Функции фольклорных и мифологических образов в венке сонетов "Золотой обруч" К. Бальмонта

Бесплатный доступ

Цель статьи рассмотреть функционирование фольклорных и мифологических образов в цикле стихотворений Бальмонта «Золотой обруч», который является частью книги «Мое ей» (1923). В статье выделяется три категории фольклорных и мифологических образов это образы драгоценных камней и металлов, растительные образы и образы народной жизни (атрибутика календарно-обрядового фольклора). Научная новизна исследования определяется фокусированием внимания на том, какие смысловые возможности открываются для поэзии, обращающейся к жанровой форме сонета, включающего в себя фольклорные и мифологические образы. Это, прежде всего, возможность поделиться с читателем своим взглядом на цикличную природу бытия, реставрировать мифы народной жизни, филигранно соединяя их с личными переживаниями лирического героя. Полученные результаты исследования показали, что жанровая форма сонета выбрана поэтом не случайно она позволяет причудливо соединять образы природной жизни, призванные отразить глубину представлений человека о жизни и смерти, воспроизвести мир как соединение вещественного и невещественного, бытового и бытийного. В венке сонетов гармонично соседствуют образы календарно-обрядовой поэзии, отсылки и аллюзии к библейским сюжетам и образам. Проявляя христианское смирение перед Господом, лирический герой Бальмонта видит истину в образе жизни древнего славянина, знавшего магическую силу драгоценных металлов, камней, деревьев, трав, воспринимавшего дары природы и земли как настоящий клад, сокровищницу народа, и следовавшего ритму народной жизни (народному календарю, праздникам, народному быту).

Еще

К.д. бальмонт, сонет, венок сонетов, образ, фольклор, «золотой обруч»

Короткий адрес: https://sciup.org/149146736

IDR: 149146736

Список литературы Функции фольклорных и мифологических образов в венке сонетов "Золотой обруч" К. Бальмонта

  • Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: Очерки. М.: Индрик, 2019. 118 с.
  • Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1983. 464 с.
  • Бальмонт К.Д. Избранное. М.: Художественная литература, 1980. 724 с.
  • Бальмонт К.Д. Слово о полку Игореве. Л.: Советский писатель. Ленин-гр. отделение, 1967. С. 166-176.
  • Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М.: Высшая школа, 2003. 400 с.
  • Ванюков А.И. «Сонеты Солнца, Меда и Луны» К.Д. Бальмонта: поэтика заглавия и структура книги // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 2. С. 175-183.
  • Ведерникова Н.М. Мельницы и мельник в русской мифологии // Научный диалог. 2014. № 12 (36). С. 6-22.
  • Гаспаров М.Л. Сонет // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
  • Грачева И.В. Жемчуг в русской литературе // Русская речь. 2002. № 3. С. 14-20.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., М.: 1882. Репр. 1990. 684 с.
  • Жидиханова К.А. Сонеты К.Д. Бальмонта // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 1 (31). С. 175-180.
  • Канарская Л.Г. Символика мака в женской лирике XX-XXI веков // Наука и образование. 2023. № 1. URL: https://opusmgau.ru/index.php/see/article/ view/5498/5529 [дата обращения: 11.06.2024].
  • Красс Н.А. Концепт «дерево» в славянской мифологии и поэзии А.С. Пушкина // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2004. № 1 (2). С. 50-55.
  • Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1534 с.
  • Ляпина Л.Е. Рефлексия версификации в поэзии К.Д. Бальмонта // Русские поэты ХХ века: материалы и исследования. Константин Бальмонт (18671942) / под ред. Г.В. Петровой. М.: Азбуковник, 2018. С. 256-267.
  • Майков А.Н. Природы мир и мир людей. Избранное. М.: 2021. 480 с.
  • Мифологическая энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/mythology_ encyclopedia/%D0%9C%D0%90%D0%9A [дата обращения: 10.05.2024].
  • Молчанова Н.А. Поэзия К.Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2002. 365 с.
  • Ненарокова М.Р. Язык цветов: мак в русской поэзии первой половины XIX века // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 6. С. 93-97.
  • Останкович A.B. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII-первой половины XX века: автореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.01, 10.01.08. Москва, 2009. 33 с.
  • Темиршина О.Р. «Ритмы кристалла»: символика камня в теоретических работах Андрея Белого // Диалог с камнем: от природы к культуре / сост. М.В. Завьялова, Т.В. Цивьян. М.: Институт мировой культуры МГУ, 2016. С. 144-153.
  • Толстой Н.И. Очерки славянского язычества: Традиционная духовная культура славян. Современные исследования. М.: Индрик, 2003. 624 с.
  • Топорова Т.В. «Песнь о Гротти»: новый вариант интерпретации // Скандинавская филология. 2020. № 1. С. 101-114.
  • Трессидер Д. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
  • Федотов О.И. «Солнце мертвых» Ивана Шмелева в сонетах К. Бальмонта, И. Северянина и Ю. Линника // ACTA ERUDITORUM. 2023. Вып. 44. С. 13-17.
  • Федотов О.И. Сонет. М.: РГГУ, 2011. 601 с.
Еще
Статья научная