Фронтовые кинооператоры - уроженцы Крыма в годы Великой Отечественной войны: историко-биографический очерк

Бесплатный доступ

Цель работы - выявить значение профессиональной деятельности кинооператоров, работавших во фронтовых условиях и являвшихся уроженцами Крымского полуострова, в освещении событий Великой Отечественной войны и создании кинематографических источников, свидетельствующих о них. Работа проведена на основе материалов Российского государственного архива литературы и искусства, использованы также фактография и выводы из работ специалистов по истории кино. Обобщены и проанализированы биографические данные девяти кинооператоров-крымчан (сведения о жизненном и боевом пути, заслугах и наградах, фильмография и др.). Осуществлен сравнительный анализ биографий сотрудников военных киногрупп СССР, являвшихся уроженцами Крыма. В процентном отношении определен вклад крымских фронтовых кинооператоров и режиссеров в освещение военных событий, впервые проведена сравнительная оценка значения их героической деятельности для формирования массива киноисточников о Великой Отечественной войне.

Еще

Кинооператор, фронтовые кинооператоры, фронтовые кинорежиссеры, великая отечественная война, фронтовая кинолетопись, крым

Короткий адрес: https://sciup.org/170201734

IDR: 170201734   |   DOI: 10.36343/SB.2023.34.2.007

Список литературы Фронтовые кинооператоры - уроженцы Крыма в годы Великой Отечественной войны: историко-биографический очерк

  • Артюхов О. Б. Кинематографисты Советской Киргизии: справочник. Фрунзе: Кыргызстан, 1981.
  • Аяган Б. Казахстан. Национальная энциклопедия. Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. Т. 2.
  • Военный Ибраим. Кенан Кутуб-заде – главный оператор фильма «Лагерь смерти Освенцим» // Голос Крыма. 2016. № 20 (60). 20 мая. С. 4.
  • Горбатский В. Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я. М.: Науч.-исслед. ин-т киноискусства, 2005.
  • Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи: биофильмографический справочник. М.: Госфильмофонд, 2016.
  • Ишевская С. М., Копалин И. П. Операторский фронт. Лекция во ВГИКе, 15 марта 1958 г. // Киноведческие записки. 2005. № 72. С. 86–98.
  • Качук Н. Как кинооператоры снимали войну на самолетах. Служили два товарища. Кино и жизнь // Беларусь сегодня. 2017. 1 июня. С. 2.
  • Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. М.: Советская энциклопедия, 1987.
  • Колбасин В. Пленка обвинения. Как ростовский оператор первым вошел в «Освенцим» // Аргументы и факты. 2014. 22 июня. С. 4.
  • Кондратенко А. И. Фронтовая кинохроника: Орловская битва на документальном экране. Орел: Картуш, 2019.
  • Лебедев А. А. Из кинолетописи Великой Отечественной 1941–1945. М.: Искусство, 1985.
  • Лебедев А. А. Рымарев Д. Г. Их оружие – кинокамера. М.: Искусство, 1984.
  • Микоша В. В. Годы и страны: Записки кинооператора. М.: Искусство, 1967.
  • Музы в шинелях. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны: документы, тексты, воспоминания / сост. С. Д. Воронин и др. М.: РОССПЭН, 2006.
  • Объединенный Банк данных «Мемориал». Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 80.
  • Совещание начальников фронтов киногрупп Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, 1942 год / публикация, предисловие и комментарии И. Сексте // Киноведческие записки. 2004. № 67. С. 238–309.
  • Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66.
  • Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002.
  • Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 837.
  • Фомин В. И. Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг. М.: Киновек, 2018.
  • Шаблинский Д. В. Кинооператоры Великой Отечественной войны // Молодой ученый. 2021. № 2 (344). С. 150–154.
  • Школьников С. Фронтовой кинооператор. Воспоминания // Искусство кино. 2007. № 5. С. 111–129.
Еще
Статья научная