Фотографический экфрасис как форма памяти, или как создавать романы с помощью фотоснимков (на материале произведений "Герда Таро: двойная экспозиция" Х. Янечек и "Памяти памяти" М. Степановой)
Автор: Разухина К.Э.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются особенности функционирования в художественном тексте фотоэкфрасисов, ориентированных на словесную репрезентацию памяти и прошлого. На материале романов М. Степановой и Х. Янечек анализируется место и роль материального свидетельства (фотографии) в художественном нарративе. На данный момент практически нет теорико-литературных работ, посвященных переосмыслению фотоэкфрасиса, тогда как экфрасису как особому приему отводится достаточно большое число исследований в свете интермедиальности литературы. Фотоэкфасис, появляющийся в двух анализирумых произведениях, тесно связан с понятием лакуны, которую заполняет авторский кругозор, тем самым создавая фикциональный нарратив. Зачастую читатель и рассказчик оказываются в равных рецептивных условиях. Фотоэкфрасис может словесно дублировать включенное в повествование свидетельство, а может обрастать пространственно-временными чертами, расширяясь до отдельной реальности, помогая авторскому кругозору реконструировать исторический контекст. Фотоэкфрасис ориентирован на остановку времени, реконструкцию прошлого в настоящем, сопровождается повышенным субъективном процессом означивания.
Фотоэкфрасис, экфрасис, фикциональное и документальное, м. степанова, х. янечек
Короткий адрес: https://sciup.org/149143103
IDR: 149143103 | DOI: 10.54770/20729316-2023-2-43
Список литературы Фотографический экфрасис как форма памяти, или как создавать романы с помощью фотоснимков (на материале произведений "Герда Таро: двойная экспозиция" Х. Янечек и "Памяти памяти" М. Степановой)
- Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. М.: Наука, 1977. С. 259-283.
- Быстрова Т.А. Фотография в романе Хелены Янечек "Девушка с лейкой" // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 209-218.
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе. Экфрасис в русской литературе // Сборник трудов Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: Издательство "МиК", 2002. С. 4-16.
- Гримова О.А. Разрушение нарративной интриги в "Романсе" М. Степановой "Памяти памяти" // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2020. № 9/2. С. 136-147.
- Ерохина Т.И. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 255-271.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство Иностранной Литературы, 1962. 560 с.
- Сонтаг С. О фотографии. М.: Ad Marginem, 2013. 275 с.
- Степанова М. Памяти памяти (романс). М.: Новое издательство, 2021. 678 с.
- Ходель Р. Экфрасис и "демодализация" высказывания // Экфрасис в русской литературе / Под ред. Л. Геллера. М.: Издательство "МиК", 2002. С. 25-30.
- Янечек Х. Герда Таро: двойная экспозиция. М.: ИД "Книжники", 2021. 350 с.