Формирование зеленой экономики в рекреационном субрегионе России
Автор: Медяник Н.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-3 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Раскрываются возможные пути формирования и реализации зеленой экономики в отдельно взятом субрегионе России - Кавказские Минеральные Воды.
Природопользование, зеленая экономика, экосистемы, рекреационный субрегион, стимулирование рационального природопользования, декаплинг
Короткий адрес: https://sciup.org/140107794
IDR: 140107794
Текст научной статьи Формирование зеленой экономики в рекреационном субрегионе России
Несомненно, города-курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ) играют особую и весьма значимую роль в социально-экономической жизни российского общества, успешно решая на протяжении более чем двухсот лет важную государственную задачу повышения качества здоровья россиян, восстановления трудового потенциала страны. Подобная роль городов- курортов в общегосударственной системе санаторно-курортного лечения в очередной раз нашла подтверждение в Постановлении Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» [1].
В силу наличия уникальных лечебных факторов и ресурсов основное назначение экосистемы территории КМВ состоит в оказании обществу рекреационных услуг и, прежде всего, курортных. Позиционирование КМВ в качестве региона-экосистемы с уникальным набором рекреационных функций (благ, услуг) позволяет субрегиону мобилизовать внутренние источники экономического роста, максимально реализуя эколого-ресурсные «сравнительные преимущества» в оказании курортных услуг и актуализирует необходимость наращивания и эффективного использования экосистемного потенциала. Подобный сценарий развития способствует озеленению регионального хозяйства, вписывая КМВ в общемировой и национальный тренды «озеленения», о чем автором сказано ранее в ряде опубликованных статей [см, например, 2, 3].
Если обратиться к мировому опыту, то в последние годы рассмотрение экосистем, в том числе и рекреационных, как капитала получило свою практическую интерпретацию в проектах и разработках. Среди перспективных научных работ в области подходов к оценке развития использования различных экосистем следует также отметить Доклад «Об измерении экономического развития и социального прогресса» [4]. В частности, в нем отмечается, что ВВП не охватывает различные социальные процессы, изменения в окружающей среде, некоторые явления, которые принято называть «устойчивостью» развития. Следовательно, создание на уровне федеральных и региональных органов власти эффективных косвенных и прямых экономических инструментов и регуляторов для развития эколого-адаптированных видов деятельности, предпринимательства будет способствовать адекватной оценке экоресурсов и экосистем.
Так, на КМВ экологические инициативы муниципального уровня реализуются в рамках специализированных муниципальных программ. В частности, в субрегионе повсеместно реализуются энергосберегающие проекты и программы. Например, в городе-курорте Пятигорске реализуется муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности города-курорта Пятигорска на 2011 - 2015 годы», в Кисловодске - «Энергосбережение на территории городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края на 2010-2013 годы», а в городе-курорте Ессентуки - «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 гг» [5].
Важное место в «зеленом» развитии КМВ отводится решению задач в области водоснабжения и водоотведения. В частности, в рамках Стратегии развития субрегиона предполагается строительство инженерной инфраструктуры всеобщего канализования населенных пунктов и очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод и увеличивающих ее производительность с 360 до 550 тыс.м3/сут. Зеленые перспективы развития транспортного комплекса в субрегионе КМВ связываются с осуществлением технического перевооружения транспортных средств для обеспечения выхода на уровень стандартов ЕВРО-4 и ЕВРО-5 по выбросам загрязняющих веществ, в городе-курорте Кисловодске предполагается выделение района с ограничением въезда личного легкового автотранспорта, оснащенного двигателем, не соответствующим стандарту евро-3 и выше к 2033 г., а также развитие электромобилей, включая автобусы.
Отметим, что большинство зеленых инициатив в городах-курортах КМВ предусмотрены в рамках реализации стратегий их развития. Так, в Стратегии развития города-курорта Пятигорска до 2020 года экологические ориентиры города тестируются в формате парка «Экология жизни», включающего направления: «Экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности; «Экология природной среды» -сохранение и защита природной среды, поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников; «Экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики; «Экологические инновации» - разработка и внедрение экологически-чистых и ресурсосберегающих технологий и инновационных методов курортного, реабилитационного и иных видов медицинского лечения [6].
Рассматривая планируемые и уже реализуемые мероприятия в рамках создания зеленой экономики рекреационного региона, отметим, что для здесь критически важным является достижение эффекта «декаплинга» (decoupling) [7]. В лексиконе ученых и политиков термин «декаплинг» стал в последнее время общеупотребимым, много внимания уделяют ему и международные организации. Так, часто отмечается, что декаплинг является стратегической основой движения к экологически устойчивой экономике, позволяющий рассогласовать темпы роста благосостояния людей, с одной стороны, и потребления ресурсов и экологического воздействия, с другой [8]. Считаем, что на Кавказских Минеральных Водах обеспечение экологической безопасности и развитие «зеленой» экономики с помощью декаплинга является крайне важным, поскольку рекреационные территории требуют особого режима природопользования.
Итак, сохранения экологических систем можно достичь только при условии формирования и реализации «зеленой» экономики, способствующей действительно экологически безопасному развитию как стран в целом, так и территорий с учетом их функциональной ориентированности. Вектор реализации зеленой экономики следует направить на разработку моделей эколого-экономического развития территорий, сочетающей различные формы и методы государственного и муниципального регулирования сферы природопользования, а также частной инициативы [9].