Фотография: от истоков и социальных функций до формирования общественного мнения
Автор: Нименский Андрей Викторович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 6, 2023 года.
Бесплатный доступ
Изобретение и массовое применение фотографии изменило представления об истории, а основанный на ней метод исследований сегодня является одним из значимых почти во всех областях науки и техники. Как элемент абсолютного большинства СМИ, фотография воздействует на массовое сознание, реализуя следующие функции: интегративную, познавательно-культурологическую, социально-идентификационную, информационную, развлекательную; все перечисленные аккумулирует в себе функция воздействия на общественное мнение. Важно также отметить, что сегодня социология стремится к обновленной интерпретации визуального посредством изучения повседневной жизни, а также методов и основных принципов производства зрительных образов. Окружающая нас действительность с каждым днем становится все более насыщенной ими, поэтому визуальная социология и делает акцент на использовании наглядных методов в изучении социальных практик.
Фотография, визуальная социология, социология, общественное мнение, социальные структуры, социологический анализ, изучение общества, инструмент формирования общественного мнения
Короткий адрес: https://sciup.org/149142990
IDR: 149142990 | DOI: 10.24158/tipor.2023.6.11
Текст научной статьи Фотография: от истоков и социальных функций до формирования общественного мнения
Фотография являет собой результат многолетних усилий ученых разных поколений из различных стран мира. Официальным годом ее изобретения считается 1839 г.1 Массовое применение фотографии изменило представления об истории, которая теперь стала фиксироваться на фотопленке: документальная точность изображений и простота их получения открыли широчайшие возможности для использования фотографии не только в профессиональной среде, но и в массах. Так, основанный на ней метод исследований сегодня – один из ключевых почти во всех областях науки и техники, например, с помощью фотографий сегодня совершается большинство астрономических открытий, изучаются глубины морей и океанов. Можно без преувеличения сказать, что в современном мире нет таких областей человеческой деятельности, где бы не применялась или потенциально не могла целенаправленно и обоснованно применяться фотография.
Наиболее последовательную и социологически релевантную модель анализа ее возможностей в современном мире предложил П. Бурдье (Bourdieu, 1998), для которого фотографические практики являлись одним из множества вариантов восприятия повседневной жизни, понимания коллективного опыта и отражения социально значимых реалий.
По его мнению, фотография выступает способом сохранения и передачи памяти о реальных событиях, постижения и изучения, конструирования и преображения реальности. Снимки являются достоверной репродукцией жизни, поэтому все фотографические практики и ритуалы вписываются в понятие «популярной эстетики» – эстетики всеобщей социальной коммуникации (Bourdieu, 1998: 94).
В целом концепция П. Бурдье базируется на трех основных положениях: фотография – это социальная репрезентация и особая общественная сила; разновидность ритуала воспроизводства и демонстрации коллективной идентичности и социальной лояльности; социальный маркер, ответственный за дифференциацию социального пространства. Соответственно, социологический анализ фотографии – это своего рода попытка «установить, как каждая группа или класс регулирует и организует индивидуальную практику, придавая ей функции, созвучные собственным интересам» (Bourdieu, 1965: 92).
В современном обществе фотография также является неизменным спутником абсолютного большинства сообщений СМИ, что объясняется следующими ее свойствами: во-первых, она притягивает взгляд и захватывает оригинальностью и документалистичностью сюжета; во-вторых, она переводима в экранный формат (можно подготовить «слайд-шоу», сопровождаемое звуком), тем самым, фотография оказывается способной обеспечить определенное чувственное восприятие образов и быть при этом доступной для широкой аудитории (причем звук помогает создать у зрителя нужное настроение, чтобы смысл изображенного сюжета был передан максимально точно); в-третьих, фоторепортажи с мест событий фиксируют наиболее эмоциональные моменты, которые показывают всю суть происходящего, что придает фотографии особую достоверность и реалистичность, т.е. объясняет высочайшую степень доверия к любым текстам, в которых размещены иллюстрирующие их содержание снимки.
Перечисленные особенности фотографии принципиально важны для современных СМИ, потому что помогают массмедиа выполнять их основные функции (Назаров, 2003: 131–138):
-
– информационную – предоставление массовому читателю, слушателю или зрителю актуальной информации о всевозможных сферах жизнедеятельности общества и человека;
-
– регулирующую – люди склонны принимать и «применять» в собственных повседневных практиках те нормы, которые транслируются СМИ как положительные и «социально-одобряе-мые», базируя на них собственные эстетические и этические ценности;
-
– познавательно-культурологическую;
-
– функцию (манипулятивного) воздействия – влияние СМИ на взгляды и поведение людей, особенно в периоды радикальных изменений общества.
Воздействие на общество в целом и каждого его отдельного члена в частности объясняет неограниченные возможности массмедиа в процессе формирования общественного сознания, целью которого является развитие в людях определенных социальных установок, взглядов, представлений и убеждений, отвечающих требованиям общества и государства, и превращения таковых в конкретные действия и практические результаты в различных сферах жизни1.
Если упорядочить вышеперечисленные возможности СМИ применительно к современной фотографии, то она, несомненно, помогает массмедиа в следующем:
-
– фотография обладает исключительной способностью делать акценты на наиболее важных событиях, будучи эмоционально насыщенной и потому убедительной. Оригинальные фотографии придают подаче новостных сообщений налет сенсационности, что способствует привлечению массовой аудитории и удержанию ее внимания;
-
– в сообщениях культурно- и научно-просветительского содержания фотографии имеют ключевое (иллюстрирующе-разъясняющее) значение, поскольку только в последние годы фотография начала восприниматься как искусство, особенно с учетом своей все возрастающей рекреационной роли;
-
– фотография обеспечивает интегративные функции СМИ, предоставляя своим зрителям возможность испытать ощущение сопричастности к происходящим событиям;
-
– социально-педагогическая функция СМИ также в значительной степени реализуется благодаря фотографии, что выражается в наглядном визуальном навязывании определенного образа жизни с определенным комплектом политических, моральных, религиозных и духовных ценностей;
-
– функция воздействия фотографии особенно велика, поскольку в ее распоряжении имеется целый арсенал эффективных средств суггестии, с помощью которых можно быстро, целенаправленно и предсказуемо влиять на выбор и мировоззрение аудитории, начиная с обычных рекламных плакатов продуктов повседневного потребления и заканчивая скрытой политической пропагандой. В целом, именно функция воздействия на общественное мнение объединяет в себе все социальные возможности современной фотографии – она действительно обладает огромным потенциалом насаждения в обществе определенных установок, настроений, предпочтений, потребностей и воззрений.
Таким образом, сегодня фотография как неотъемлемый элемент СМИ помогает массме-диа эффективно реализовывать следующие свои функции, воздействуя на массовое сознание: интегративную – сплочение аудитории на основе общих интересов и социального диалога; познавательно-культурологическую – расширение познаний людей в области истории, культуры, традиций и обычаев собственного общества и народов других стран; социально-идентификационную – получение сведений о нормативных моделях поведения и подкрепление индивидуальных ценностей через их сопоставление с референтными другими; информационную – посредством фотографии мы узнаем о текущих событиях, процессах и проблемах в обществе; развлекательную – для многих людей ежедневный просмотр групп в социальных сетях, наполненных различными фотографиями (так называемыми мемами), является способом расслабиться после тяжелого трудового дня, отвлечься от проблем. Все перечисленные функции суммирует в себе функция воздействия на общественное мнение, и именно в этой области возможности фотографии исключительно велики.
С момента своего появления фотография использовалась исследователями в качестве инструмента изучения общества (Becker, 1974: 6): сначала камера применялась фотографами просто как инструмент фиксации повседневной жизни географически отдаленных сообществ, которые не могли быть увиденными их современниками другим способом, а уже позже фотографы начали ставить себе целью создание набора изображений собственного общества, со всеми его характерными особенностями и отличительными чертами.
Согласно В.Л. Круткину, П. Бурдье объяснял выбор значимых и интересных для человека объектов для фотографирования наличием в обществе некоего корпуса «“простых теорий”, который можно обозначить понятием “принятая философия фотографии”, – в соответствии с ней только некоторые объекты достойны фотографирования, причем в совершенно определенном месте, времени и ракурсе» (Круткин, 2006: 52).
Социологический анализ подразумевает под собой замену «простых теорий» научными тезисами, которые уже обладают способностью преобразовывать несогласованные визуальные явления в социологические данные: так, определяются направления анализа, выделяются важные для изучения аспекты, а мир визуальных объектов становится систематизированным. В данном контексте фотография может играть две роли: эвристическую, которая характеризуется созданием новых идей и внесением качественных изменений в действующую методологию, и проверочную, суть которой заключается в выявлении эмпирических доказательств, опровергающих или подтверждающих различные гипотезы. Нужно отметить, что фотография способна продуктивно выполнять указанные функции только в рамках одной конкретной теории, а не в поле всего корпуса социологического знания.
Например, по А. Щюцу, «каждая личность формирует свой жизненный мир, формат и содержание которого определяют три фактора: ситуационные обстоятельства – внешние воздействия могут ограничивать, или наоборот, стимулировать возможные действия (другие люди, правила, предписания); уникальный жизненный опыт (детерминирует, какие цели и намерения в принципе могут быть свойственны личности в заданном “горизонте повседневности”); запас знаний (позволяет оценивать свой прошлый и настоящий опыт)» (Шюц, 2004: 146). Результаты перечисленных факторов человек получает из социально-культурной сферы общества, в котором живет, путем преобразования индивидуального опыта в субъективные знания, приобретенные посредством собственной интерпретации событий, в ходе постоянной коммуникации и анализа визуальных данных.
«В любой исследовательской ситуации процесс создания, анализа и интерпретации фотографии многомерен и проходит в несколько этапов, поскольку она – всегда результат совместного производства фотографа-автора, тех людей и социальной реальности, которые определили предметное содержание пространства (текста) изображения, людей, создавших ситуацию возможности фотографического изображения, т.е. смотрящих на него» (Захарова, 2008: 155).
В целом сегодня сложилось три основных подхода к анализу фотографий (Захарова, 2008; Штомпка, 2007): 1) считывание информации через содержание – как будто мы смотрим из окна (что снято, каково содержание снимка); 2) акцент на способе подачи содержания – как будто мы смотрим и на само окно тоже (оцениваем композицию, свет, ракурс, пытаемся понять, почему именно так, а не иначе преподнесена информация – кто сделал снимок, когда, зачем и т.д.); 3) фокус на контекстуальных рамках создания снимка – как бы расширенный вид из окна (уточняем, кому принадлежит фото, почему человек оказался в данном месте и принял решение сделать снимок, как воспринимают автора фотографии зрители, как оценивают, зачем было сделана фотография и т.д.).
«В настоящее время для методологических перспектив визуальной социологии наиболее важны две проблемы: взаимоотношения языка и изображения и взаимосвязь изображения и реальности» (Рождественская, 2008: 75). Говоря о взаимосвязи последних, нужно отметить, что здесь выделяют «следующие типы изображения: изображение как копия – фотографии приписывают перенос на носитель (бумагу, экран) физических характеристик копируемых объектов, их взаиморасположения и связей друг c другом» (Краус, 2003: 112); изображение как знак – раскрывается закодированными характеристиками значений объекта (религия, фольклор и пр.); изображение как изображение – рассматривается преимущественно с точки зрения своей экспрессивной формы, проявляющейся особым образом в заданном фрейме; «изображение как средство коммуникации – последняя опосредуется изобразительным объектом, его значения насыщают процесс коммуникации новыми или прежними смыслами, усложняя и трансформируя его; изображение как гиперреальность, а не референт реальности (нарастающая визуализация повседневности, манипулирование изображениями, виртуальные технологии стирают грань между реальным и квазиреальным, приписывая статус реальности самому изображению» (Рождественская, 2008: 76).
Фотография, несомненно, представляет собой отражение социальной реальности: с помощью нее фотограф может показать практически любые значимые аспекты общества, будь то отдельные предметы, гендерная проблематика либо кризисные моменты экономической сферы или социально-демографические затруднения.
Фотография давно стала доступной широкой аудитории, что, конечно, влияет на появление новых жанров, основной задачей которых является разработка различных стратегий по стимулированию фиксирования реальности (например, постановочная фотография с каждым днем набирает все большую популярность).
Наделенная инструментальными функциями, фотография позволяет своим авторам и зрителям сохранить и расширить собственный опыт, тем самым выходя за рамки инструментальности: «чтобы понять смысл фотографии, необходимо смотреть на нее как на место встречи физической реальности с творческим разумом человека» (Арнхейм, 1994).
В рамках социологии фотография может быть интересна исследователям как минимум в трех ипостасях: как предмет социокультурного анализа, как объект анализа и как инструмент сбора информации.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что сегодня социология стремится к обновленной интерпретации визуального посредством изучения повседневной жизни, а также методов и основных принципов производства визуальных образов. Анализ фотографических документов предполагает интерпретирование различных аспектов и контекста представленной на снимках социальной жизни (людей, окружающей среды и их взаимодействия), чтобы реконструировать особенности и закономерности социальной структуры и культуры.
Фотография сама по себе обладает мощным потенциалом воздействия на общество в целях его интеграции и социализации индивидов. В этих условиях одни исследователи прогнозируют дальнейшее развитие фотографии, ее выход на новый уровень влияния, что может привести к культурному упадку общества и ослаблению его интеграции, поскольку фотография способствует навязыванию образцов культуры массовой, поверхностной по своей сути, стирая и вытесняя прежние доминанты культур локальных. Другие исследователи, напротив, отмечают позитивное воздействие фотографии в условиях свободного выбора информации, поскольку именно в таких условиях социальная интеграция оказывается максимально прочной и устойчивой. Фотография может использоваться как инструмент манипулирования общественным сознанием, однако оценки этого воздействия не могут быть однозначно негативными или позитивными – важно учитывать цели и задачи «манипулятора».
В целом, следует заключить, что фотография как общественный феномен интегрирует в себе множество возможностей – от развлекательных до исследовательских. Специфика жанра, основанная на наглядном представлении информации делает ее незаменимой также в процессе формирования общественного мнения, влияния на сознание широких масс.
Список литературы Фотография: от истоков и социальных функций до формирования общественного мнения
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 352 с.
- Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11, № 1. С. 147-161.
- Краус Р. Переизобретение средства // Синий диван. 2003. № 3. С. 105-127.
- Круткин В.Л. Пьер Бурдье: фотография как средство и индекс социальной интеграции // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2006. № 3. С. 40-55.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в общество. Введение в теорию и исследования. М., 2003. 438 с.
- Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 70-83.
- Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М., 2007. 168 с.
- Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. М., 2004. 1056 с.
- Becker H. Photography and Sociology // Studies in the Anthropology of Visual Communication. 1974. Vol. 11, iss. 1. P. 3-26.
- Bourdieu P. An Average Art. Essay on the Social Uses of Photography. P., 1965. 361 p.
- Bourdieu P. Photography: A Middle-Brow Art. Oxford, 1998. 218 p.