Формирование умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в процессе профессинально-прикладной физической подготовки
Автор: Баладжан А.Н., Заболотний А.Г., Емтыль Т.Х.
Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport
Рубрика: Профессиональное образование
Статья в выпуске: 4, 2013 года.
Бесплатный доступ
Обращение к феномену общения как к необходимому компоненту предметной области деятельности представителей педагогических профессий позволило выяснить ряд вопросов в логико-функциональном, структурном, прикладном, динамическом аспекте (1, 2, 3). Средством реализации общения являются коммуникативные умения, имеющие разную представленность и значимость в анализируемых сферах деятельности. Это подводит к необходимости анализа содержания общения в деятельности учителя музыки в процессе обеспечения учебно-воспитательной деятельности вообще и при реализации процесса управления школьным хоровым коллективом в частности.
Невербальное профессиональное общение, профессионально-прикладная физическая подготовка будущих учителей музыки
Короткий адрес: https://sciup.org/14263839
IDR: 14263839
Текст научной статьи Формирование умений и навыков невербального профессионального общения будущих учителей музыки в процессе профессинально-прикладной физической подготовки
Важнейшей тенденцией современной музыкальной педагогики является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» (4). Поэтому характеристика музыкального образования непосредственно связана с обращени- ем к человеку и ориентирована на культуру и личные смыслы.
Хотя речь и является универсальным средством общения, для музыкального воспитания она приобре- тает значение только при условии использования общения посредством неречевых знаковых систем. Невербальное общение представляет особый интерес, потому что общение через музыкальные произведения это не столько передача информации, сколько передача эмоционального содержания произведения, что могут обеспечить только невербальные средства общения.
Актуализирует потребности формирования умений и навыков общения будущих учителей музыки то обстоятельство, что одной из важных сфер их деятельности в общеобразовательной школе является дирижирование как важнейшая составляющая профессии, выступающая в качестве основания реализации функции хормейстера. Необходимые знания о владении «внутренней» техникой, о сознательном понимании объективных психологических механизмов, лежащих в основе активного взаимодействия с музыкальным коллективом, о правильной и органичной координации своих внешних и внутренних действий будущий хормейстер получает при изучении предмета «Хоровое дирижирование и практика работы с хором». Выразительные движения в дирижировании как средство общения связаны со словом и действием. Будучи более понятными в сочетании с музыкой, выразительные движения помогают раскрыть ее смысл, конкретизируют содержание музыкального образа. Однако, несмотря на то что декларируется направленное формирование способностей, лежащих в основе невербальных средств общения (5), обучение преимущественно направлено на развитие умений выполнять жесты, технические приемы. В силу недостаточности выделяемого количества времени, трудоемкости формирования специальных навыков невербальные способы общения овладеваются студентами на недостаточно высоком уровне. Кроме того, на занятиях по предмету «Хоровое дирижирование и практика работы с хором» основное внимание уделяется теории и практике формирования конкретных двигательных действий. В соответствии с содержанием образования не развиваются базовые физические способности, лежащие в основе качественного выполнения мануальных движений, обеспечивающих невербальное общение учителя с учениками в процессе руководства им хоровым коллективом.
Эффективность применения средств формирования профессиональных навыков и профессиональных способностей в значительной степени зависит от систематичности занятий и от внимания, уделяемого развитию профессиональных навыков, что возможно при обеспечении интеграционного взаимодействия всех форм, средств, методов и других процессуальных компонентов подготовки в условиях единого профессионально-прикладного пространства. Для реализации поставленной задачи разработана программа спецкурса «Содержание и методы невербального общения учителя музыки», тематический план составлен в соответствии с государственными требованиями, предъявляемыми к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050100 – Педагогическое образование, профиль «Музыка».
Спецкурс рассчитан на 102 часа (18 часов отводятся на лекционные занятия, 28 – на практические и 56 – на самостоятельную работу вне учебных занятий).
Целью данного спецкурса является совершенствование методики общения (в том числе и невербального) в процессе хоровой деятельности будущего учителя музыки.
Задачи спецкурса:
-
1) обеспечение осознания студентами роли вербального и невербального общения в процессе педагогической деятельности;
-
2) формирование комплексного представления о содержании, формах и методах общения учителя музыки;
-
3) вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления вербального и невербального общения в процессе хоровой деятельности учителя музыки;
-
4) обеспечение будущих учителей музыки практическими навыками и разработками построения уроков музыки с использованием различных способов общения для проведения мероприятий в период педагогической практики.
При освоении спецкурса студенты знакомятся с теоретическими основами профессионального общения в процессе хоровой деятельности учителя музыки и изучают историю вопроса, его актуальность на современном этапе, сущность и содержание вербального и невербального поведения в деятельности учителя музыки, цели и задачи педагогического общения. Лекционный материал первого раздела спецкурса дает возможность убедить студентов, что обращение к проблеме актуализации общения учителя музыки закономерно и объективно оправдано.
Установка на педагогическое общение выдвигает на первый план задачи, связанные не только с передачей школьникам необходимого объема знаний о музыке, но и с тем, чтобы материал был доступным, эмоционально окрашенным, интересным, доходчивым. Суть общения состоит в том, что учитель должен не только сам овладеть средствами и техникой общения, но и стремиться к постоянному ее совершенствованию, а также к развитию невербальных качеств учеников с помощью тщательно спланированной работы. Только в этом случае профессиональная деятельность учителя будет успешной, а общение между учителем и учениками плодотворным.
Для проверки эффективности предложенной методики формирования профессиональных навыков проводился педагогический эксперимент. Уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений и навыков использования дирижерской техники у студентов оценивался пятью независимыми экспертами. При их отборе учитывались знание ими методики педагогического исследования, наличие опыта дирижерско-хормейстерской и педагогической деятельности. Оценки выставлялись анонимно.
На начальном этапе эксперимента ни в экспериментальной, ни в контрольной группе не определились студенты, имеющие высокий уровень коммуникативных умений, связанных с созданием благоприятной атмосферы на уроках музыки, разбором музыкального произведения и исполнением музыкальных произведений, что естественно, так как основные предметы специального блока не изучены. Уровень подготовленности участников экспериментальной и контрольной групп примерно одинаков. Около 72% студентов имеют низкий и около 28% – средний уровень сформиро-ванности умений.
На заключительном этапе эксперимента наблюдалась тенденция улучшения качества владения навыками как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако фиксируются результаты преимущества экспериментальной группы по всем компонентам. Члены экспериментальной группы в 13,2% случаев оцениваются экспертами как слабо проявившие коммуникативные умения, тогда как таковых в контрольной группе оказалось более трети (33%).
Количество владеющих умениями на среднем уровне в группах примерно одинаково (в экспериментальной – 60,8%, в контрольной – 56,7%), поэтому количество проявлений высокого уровня владения навыками в экспериментальной группе больше (26%), чем в контрольной.
Количественные изменения в применении профессиональных коммуникативных умений наблюдались после 2-го и 4-го семестра обучения, то есть после 1-го и 2-го этапа эксперимента.
Выявлено, что количество правильно примененных умений профессионального общения у представителей экспериментальной группы преобладает над аналогичным показателем в контрольной группе уже в течение первого семестра обучения.
Однако этого времени недостаточно для того, чтобы сформировать представление о всем многообразии умений и обеспечить их равноценное использование. Поэтому показатели количества коммуникативных умений, не использованных либо использованных неверно, в группах не различаются. Иная картина наблюдается на заключительном этапе, где по всем количественным характеристикам применяемых умений участники экспериментальной группы имеют лучшие результаты. Они применяют достоверно большее количество умений, у них уменьшается количество не-применяющихся умений, а также уменьшается количество умений, выполненных неверно.
Профессиональные коммуникативные умения (ПКУ) представляют собой сложное и интегративное явление, проявляющееся в мотивационно-ценностном отношении к профессиональной деятельности, в уровне профессионально-педагогических знаний и профессионально-педагогических умений, необходимых для осуществления эффективного педагогического общения, в способности решать проблемные ситуационнокоммуникативные задачи (ПСКЗ), моделирующие условия будущей профессиональной деятельности.
Для определения уровня развития ПКУ по критерию «мотивационно-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности» был разработан опросник на основе методики В. П. Кузовлева, адаптированный применительно к целям данного исследования.
На предварительном этапе констатирующего эксперимента выяснилось, что 20,4% студентов второго курса руководствуются узколичностными, прагматическими мотивами, не связанными с профессиональной педагогической деятельностью, что соответствует низкому уровню развития ПКУ.
Большинством студентов (51%) движет интерес к предметам специального блока, а не мотивы получения педагогической профессии, что соответствует среднему уровню развития ПКУ.
И только 28,6% студентов связывают изучение предметов специального блока с будущей профессиональной деятельностью в качестве учителя музыки, проявляют готовность к совершенствованию ПКУ.
Для определения уровня развития ПКУ по второму критерию – «владение профессиональными знаниями» – мы сосредоточили свое внимание на культурологической составляющей ПКУ. Был разработан специальный тест, задачей которого была проверка уровня владения будущими учителями музыки социокультурными знаниями и умениями использовать эти знания для толкования и интерпретации музыкальных произведений. Для обработки полученных результатов использовалась методика Д. С. Горбатова «Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников». По результатам предэкспериментального тестирования были сделаны следующие выводы: высокий уровень знаний показали 10% студентов, средний – 30% студентов, низкий – 60% студентов.
В результате теоретического анализа сущности и содержания ПКУ нами было установлено, что коммуникативный компонент содержится в каждом из профессионально-педагогических умений, поэтому владение профессионально-педагогическими умениями является, с нашей точки зрения, ключевым критерием в определении уровня развития ПКУ.
В качестве способа диагностики профессиональнопедагогических умений нами был использован мало-формализованный метод: исследующее наблюдение проводилось в процессе занятий по практическому курсу дирижирования. Объектами наблюдения были умения различных групп (проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные, исследовательские, умения контроля), включенные нами в специальную карту наблюдений. Владение на высоком уровне каждым из профессионально-педагогических умений, обозначенных в таблице, оценивалось в 3 балла, на среднем уровне – в 2 балла, на низком – в 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог набрать студент, составило 60. Нами была определена следующая шкала поуровневого развития по данному критерию: 60-51 балл – высокий уровень, 50-41 балл – средний уровень, 40 и менее баллов – низкий уровень.
Результаты наблюдений занесены в таблицу и свидетельствуют о том, что студенты на начальном этапе эксперимента не владеют умениями, потенциально значимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим изменения умений в процессе эксперимента по описанным выше критериям в сопоставлении с результатами предэкспериментального среза (таблица).
Количественные показатели и качественная интерпретация результатов контрольных срезов по всем четырем критериям иллюстрируют увеличение количества студентов, которые справились со всеми заданиями на высоком уровне за счет уменьшения числа студентов, которые показывали при выполнении заданий средний уровень, и одновременное увеличение числа студентов, которые справились со всеми заданиями на среднем уровне, и уменьшение количества студентов, выполнявших задания на низком уровне.
Следовательно, обучение в ходе формирующего эксперимента сделало возможным сокращение раз-
Таблица
Динамика развития профессиональных коммуникативных умений
Данные, полученные после статистической обработки, свидетельствуют о том, что реализация разработанной методики позволила повысить уровень развития ПКУ по критерию «мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности» на высоком уровне с 30% до 50%, на среднем уровне – с 40% до 50%; по критерию «владение профессиональными знаниями»: на высоком уровне – с 10% до 30%, на среднем уровне – с 30% до 50%; по критерию «владение профессионально-педагогическими умениями»: на высоком уровне – с 0% до 10%, на среднем уровне – с 30% до 60%.
Динамика уровня сформированности навыков выполнения конкретных приемов дирижерской техники рассчитана на основании наблюдения за практической работой студентов в хоровом классе в качестве хормейстера (не менее 15 занятий) на основании 1950 протоколов в экспериментальной и 1725 протоколов в контрольной группе.
В процессе обучения в первом семестре выявляются показатели техники дирижирования, которые развиваются труднее, чем другие. Типовыми являются техники дирижирования ауфтакта физиологических параметров оптимального вдоха и техника дирижерской отдачи. Оба показателя трудно осваиваются как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Вторая выделяемая группа показателей характеризуется стойкой позитивной динамикой показателей в экспериментальной группе в течение всего года при низких темпах развития в контрольной. К типовым показателям относятся владение дирижерской техникой цельно-гибкой руки с приоритетом пластичности хормейстерских движений, техника дирижерского отображения основных видов вокальной атаки звука, владение мимикой лица. Эти навыки формируются при постоянном внимании.
Третья группа навыков при соответствующем внимании формируется достаточно быстро, а затем стабилизируется, либо прирост уменьшается. Такими навыками являются неудержание соответствующей рабочей позы и обеспечение мышечной свободы и пластики движений. В частности, в течение первого семестра студенты экспериментальной группы достигли высокого уровня владения рабочей позой и обеспечения мышечной свободы. Этим объясняется отсутствие достоверного роста качества исполнения техники этих компонентов в период между 1-м и 2-м семестром.
Отмечается следующая закономерность в реализации навыков дирижерской техники: чем сложнее для изучения действие, тем однороднее результаты.
Таким образом, можно констатировать, что предложенный подход к организации учебной деятельности приводит к более интенсивному формированию навыков невербального общения студентов, обеспечивающих моторную информативность дирижерской техники.
Заключение. Внедрение в учебно-воспитательный процесс отделения «Музыкальное образование» Института искусств предложенной модели, оптимальных форм и методов формирования вербального и невербального способов профессионального общения при подготовке будущих учителей к хормейстерской деятельности, при координации работы преподавателей различных кафедр по подготовке студентов к профессиональному общению в процессе хоровой деятельности и дополнении содержания профессионального образования спецкурсом «Содержание и методы невербального общения учителя музыки» позволяет обеспечить достижение более высокого уровня развития профессиональных коммуникативных умений и навыков по критериям «мотивационно-ценностное отношение к профессиональной деятельности», «владение профессиональными знаниями», «владение профессионально-педагогическими умениями».
FORMATION OF NONVERBAL PROFESSIONAL
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.