Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков»
Автор: Бочкарева Нина Станиславна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 6 (6), 2009 года.
Бесплатный доступ
Роман современного английского писателя Грегори Норминтона «Корабль дураков» рассматривается в контексте поэтики экфрасиса. Анализируются различные функции живописного экфрасиса (сюжетная, композиционная, хронотопическая, пародирующая, метаповествовательная и т.д.). Подробно исследуется в этом аспекте поэтика романа Норминтона: игра пространством и временем, библейскими и литературными аллюзиями, живописными реминисценциями картин Босха и Брейгеля, карнавальный хронотоп, структура «рассказ в рассказе» и т.п.
Поэтика, живописный экфрасис, аллюзия, карнавальный хронотоп, рассказ в рассказе, современный английский роман, грегори норминтон
Короткий адрес: https://sciup.org/14728813
IDR: 14728813
Список литературы Функции живописного экфрасиса в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков»
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С.7-180.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965 (2 изд. 1990).
- Борхес Х.Л. Собр. соч.: В 3 т./пер. с исп.; сост., предисл., коммент. Б.Дубина. Рига: Полярис, 1994. Т.1.
- Бочкарева Н.С. Образы произведений визуальных искусств в романтической новелле//Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1995. С.23-37.
- Бочкарева Н.С. Образы произведений визуальных искусств в романе художественной культуры//Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1996. С.35-53.
- Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика. Пермь, 2000.
- Брагинская Н.В. Жанр филостратовых «Картин»//Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство/под ред. В.В.Соколова, А.Л.Доброхотова. М.: Изд-во МГУ, 1976. С.143-169.
- Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации)//Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. М.: Наука, 1977. С.259-283.
- Брагинская Н.В. Надпись и изображение в греческой вазописи//Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции (1979)/под общ. ред. Н.Е.Даниловой. М.: Советский художник, 1980. С. 41-99.
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 2002. С.5-22.
- Гофман Э.Т.А. Фермата/пер. с нем. и предисл. А.Николаева//Музыкальная жизнь, 1988, №6. С.22-26.
- Греческий роман/сост., вст. ст., прим. М.Томашевской. М.: Правда, 1988.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
- Зримая музыка: Европейская живопись и графика XIV -начала XIX веков/вст.ст. А.Е.Майкапар. М.: Константа, 2000.
- Иоффе Д. Экфразис и культурная эволюция: Международная научная конференция "Изображение и слово: формы экфразиса в литературе" Русский Журнал, 2008. http://www.russ.ru/pole/Ekfrazis-i-kul-turnaya-evolyuciya>
- Иткин В. «Костюмы и обычаи разнятся, проблемы и чувства остаются в неизменности»: Интервью с Грегори Норминтоном. Книжная витрина, 2003. http://www.top-kniga.ru/kv/interview/interview.php?ID=7658
- Карбышев А.А. Экфрасис и нарратив в романе С.Соколова «Между собакой и волком»//Мир науки, культуры, образования. 2008. №1 (8). С.59-62.
- Литература и живопись: сб. ст. Л.: Наука, 1982.
- Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение//Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. С.286-403.
- Лонг. Дафнис и Хлоя/пер. с древнегреч. С.Кондратьева//Греческий роман. М.: Правда, 1988. С.167-242.
- Мартин Г. Брейгель/пер. с англ. М.Уманцевой. М.: Искусство, 1992.
- Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма. Дисс … канд. филол. наук. Новосибирск: 2006.
- Норминтон Г. Корабль дураков/пер. с англ. Т.Ю.Покидаевой. М.: АСТ: 2006.
- Парламент дураков/пер. с англ. Л.Шведовой, Н.Горелова; пер. с лат. Н.Горелова; вст. ст. Н.Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2005.
- Пейтер У. Ренессанс: Очерки искусства и поэзии/пер. с англ. С.Займовского под ред. Е.Кононенко. М.: БСГ-ПРЕСС, 2006.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль/пер. Н.Любимова. М.: Художественная литература, 1973.
- Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. М.: РГГУ, 1996.
- Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб: Академический проект, 2003.
- Соколова Н.И. «Поэтическая живопись» прерафаэлитов//Anglistica. Вып.7. М., 1999. С.51-63.
- Таранникова Е.Г. Экфрасис в англоязычной поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб.: 2007.
- Тресиддер Дж. Словарь символов/пер. с англ. С.Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
- Филострат. Картины. Каллистрат. Описание статуй/пер., введ. и прим. С.П.Кондратьева. Томск: Водолей, 1996.
- Франк С. Заражение страстями или текстовая «наглядность»: pathos и ekphrasis у Гоголя//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 2002. С.32-41.
- Хадынская А.А. Экфрасис как способ воплощения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова: дисс … канд. филол. наук. Тюмень, 2004.
- Ханжина Е.П. Сонет о произведении визуальных искусств в романтической поэзии США//Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1995. С.69-75.
- Чосер Дж. Кентерберийские рассказы/пер. с англ. И.Кашкина и О.Румера. М.: Художественная литература, 1973.
- Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфразис и диегезис//Критика и семиотика. Вып. 7. Новосибирск, 2004. С.217-226.
- Ackroyd P. Chaucer. London: Chatto & Windus, 2004.
- Burgess A. Nothing Like the Sun: A Story of Shakespeare's Love-life. N.Y., 1964.
- Drury E. Self Portraits of the World's Greatest Painters. London: Parkgate Books, 1999.
- Dudman C. Keeper of the Snails: An interview with Gregory Norminton. 09.02.2006. http://keeperofthesnails.blogspot.com/2006/02/interview-with-gregory-norminton.html>
- Frayn M. Headlong. L.: Faber and Faber, 1999
- Hagstrum J. The Sister Arts: From Neoclassic to Romantic//Comparatists at Work. Studies in Comparative Literature/ed. by S.G.Nichols, R.B.Vowles. Waltham (Mass.); Toronto; London: Blaisdele Publishing, 1968. P. 169-192.
- Kellman S. The Self-Begetting Novel. N.Y.: Columbia Univ.Press, 1980.
- Meyers J. Painting and the Novel. Manchester Univ. Press, 1975.
- Norminton G. The Ship of Fools. L.: Hodder and Stoughton, 2001.
- Norminton G. Website: Links. 2008. http://www.gregorynorminton.co.uk/page.php?domain_name=gregorynorminton.co.uk&viewpage=links
- Rowe A. The Visual Arts and the Novels of Iris Murdoch. N.Y.: The Edwin Mellen Press, 2002.
- Rowlands J. The Garden of Earthly Delights by Hieronimus Bosch. Oxford: Phaidon, 1979.
- Schuder R. Hieronymus Bosch. Berlin: Union Verlag, 1985.
- Scott D. Pictorialist Poetics. Poetry and the Visual Arts in Nineteenth-Century France. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.
- Steiner W. The colors of rhetoric: Problems in the Relation between Modern Literature and Painting. Chicago, London, 1982.
- Tolnay Ch. de Bosch. M.: Ulysses International Publishers, 1992.
- Torgovnik M. The Visual Arts, Pictorialism and the Novel: James, Lawrence, Woolf. Princeton, 1985.