11.2016 |
24 |
4 |
16,6 |
Как в Подмосковье в одном округе столкнулись Европа и Мордовия |
28.09.2016 |
6 |
1 |
16,6 |
Мордовия: 5-летнего мальчика жестоко изъяли прямо из детсада |
18.11.2016 |
2 |
0 |
0,0 |
Секс-скандал в Мордовии: физрук-педофил оказался СТОРОННИКОМ ИГ** |
01.10.2016 |
81 |
9 |
ИД |
А где же хотят служить «истинные мусульмане» России? |
31.07.2016 |
7 |
0 |
0,0 |
* Орфография и пунктуация сохранены.
** Организация признана террористической в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо акцентировать внимание на специфике ассоциативного ряда, демонстрируемого комментаторами блогов, по отношению к Республике Мордовия и г. Саранску. Чаще всего пользователи ассоциируют Мордовию с Чемпионатом мира по футболу в 2018 г., французским актером Ж. Депардье, тюрьмами, бывшим главой республики — действующим губернатором Самарской области Н. И. Меркушкиным и селом Белозерье.
Преобладание негативного отношения к республике в записях блогов, активное применение языка вражды формирует отрицательный образ региона в виртуальном пространстве, что может повлиять на привлечение туристов в регион, миграционные процессы, инвестирование в экономику региона.
В то же время в блогосфере отражены позитивные и аксиологически нейтральные образы региона, что свидетельствует как минимум о проблематизации антиутопиче-ских представлений о регионе и перспективах развития конструктивных вариантов социального воображаемого. Так, за анализируемый период времени количество позитивных и негативных записей практически одинаково (9 и 10 соответственно), в комментариях к 5 из 10 негативным записям язык вражды используется не более чем в 10 % случаев. Комментаторы нейтральных записей не обращаются к языку вражды.
Обсуждение и заключения. От качества социального воображаемого зависит реальная жизнь, ее улучшение или ухудшение. Мы полагаем, что трансляция негативных образов региона в блогосфере препятствует формированию «хорошего общества» на региональном уровне. Особое значение имеет язык вражды, так как описание социального воображаемого регионального уровня на таком языке свидетельствует о неудовлетворительном состоянии ценностно-нормативного пространства внутри региона, о высоком уровне конфликтности в обществе.
Социальное воображаемое регионального уровня (на примере Республики Мордовия), отраженное в блогосфере, характеризуется довольно высоким уровнем негативных социальных ожиданий, использованием языка вражды при описании отношения к власти, представителям отдельных национальностей и религиозных организаций и групп. Однако необходимо учитывать, что негативное отражение социальной действительности в блогосфере — общероссийская тенденция. Использование языка вражды в блогах может свидетельствовать о популярности антиутопии как типа социального воображаемого.
В целом соотношение позитивных, негативных и ценностно-нейтральных элементов контента блогосферы, касающегося региональной проблематики за исследуемый период, свидетельствует о перспективах формирования «хорошего общества» как достижимой цели развития Республики Мордовия в ближайшем будущем.
Список литературы Формирование социального воображаемого "хорошего общества" в блогосфере региона
- Thompson J.В. Studies in the Theory of Ideology. Los Ang.: Univ. of California Press Berkeley, 1984. 374 p
- Castoriadis C. The Imaginary Institution of Society. Mass.: The MIT Press Cambridge, 1975. 267 p.
- Taylor Ch. A Secular Age. Camb.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2007. 376 p.
- Galbraith J.K. The Good Society: The Humane Agenda. Boston, N. Y., 1997. 160 p.
- Lippmann W. The Good Society. N. Y.: Grosset and Dunlop, 1956. 38 p.