Форум школьных пресс-служб как региональный ресурс медиаобразования школьников

Автор: Кузьмина Маргарита Витальевна, Кузьмин Алексей Игоревич

Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej

Рубрика: Медиа-информационная грамотность и медиаобразование

Статья в выпуске: 23, 2017 года.

Бесплатный доступ

Автор рассматривает особенности Российского проекта школьных и молодежных медиа «Межрегиональный форум школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка». Показывает участие координационного Совета Лиги юных журналистов Кировской области в организации форума, а также отмечает работу юнкоров при составлении медиакарты. Автор выявляет необходимость изучения сетевых медиасервисов, которые чрезвычайно актуальны для начинающего журналиста и блоггера.

Форум, пресс-служба, блоггер, медиасервис, координационный совет, qr код

Короткий адрес: https://sciup.org/147218059

IDR: 147218059

Текст научной статьи Форум школьных пресс-служб как региональный ресурс медиаобразования школьников

Ежегодным событием для школьных и молодежных медиа Кировской области и других регионов России является межрегиональный форум школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка». Форум собирает на своих мероприятиях более 100 детей и руководителей из Кировской, Нижегородской, Ленинградской и других областей для очного участия. Заочно присоединяются команды из Калужской, Липецкой, Нижегородской областей, Пермского края, Республики Татарстан и других регионов.

В чем особенность проекта, который стал столь привлекательным для молодежи?

Организаторами проекта (КРОООДО «Лига юных журналистов», КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области») были проведены курсы повышения квалификации для педагогов, учебные семинары, тренинги, смена «Лагерь юных журналистов», проанализированы различные мероприятия, проводимые в других регионах России для юных журналистов, проекты Всероссийских и Международных детских центров. Личное участие в проектах и проведенный анализ позволили разработать модель межрегионального форума школьных пресс-служб, который имеет свои особенности, привлекающие внимание молодежи.

Участникам Форума интересен интегративный характер проекта, деятельностный и знаниевый подходы, возможность обучиться новому, поработать индивидуально и в команде, подготовить и презентовать свою работу очно и в сети, а также принять участие в коллективной подготовке к Форуму, проведении виртуальной выставки школьных изданий, создании альманаха Форума и его медиакарты, проявить при этом свою инициативу в Совете медиалидеров области. Кроме того, в рамках Форума проводится финал Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов Федерального центра технического творчества, что также привлекает к проекту многочисленных участников и гостей.

Кировское региональное отделение общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», информационно-медийное направление Кировского регионального Совета Российского движения школьников при поддержке Института развития образования Кировской области, Вятского государственного университета, Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена и Лицея информационных технологий № 28 г. Кирова коллективно участвуют в проведении различных конкурсов и проектов Форума, что позволяет объединить заинтересованные государственные, частные, общественные организации.

Вопросами подготовки к Форуму традиционно занимается координационный Совет областной Лиги юных журналистов, причем, большую подготовительную работу ведут медиалидеры области, сами школьники, как аудитория, наиболее заинтересованная в изучении и применении новых медиа. Один из проектов, связанных с подготовкой к Форуму - создание и презентация печатного и электронного альманаха «Вестник Лиги юных журналистов Кировской области». На страницах издания собраны лучшие публикации юнкоров о проектах Лиги за год: о поездках, экскурсиях, экспедициях, пресс-отрядах, мероприятиях, конкурсах, фестивалях, форумах и т.д. Создание альманаха позволяет начинающим журналистам научиться работать в команде, распределять обязанности, выполнять вовремя работу, ответственно подходить к оценке представленных текстовых и фотоматериалов, разрабатывать дизайн, верстать и внимательно вычитывать все материалы сборника. В команде по подготовке альманаха выпускающий редактор, его помощники, дизайнеры, верстальщики, корреспонденты. Готовый сборник размещается в сетевых ресурсах Форума и Лиги юных журналистов, в печатном виде с ним знакомятся все участники проектов Лиги, ссылка на альманах http://docme.ru/yaa0.

Подготовка к Форуму связана и с активным исследованием и применением различных медиасервисов. В частности, юнкоры делают медиакарту, но которую наносят все пресс-центры и медиаценры области, к 2018 году на карте их размещено уже более 140. Во время Форума его участникам очень нравится работать с этой медиакартой на интерактивной доске – находить свою студию, уточнять и добавлять материал, информацию о студии. Ссылка на медиакарту

Подготовка к Форуму связана с предварительным ознакомлением с изданиями и другими работами участников медиапроекта. Если это киностудия, то ссылки на видеоканалы сконцентрированы на интерактивном плакате, и каждый участник Форума может перейти по ссылке и посмотреть работы студии. Полистать, почитать все газеты участников Форума тоже очень хотелось, но это сделать было очень сложно, поэтому до Форума была проведена межрегиональная виртуальная выставка школьных изданий. Участники Форума с помощью интерактивной доски, переходили к просмотру 100 газет участников проекта, собранных на одном сетевом пространстве по ссылке http://ru.calameo.com/accounts/4319928.

Изучение различных сетевых медиасервисов чрезвычайно актуально для начинающего журналиста и блоггера. К примеру, традиционная для журналистов инфографика, как прием работы с совокупностью объектов (текстовых, графических, числовых), применяется очень часто.

Используя для ее создания современные медисервисы easel.ly, pictochat, infogr.am и другие, мы не только меняем текстовый формат данных на графический, интерактивный, оперативно вносим правки в создаваемые текст, но и воспитываем разумных пользователей готовых шаблонов.

На Форуме проводятся мастер-классы по созданию инфографики, где юнкорам предстоит познакомиться с созданием инфографики как по готовым шаблонам, так и без них, потому что только в этом случае будет достигнут успех в изучении данной темы.

Участникам Форума интересны и другие темы мастер-классов. В частности, формат подачи текстовых данных «Облако тэгов» или «Облако слов» в сервисах Tagxedo.com, Wordle.net, Worditout.com, Tagul.com, Tagcrowd.com, Imagechef.com, WordCloud превращается в создание графического оформления, эффектно подготовленного задания или рефлексии. Данный объект создается с помощью сетевых медиасервисов и находит массовое применение только благодаря интернет технологиям.

Особого уважения заслуживает разработка на Форуме мультимедийных лонгридов, которые можно сравнить с мультимедийными очерками, книгами, длинными публикациями в журналах. Создавать их можно в сервисах Tilda.cc, Storify, Storyful, Readymag. В динамике жизненного ритма, когда мы читаем новости традиционных сайтов на мобильных гаджетах, лонгрид незаменим, особенно если создается длинное чтиво литературного, описательного, исследовательского, образовательного, а также репортажного характера.

Мультискрипт ориентирует нас на подготовку многофункциональных произведений, для создания которого применяются сервисы типа Movenote или платформа для объединения информации разных типов Meograph.com и другие.

Неподдельный интерес вызывают «ожившие» истории, дополненные звуком или музыкой – сторителлинг, который можно делать с помощью сервисов booktrack.com, Storybird.com, Cowbird.com. Мастер-классы проводят как профессионалы, педагоги, гости Форума, так и сами юнкоры, которые уже овладели приемами работы с медиа. При создании сторителлинга, важно подготовиться как к работе с текстом и графикой, так и к работе с музыкой и гармоничному сочетанию разных медийных форматов.

Для решения различных задач в медиастудиях создается скрайбинг. Это рекламная, инструктивная, ознакомительная и другая информация. Ряд медиасервисов: moovly.com, sparkolpro.ru, animoto.com, xplainto.me («объясняшки») и другие упрощают работу команды по подготовке анимации, помогают рассмотреть в деталях этапы ее создания.

Хорошим инструментом служат интеллект-карты или ментальные карты. Сервисы Bubbl.us, Mindomo.com, SpiderScribe.net, Cacoo.com, ExamTime.com, Wisemapping.com, Coggle.it помогают создавать такие карты, структурировать отчетность и работу команды, которая становится более понятной и четко организованной. Трехмерности интеллект-картам придают графы в Gephi.org и других медиасервисах.

Можно познакомить участников Форума с рядом сервисов, предназначенных для публикации своих материалов: газет, журналов, презентаций, альманахов, сборников, рефератов и других целей: Docme.ru, Slideshare.net, Ru.scribd.com, Calameo.com, Scoop.it, Ru.pinterest.com, Youtube и других. Опубликованными материалами можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку для презентации или отправки по электронной почте, а также HTML код для размещения материала на сайте или блоге.

Для организации коллективной работы в сети (например, разместить на одной информационной стене или интерактивном плакате ссылки, материалы, видео, графику, интерактивные ресурсы, презентации и т.д.) пользуются информационными стенами (Linoit.com, Padlet.com, Realtimeboard.com), интерактивными плакатами (Thinglink.com, Tackk.com, Tumblr.com, Pinterest.com), глогами Edu.glogster.com, где можно как размещать, так и комбинировать изображения, графику, аудио, видео, текст на одном цифровом полотне.

Юным журналистам нужно уметь создавать, читать и применять дополненную реальность - QR коды, которые можно сделать в Qrcoder.ru.

Кардинально меняют работу молодежной пресс-службы многочисленные мобильные технологии. В любом месте, где есть выход в интернет, теперь может быть размещена мобильная студия. Социальные сети с возможностью трансляции (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram), Skype, Viber, WhatsApp, Periscope и другие ресурсы, которые открыты для этого.

Форум подводит определенный итог работы с юнкорами за год, поэтому самые активные из них получают на Форума пресс-карты, подтверждающие их активность в общественной медиадеятельности региона.

В программу Форума входят мастер-классы, творческие мастерские, круглый стол «Итоги и перспективы реализации медиаобразования в Кировской области», открытый микрофон, встречи с интересными людьми, тематические экскурсии на телеканал «RenTV», в медиацентр и департамент электронного образования ВятГУ и на радио «Мария ФМ». Юнкорам удается поучаствовать в увлекательных играх для журналистов, спеть песни под гитару и даже стать зрителями уникального шоу роботов.

Команды обучаются и соревнуются в различных конкурсах. В числе основных конкурсов: создание мультимедийных лонгридов и боевых листков по темам: «Встречи с интересными людьми», «Все различны, все равны», «Мы хотим жить в мире», «Город будущего», «Умным быть модно», «Безопасный Интернет», «Школьный медиацентр третьего тысячелетия», «Форум школьных пресс-служб», «Если бы я был губернатором».

Также проводятся конкурсы по личному первенству: «Самый грамотный» и «Акулы пера» в трех возрастных категориях.

Ключевое мероприятие Форума – финал Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов по номинациям: «Телевизионная журналистика» и «Газетная журналистика» в старшей и младшей возрастных категориях.

В мероприятиях Форума 2017 года приняли участие команды: ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» Ленинградской области, МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова, КОГОАУ «Кировский лицей естественных наук» г. Кирова, КОГОАУ Вятский технический лицей, МОАУ «Лицей № 21 г. Кирова», МБОУ Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского г. Кирова, МБОУ СОШ № 27 г. Кирова, МБОУ СОШ №45 им. А. П. Гайдара г. Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова, МБОУ СОШ № 54 г. Кирова, МБОУ СОШ № 70 г. Кирова, МОАУ ДОД «Нововятская станция юных туристов г. Кирова», ДЮЦ имени Александра г. Кирова, КОГОБУ «Лицей г. Советска», МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска Кировской области, МОКУ СОШ пгт Лёвинцы Оричевского района Кировской области, МКОУ СОШ пгт Нема Немского района Кировской области, МКОУ СОШ № 2 п Суна Кировской области, КОГОБУ СОШ № 1 г. Омутнинска Кировской области и другие организованные и индивидуальные участники.

Итоги Форума школьных пресс-служб 2017

В номинации «Газетная журналистика» в старшей категории места распределились так:

  • 1    место - Шульгина Владлена Михайловна, МКОУ СОШ № 2 пгт Суна Кировской области, руководитель - Акишева Ольга Николаевна. Название работы: «Многострадальное счастье».

  • 2    место - Гой Анастасия Андреевна, ГБОУ ДОД Центр «Ладога» Ленинградской области, руководитель - Колчак Ирина Владимировна. Название работы: «Сказ о переменах и любви»;

Широнина Анфиса Сергеевна. МОКУ СОШ пгт Левинцы Оричевского района Кировской области. Руководители: Новоселова Венера Талгатовна, Кузьмина Маргарита Витальевна. Название работы: «Один день в городе будущего».

  • 3    место - Костина Алина Игоревна. КОГОБУ «Лицей г. Советска» Кировской области. Руководитель - Туева Светлана Леонидовна. Название работы: «Письмо Биму»;

Тэн Мария Александровна. КОГОБУ СОШ с УИОП г. Омутнинска Кировской области. Название работы: «Мечта или цель».

Младшая возрастная группа:

  • 1    место - Рычков Михаил Дмитриевич. МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова. Руководитель - Набоких Татьяна Викторовна. Название работы: «Книжное дерево».

  • 2    место - Соболева Ксения Денисовна. ГБОУ ДОД Центр «Ладога» Ленинградской области, руководители: Дёмина Жанна Леонидовна, Сорокина Татьяна Борисовна. Название работы: «Орехово-Зуево: столетнее сердце русской текстильной промышленности».

  • 3    место - Корсакова Екатерина Романовна. ГБОУ ДОД Центр «Ладога» Ленинградской области, руководитель - Курбатова Наталья Александровна. Название работы: «Моя малая Родина».

Номинация: «Телевизионная журналистика»:

Старшая возрастная группа:

  • 1    место - Данилова Юлия Алексеевна. ГБОУ ДОД Центр «Ладога» Ленинградской области, руководитель - Серёгин Максим Алексеевич. Название работы: «Юбилеи городов России: Кострома».

  • 2    место - Губайдуллина Камиля Фанисовна. МБУДО Городской центр детского технического творчества им. В.П. Чкалова, Республика Татарстан. Руководитель -Митрошина Татьяна Дмитриевна. Название работы: «Сюжет о юбилеях Тынды, Шадринска и Казани»; Сабирова Алия Накиповна. Республика Татарстан. Руководитель - Зарипова Зульфира Маннаповна. Название работы: «Будем городами побратимами».

  • 3    место - Рикунов Валентин Евгеньевич, Хлыбова Вера Александровна, Столбов Максим Олегович. КОГОБУ «Лицей г. Советска» Кировской области. Руководитель - Козлова Любовь Леонидовна. Название работы: Буктрейлер приквел «Морозко»; Царегородцева Анастасия Андреевна, Киселева Александра Владимировна, Дрягина Яна Алексеевна. КОГОБУ «Лицей г. Советска»

Кировской области. Руководитель - Козлова Любовь Леонидовна. Название работы: «Лучик надежды»; Алимова Лада Александровна, МЭШДОМ МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие», г. Калуга. Руководители: Морозова Ирина Борисовна, Сафронов Андрей Яковлевич. Название работы: «75-летию освобождения Калуги посвящается…»

Младшая возрастная группа:

  • 2 место - Русакова Алёна. Лига юных журналистов Кировской области, руководитель - Кузьмина Маргарита Витальевна. Название работы: «Защитники планеты»; Тухватуллина Талия Азатовна. Республика Татарстан, руководитель -Тазиев Дамир Гилемшаехович. Название работы: «Малый, но великий Устюг».

Российское движение школьников по Кировской области активно участвовало в поддержке Форума и поощрило победителей конкурсов лонгридов и боевых листков специальными призами.

Победителями конкурса мультимедийных лонгридов стали :

I место: Городская детско-юношеская газета «Мы вместе» (Анна Скурихина) «Мы хотим жить в мире»;

II место: КОГОБУ «Лицей г. Советска» (телевидение «Апельсин») «Все различны, все равны»;

III место: КОГОАУ ВТЛ г. Кирова «Город будущего».

Итоги конкурса боевых листков :

I место: КОГОБУ «Лицей г. Советска» газета «Логос» «Встреча с интересными людьми»; Городская детско-юношеская газета «Мы вместе» (Анна Скурихина) «Мы хотим жить в мире»;

II место: МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова «Кому за 12..» «Если бы я был губернатором»; КОГОАУ «ЛЕН» г. Кирова «Все различны, все равны»;

III место: МКОУ СОШ № 2 п. Суна Кировской области киностудия «Шок» «Память исцеляет сердца»; КОГОБУ «Лицей г. Советска» (телевидение «Апельсин») «Все различны, все равны»

Итоги конкурс «Самый грамотный»:

Младшая группа (5-6 класс): Соболева Ксения (I место), ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» Ленинградской области; Козлова Полина (II место), МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова; Погудин Александр (III место), МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова.

Средняя группа (7-8 класс): Шатова Наталья (I место), ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» Ленинградской области; Ковязина Александра (II место), МОКУ СОШ пгт Лёвинцы Кировской области; Костина Алина (II место), КОГОБУ «Лицей г. Советска»; Вохминцева Евангелина (II место), КОГОБУ «Лицей г. Советска»; Бушуева Карина (III место), КОГОБУ «Лицей г. Советска».

Старшая группа (9-11 класс): Карепанова Алиса (I место), МОАУ ДОД Нововятская станция юных туристов г. Кирова; Огнева Ксения (II место), МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова; Бахаревский Александр (III место), КОГОАУ ВТЛ г. Кирова.

Конкурс «Акулы пера»:

I место: Скурихина Анна, Городская детско-юношеская газета «Мы вместе»; Самигулина Анастасия, МОКУ СОШ пгт. Лёвинцы Кировской области.

III место: Костина Алина, КОГОБУ «Лицей г. Советска»; Бушуева Карина, КОГОБУ «Лицей г. Советска»; Козлова Полина, МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова; Шульгина Владлена, МКОУ СОШ №2 п. Суна Кировской области; Шихова София, МКОУ СОШ №2 п. Суна Кировской области; Борнякова Алиса, МКОУ СОШ №2 п. Суна Кировской области; Сулюкина Любовь, ГБОУ ДОД «Центр «Ладога» Ленинградской области.

Закрытие Форума, награждение победителей и призёров конкурсов состоялось в приятной и торжественной обстановке. Все участники получили сертификаты, партнёры - благодарственные письма, лучшие журналисты - пресс-карты Лиги юных журналистов. По традиции Форума все материалы, а также ссылки на публикации о Форуме были размещены в открытом доступе. Точками доступа к ресурсам Форума стали не только сайт, но и социальные сети.

Информация по итогам двух номинаций Олимпиады и четырех конкурсов Форума размещается на сайте Лиги юных журналистов Кировской области https://sites.google.com/site/luzkirovskojoblasti.

Конкурсные лонгриды Форума можно посмотреть по ссылке http://linoit.com/users/kuzminamv/canvases/Форум%20прессы%202017

Работы номинации "Телевизионная журналистика" Всероссийской олимпиады -по ссылке https://padlet.com/kuzminamv/c2d52i12w3i5

Работы номинации "Газетная журналистика" Всероссийской Олимпиады - по ссылке https://padlet.com/kuzminamv/a0ehc6ngc4nm

Медиакарту Медиастудий Кировской области – можно увидеть по ссылке https://www.google.com/maps/d/u/0/edit?mid=10CWkB5zLAMMz_GosnOajRodjt5s

Виртуальную межрегиональную выставку школьных печатных изданий смотрим здесь - http://www.calameo.com/accounts/4319928

Все материалы участников проекта и электронный альманах имеются в открытом доступе в группе Лиги по адресу: https://vk.com/club39872872.

Задача пресс-службы - формировать грамотное и медиабезопасное поведение юных авторов медиаконтента в информационном пространстве. В эпоху медийности, открытости, доступности, рационализма важно воспитывать гражданственность и ответственность в информационном пространстве. Медийные технологии как упрощают, так и усложняют работу всего образовательного сообщества (педагоги, родители, обучающиеся, выпускники, социум). Применяемые педагогические технологии также меняются, оставляя в приоритете классические подходы к воспитанию и обучению.

Результатом Форума стали реализованные модели организации коллективной деятельности медийных редакций, развитие ответственности, креативности, нравственности, гражданственности, патриотизма юных участников проекта, умения работать в команде, предоставление возможности каждому публично высказать и отстоять свою точку зрения, создать и опубликовать свой продукт на Форуме столь высокого уровня. Все это очень важно для современной социально активной молодежи и является стимулом к дальнейшему развитию молодежных и детских средств массовой информации, созданию школьных медиастудий и медиацентров.

Развитие молодежных и детских средств массовой информации, формирование компетентности, необходимой начинающему журналисту, привлечение внимания молодежи к профессиям, связанным с медиа, обеспечение информационно -культурного обмена между учащимися и руководителями школьных пресс-служб очень важно для современной социально активной молодежи.

Статья научная