Формы и стратегии адаптации трудовых иммигрантов в Байкальском регионе
Автор: Данилова Зинаида Андреевна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 6, 2012 года.
Бесплатный доступ
На основании проведенных исследований в регионе выявлены формы, стратегии приспособления внешних трудовых мигрантов. Исследование иностранных трудящихся осуществлялось преимущественно по группам: наемные рабочие и мигранты, имеющие свое дело. Изучены и индивидуальные стратегии адаптации иммигрантов. Стратегии адаптации иммигрантов рассматриваются в зависимости и от стран-выхода, времени проживания в принимающем обществе.
Трудовые иммигранты, формы, стратегии, адаптивное поведение
Короткий адрес: https://sciup.org/148181091
IDR: 148181091
Текст научной статьи Формы и стратегии адаптации трудовых иммигрантов в Байкальском регионе
Основная часть перемещений населения в мире является трудовой, и миграционный обмен между странами и регионами происходит преимущественно с целью трудоустройства на более выгодных условиях в стране-резиденте.
Трудовые миграции носят добровольный характер и способствуют более равномерному распределению рабочей силы в социальном пространстве, перераспределению ее между трудоизбыточными и трудонедостаточными территориями. Маятниковые и сезонные территориальные перемещения особенно характерны для трансграничных территорий.
В трансграничных регионах России, в том числе Байкальском регионе (БР), включающем территории Республики Бурятия, Иркутской об- ласти и Забайкальского края1, данные процессы протекают достаточно интенсивно.
В противоречивой палитре мнений о миграционных процессах доминирующим является мнение о том, что труд иностранных рабочих экономически выгоден для страны. В обществе важным представляется поиск и расстановка разумных акцентов в миграционной политике, не ущемляя интересы россиян. Для ликвидации дефицита и формирования собственных human resources (от англ. трудовые ресурсы) потребуется определенное время. Для поступательного развития общества в ближайшей перспективе целесообразно использовать избыток трудовых ресурсов в пограничных азиатских странах.
Современный мировой экономический кризис существенно снизил международную мобильность населения, однако многие страны продолжают испытывать потребность в иностранной рабочей силе, и отношение к ним в принимающих обществах неоднозначное. Существующий выбор в общественном сознании: способствовать интеграции, адаптации мигрантов в принимающем обществе либо, напротив, «геттоизации», изоляции мигрантов и необходимости их использования вообще в условиях экономического кризиса продолжают оставаться наиболее обсуждаемыми вопросами социума. На данный момент становится очевидным, что, с одной стороны, назревает необходимость в адаптации иностранной рабочей силы, создании им необходимых условий для цивилизованного труда и проживания. С другой, иммигранты должны принимать условия принимающей страны, изучать культуру и язык, адаптироваться с учетом законов, норм и традиций общества-приема.
Наряду с позитивными моментами в использовании труда иностранной рабочей силы нарастают противоречия между мигрантами и жителями принимающих стран. Общество-резидент должно быть заинтересовано в управляемом потоке миграции, создании надлежащих условий для эффективной деятельности иностранной рабочей силы, способствуя тем самым устранению и предупреждению конфликтных ситуаций в миграционных процессах. Однако интегрирование иммигрантов в принимающее общество затруднено, уровень адаптации большинства внешних трудовых мигрантов довольно низкий, многие из них экономически и юридически не защищены, испытывают прессинг со стороны властей и местного населения, ограничен их доступ к социальной инфраструктуре и др.
В мировой практике отмечается тенденция защиты прав своих граждан, работающих за рубежом, в то же время нарастает ущемление этих же прав в своей стране. Как следствие, в принимающем обществе отмечаются негативные тенденции в миграционных процессах. Мигрантам сложно легализовать свое положение, получить определенные стимулы для применения своего труда и др. Нисходящая социальная мобильность вызывает неудовлетворенность своим положением, способствует росту социальных отклонений, преступности в среде иммигрантов, нарушающих стабильность в принимающем обществе.
В современных условиях актуальным представляется экономико-социологический анализ процесса миграции, изучение экономического поведения, форм и стратегий приспособления трудовых иммигрантов. Сегодня необходимо разработать новые научные подходы в оптимальной адаптации легальных трудовых мигрантов, от решения которых зависит снижение конфликтного потенциала в принимающем обществе.
Под руководством автора при грантовой поддержке международного научного фонда «Научный потенциал» (договор №77) и РГНФ (0703-62304 а/Т) в 2006-2008 гг. осуществлялись обследования уровня адаптации международных мигрантов в Байкальском регионе. В 2009 и 2010 гг. (Грант РГНФ №10-03-62740 е/Т) исследования уровня адаптации и интеграции трудовых иммигрантов проведены в Республике Бурятия. Проводились анкетные опросы населения и мигрантов, контент-анализ СМИ, экспертные опросы специалистов, интервью с руководителями зарубежных национально-культурных обществ и др.
На основании проведенных исследований в регионе выявлены некоторые формы и стратегии приспособления внешних трудовых мигрантов на территории изучаемого региона.
– Стратегии адаптивного поведения иностранных трудящихся обусловлены различными факторами, а также личностными ресурсами, которыми располагают мигранты. Модели поведения внешних мигрантов варьируются в зависимости от страны выхода, времени проживания в обществе-резиденте, сферы и рода деятельности.
– При выборе конкретной модели адаптации мигранты руководствуются различными ориентациями. Модели, или стратегии адаптивного поведения, могут носить как характер наименьшего, так и наибольшего сопротивления. Выбор линии наименьшего сопротивления предполагает максимальное сбережение адаптивных ресурсов, их экономное расходование, поэтому его выбирают преимущественно индивиды с ограниченными адаптивными ресурсами, а также те, кто параллельно задействован в нескольких адаптивных процессах. Выбор стратегии между наименьшим и наибольшим сопротивлением в основном выбирают группы лиц «колеблющихся», «неопределившихся» в конкретной ситуации, занявших выжидательные позиции.
– Модели адаптивного поведения могут быть временные и постоянные, рассчитанные на короткий или длительный срок. При минимизации времени достижения желаемого жизненного успеха оптимальна модель поведения с высокой скоростью и гибкостью адаптации, так как необходимо быстрое и эффективное реагирование индивидов на те или иные изменения среды. Подобная модель поведения особенно характерна для мигрантов, поведение которых часто подвергается изменениям под воздействием непредсказуемой внешней среды.
– Трудовая мобильность иностранных рабочих носит преимущественно сезонный характер. Основной целью приезда ИРС является получение заработка, обеспечение выживаемости семьи, улучшение материального положения семьи за рубежом. Мигранты в большинстве своем имеют рабочие специальности и преимущественно сосредоточены в строительном секторе экономики, реже в лесоперерабатывающем комплексе, пищевом и др. отраслях.
– Труд иммигрантов является более эффективным и дешевым для работодателей, его преимущества констатируют на всех уровнях общества. При помощи иностранных рабочих, в основном граждан КНР, с каждым годом меняется облик городов и поселков региона, разворачиваются новые строительные объекты. Однако эффект «быстрого» строительства не всегда сопровождается качеством возведенных сооружений.
– Мигранты-предприниматели, составляющие 25,3% респондентов, являются преимущественно мелкими и средними предпринимателями, занимаются торгово-закупочной деятельностью, работают в пищевой, лесоперерабатывающей отрасли и др., заняты челночным бизнесом, осуществляют операции по закупке природных ресурсов, металла, леса. С одной стороны, они выполняют важную социальную функцию – обеспечивают регион дешевой и необходимой продукцией, с другой, деятельность иностранных предпринимателей носит порою потребительский, спекулятивный характер по отношению к российским природным ресурсам. Подобное мнение сложилось почти у половины опрошенного населения.
– Иностранные рабочие используют следующие основные стратегии адаптации в обществе-резиденте: экономия на всем, ограничение своих потребностей, исполнительный характер деятельности, ориентация на поиск дополнительных источников (подработки, помимо основной работы). Для зарубежных предпринимателей характерны несколько другие стратегии адаптации: творческий характер деятельности, поиск высокооплачиваемой работы, ориентация на повышение уровня квалификации, освоение других профессий.
– Трудовую активность большинства трансграничных мигрантов возможно воспринимать как сезонную и маятниковую стратегии адаптации или ситуационно-реактивный тип адаптации, поскольку цели и задачи такого приспособления краткосрочны и вариативны. Данный тип возникает на непродолжительное время и носит слабоустойчивый характер. Исходя из того, что трудовые мигранты в своем большинстве реализуют временные стратегии трудовой адаптации, для них не представляется важным интегрироваться с принимающим социумом.
– Основные социально-экономические формы адаптации мигрантов – компенсаторные и депривационные. При компенсаторных адаптациях мигрант использует механизм включения дополнительных ресурсов для обеспечения своих потребностей. Депривационным адаптациям характерна стратегия самоограничения, когда мигрант снижает свои потребности, при этом упрощаются его внутренняя структура и стандарты поведения.
С одной стороны, иностранные рабочие сознательно идут на использование этих стратегий и минимизация «затрат» на существование в чужой стране является обычной практикой трудовых иммигрантов, поскольку основная их цель пребывания за рубежом – заработки для обеспечения своей семьи на родине. С другой стороны, дискомфортность существования, дискриминация труда, обман при расчетах заработной платы и др.негативные моменты в трудовых практиках мигрантов, существенно влияют на уровень их социального самочувствия и в целом адаптации в условиях принимающего общества.
– Большая часть иммигрантов из стран дальнего зарубежья, прибывших недавно в регион, применяет депривационные модели адаптации. Иностранные работники не могут удовлетворить свои базовые потребности вследствие отсутствия доступа к определенным материальным и социальным ресурсам. У другой группы мигрантов, первой постсоветской волны миграции из стран СНГ, вследствие продолжительного исторического периода совместного проживания практически завершился процесс этнической аккультурации. Социально-экономические ниши занятости у этой группы мигрантов довольно размыты, и они в основном чувствуют себя довольно комфортно в местном социуме.
– Эпицентром внимания трудовых иммигрантов становится группа, происходит группо- вая интегрированность по этническому признаку. На изучаемой территории, как и в других регионах страны, распространено предпринимательство, основанное на этнических ресурсах, объединяющее работников одного этноса. Участие граждан Азербайджана больше всего отмечено в оптовой торговле, пищевой отрасли, мигрантов КНР и Узбекистана – ремонте и строительстве, лесоперерабатывающем комплексе, Кореи – сельском хозяйстве, Армении – автосервисе, ювелирном деле, Киргизии – розничной торговле.
– Индивидуальные стратегии адаптации использует незначительное число мигрантов, имеющих достаточно отлаженные социальные связи и отношения в обществе приема. Помощь или курирование коллектива, группы, влияние корпоративной культуры для них не является столь существенным, как для маятниковых и сезонных мигрантов.
– Поскольку в мигрантских обществах ценности-цели еще не устоялись, то различные формы приспособления могут существовать одновременно у одних и тех же индивидов. Так, отдельный мигрант использует одновременно как инновационные, так и конформные формы приспособления. Наряду с этим происходит также перегруппировка мигрантов, имеющих разные формы приспособления. Кто ранее был ретритистом, в новых условиях среды становится конформистом и т.д.
– Трудовые практики иностранных рабочих часто осуществляются в закрытых «извне» системах, соответственно они фактически не испытывают влияния принимающего общества. Для них характерна адаптация по сценарию изоляции, происходит отделение от внешнего окру- жения, в то время как адаптация иностранных граждан, занимающихся коммерческой или другой деятельностью, происходит по модификационной модели, направленной на усвоение новых форм взаимодействия. Данная модель является более открытой и эффективной, обуславливает ассимиляцию с местным населением. Однако для принимающего общества она менее удобна и ведет к нарушению его безопасного существования. Постепенно усиливается система мер в отношении этой группы иммигрантов, поскольку они менее контролируемы и их поведение не всегда соответствует ожиданиям общества резидента.
– Процесс интеграции мигрантов в местное сообщество несколько различается и по странам выхода. Если трудовые мигранты Украины, Белоруссии и Молдовы уже давно ассимилировались в местном социуме, то мигранты Закавказья и Средней Азии сохраняют свою национально-культурную самобытность, предпочитают чаще изоляцию, чем коммуникацию с местным населением. Трудовые мигранты из стран дальнего зарубежья, преимущественно Китая, продолжают дистанцироваться от местного сообщества. Консолидация со средой сопряжена в первую очередь с языковым барьером, социокультурными и отчасти расовыми различиями.