Функциональный потенциал конструкций конкретизирования в художественном тексте (поэзия vs. проза)

Автор: Шубина Наталья Сергеевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 3 (164), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрены конструкции конкретизирования (в традиционном описании это обособленные члены предложения уточняющего характера, осложняющие структуру простого предложения), или конструкции правого контекста, которые используются, чтобы разъяснить, пояснить, уточнить смысл сказанного. Они используются как в поэтических, так и прозаических художественных жанрах, что позволяет автору сопоставить их активность и функциональный спектр в стихотворной речи (на материале поэзии первой половины XIX века) и в прозе классического периода (на материале сказовых произведений Н. С. Лескова). Конструкции конкретизирования полифункциональны: в поэзии, где они в среднем более частотны, чем в сказе, могут выполнять функции создания перифразов, уточнения лирического хронотопа, ритмообразующую; в прозе их главной функцией становится характеристика и оценка персонажа другим героем или повествователем, часто ироническая и сатирическая. Полифункциональность конструкций конкретизирования позволяет говорить об особой, стилеобразующей, роли этих оборотов как «сигналов» сказа.

Еще

Конструкции конкретизирования, поэтический и прозаический синтаксис, уточняющие члены предложения, пояснительные конструкции, н. с. лесков

Короткий адрес: https://sciup.org/14751189

IDR: 14751189

Список литературы Функциональный потенциал конструкций конкретизирования в художественном тексте (поэзия vs. проза)

  • Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1982. 189 с.
  • Валгина Н. С. О предикативной осложненности предложения (на материале конструкций разговорного синтаксиса)//Филологические науки. 1978. № 5. С. 58-64.
  • Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе//О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 105-211.
  • Виноградов В. В. Проблема сказа в стилистике//О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 42-54.
  • Дмитренко С. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое//Вопросы литературы. 1985. № 11. С. 217-239.
  • Забурдяева В. И., Кукатова О. А. Синтаксические сигналы устности в сказе Н. С. Лескова//Лесковиана. Т. 1. Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее. М.: НИП «ВФК», 2008. С. 103-122.
  • Киселёва К., Пайар Д. Дискурсивные слова русского языка: контекстное варьирование и семантическое единство. М.: Азбуковник, 2003. 207 с.
  • Патроева Н. В. Поэтический синтаксис: категория осложнения. Петрозаводск, 2002. 334 с.
  • Поэтика сказа/Е. Г. Мущенко, В. П. Скобелев, Л. Е. Кройчик и др. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1978. 286 с.
  • Старыгина Н. Н. Методика анализа сказа (На материале повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)//Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С. 70-84.
  • Столярова И. В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. 231 с.
  • Тарланов З. К. От отдельного слова -к художественному обобщению//Поэтика слова: Сб. статей. Петрозаводск: Карелия, 1983. С. 61-82.
  • Фомина Н. С. Синтаксические конкретизаторы как стилеобразующее средство в прозе Н. С. Лескова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2009. 21 с.
Еще
Статья научная