Формообразование в музыке А. Веберна: предпосылки музыкально-компьютерного программирования

Автор: Мезенцева Светлана Владимировна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 3 (60), 2021 года.

Бесплатный доступ

Предлагается анализ конструктивных особенностей вокальных произведений Антона Веберна ор. 12-19 с точки зрения формообразования и специфики развития. Проводятся параллели музыкально-компьютерного программирования с определенного рода программированием, заданным серией в додекафонной музыке. Предлагается ракурс, проливающий свет на формирование музыкальной эстетики атональной музыки, понимание музыки «Новой венской школы». Цель исследования: рассмотреть формообразующие принципы музыкальных произведений додекафонией музыки и провести параллели с произведениями, создание которых стало возможно с появлением музыкально-компьютерных технологий.

Еще

Атональность, додекафония, антон веберн, компьютерное моделирование элементов музыкального творчества, музыкально-компьютерные технологии, мкт

Короткий адрес: https://sciup.org/140290302

IDR: 140290302

Список литературы Формообразование в музыке А. Веберна: предпосылки музыкально-компьютерного программирования

  • Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. – 2015, № 6. – С. 135–139.
  • Берков В.О. Формообразующие средства гармонии. – М.: Советский композитор, 1971. – 343 с.
  • Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. – Л.: Музыка, 1985. – 238 с.
  • Васина-Гроссман В.А. Вокальные миниатюры Антона Веберна (к изучению вокальных стилей XX века) // Музыкальный современник. Вып. 5. – М.: Сов. композитор, 1984. – С. 273–287.
  • Веберн А. Лекции о музыке, письма. – М.: Музыка, 1975. – 143 с.
  • Гончаренко С.С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки. 1997. – 164 с.
  • Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии // Теория и практика общественного развития. – 2015, № 7. – С. 213–218.
  • Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование / Уч. пос. для студ. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 190 с.
  • Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев С.В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013, № 4 (75). – С. 16–24.
  • Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014, № 168. – С. 84–93.
  • Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 159 с.
  • Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества // Региональная информатика «РИ-2014». Материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. – СПб.: Санкт-петербургское общество информатики, связи и управления, 2014. – С. 293–294.
  • Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. – М.: Музыка, 1984. – 256 с.
  • Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып. 6. – М.: Музыка, 1968. – С. 478–523.
  • Кудряшов Ю.В. Характерные особенности техники и формы ранних произведений Веберна // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 2. – М.: Сов. Композитор, 1973. – С. 345–371.
  • Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории и эстетики: монография. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 138 с.
  • Литвих Е.В. Концепция формы в серийной музыке Антона Веберна в контексте визуальных искусств XX века / Автореф. ... дисс. канд. иск. – Саратов, 2009. – 28 с.
  • Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1967. – 752 с.
  • Порфирьева А.Л. Эстетика австро-немецкой поэзии начала XX века и камерное вокальное творчество Веребрна // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. Сборник трудов ЛГИТМиК. – Л.: ЛГИТМиК, 1980. – С. 71–86.
  • Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции. – М.: Музыка, 1985. – 285 с.
  • Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. – Л.: Музыка, 1972. – 498 с.
  • Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. – М.: Музыка, 1971. – 302 с.
  • Холопова В.Н. Мелодика. Научно-методический очерк. – М.: Музыка, 1984. – 88 с.
  • Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн. – М.: Советский композитор, 1984. – 319 с.
  • Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches // Opcion. V. 35. – 2019, № SpecialEdition 24. – P. 360–375.
  • Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modeling the Process of Musical Creativity in Musical Instrument Digital Interface Format // Opcion. Vol. 35. – 2019, № Special Issue 22. – P. 392–409.
  • Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education // Music Scholarship. – 2018, № 4 (33). – P. 55–64.
Еще
Статья научная