Формообразующая и посредническая роль души Христа в позднем оригенизме

Автор: Баранов Владимир Александрович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Античная психология

Статья в выпуске: 2 т.6, 2012 года.

Бесплатный доступ

Византийские иконоборцы часто используют эпитет «бездушный» по отношению к религиозным изображениям. В статье предлагается обзор соответствующих источников и пересмотр учения иконоборцев с точки зрения гипотезы о том, что они могли использовать этот термин не в риторическом смысле («мертвый»), но в буквальном смысле («лишенный души»). Так, в главном богословском источнике иконоборцев, «Определении» Собора в Иерии (754 г.) дважды говорится о посреднической роли души Христа между божеством Слова и человеческой плотью. Эта христологическая схема, восходящая к христианскому платонизму Оригена и его последователей, лежит в основе главного возражения иконоборцев на почитание религиозных изображений: неспособность иконопочитателей «передать» душу Христа на иконе приводит к смешению или разделению природ, так как именно душа в иконоборческой христологии связывает плоть и божество воедино. Кроме того, во фрагменте «Определения» Иерии о не обладающей человеческим видом Евхаристии как единственно правильном образе Христа, иконоборцы уподобляют Евхаристию Воплощению и утверждают, что Христос принимает из человеческой природы только общую материю, которая также не обладает человеческим видом. Если добавить к этому другие тексты о Воплощении, которые упоминают человеческую душу Христа, становится ясно, что учение о восприятии лишь плоти из всей человеческой природы, является последовательным и целостным. В этой христологии душа Христа не только предсуществует, но и имеет особую формообразующую функцию, «сгущая» и формируя тело Христа во чреве Богородицы. Роль Богородицы в этой христологии существенно менее важна, чем в христологии иконопочитателей, так как Мария лишь предоставляет вещество душе Христа, формирующей Его человеческое тело. Этим можно объяснить значительный объем данных летописей и житийных источников, которые обвиняют иконоборцев в «несторианствующем» отношении к Богородице.

Еще

Оригенизм, платонизм, христология, эмбриология, евхаристия

Короткий адрес: https://sciup.org/147103338

IDR: 147103338

Статья научная