Функционирование экономики системы здравоохранения в новой нормальности

Автор: Шамиров А.С.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 12-2 (94), 2022 года.

Бесплатный доступ

В работе представлены результаты исследования по теме экономической составляющей функционирования системы здравоохранения в период пандемийного и постпандемийного формата функционирования. Автор раскрывает вопросы проблематики данного деятельности как в рамках российской специфики, так и в тех странах, которые до 2020 г. считались наиболее надежные в плане охраны здоровья населения, так как были наиболее финансоемкими в области поддержания национальных систем здравоохранения. Однако, как выявлено исследованием именно данные страны наиболее плохо справились с негативными последствиями пандемии коронавируса COVID-2019.

Здравоохранение, новая нормальность, пандемия, экономика сферы услуг

Короткий адрес: https://sciup.org/170196460

IDR: 170196460   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2022-12-2-243-245

Текст научной статьи Функционирование экономики системы здравоохранения в новой нормальности

Введение. Первоочередной целью в функционировании национальных экономик системы здравоохранения в большинстве стран мира является работа по регулярному повышению эффективности взаимодействия с национальной системой здравоохранения (НСЗ). Помощь иностранным гражданам, государствам, а также иным институтам как в спокойное время, так и особенно в периоды внештатных ситуаций является базисом её функционирования. При этом, далеко не каждая страна, как куратор НСЗ может обеспечить собственное население всем спектром необходимых услуг, особенно на безвозмед-ной основе и тем более в периоды внештатных ситуаций. Во втором случае руководство данных стран должно стараться изыскать возможность для получения данной услуги в иных странах мира, которую её могут предоставить. В ряде случаев, при успешном развитии данного вида экономической деятельности национальная экономика здравоохранения может работать вовне, как с чисто коммерческой составляющей, так и в рамках программы геополитического развития государства, в рамках которого данная экономическая деятельность функционирует. Предполагается, что страна, имеющая наибольшие финансовые затраты на национальную систему здравоохранения, а также значительные объем предоставляющих свои услуги для иностранных граждан является также и наиболее успешной в области медицины в мире. Однако события 20202021 гг. данный тезис поставили под сомнение.

Результаты исследования. Пандемия 2020/21 гг., в отличии от пандемии коронавируса 2002/03 гг. [1] значительно поменяла отношение к экономике здравоохранения у тех лиц, кто занимаются формированием и реализацией программ повышения эффективности НСЗ в большинстве стран мира.

Несомненно, российская практика борьбы с данным вирусом была далеко от идеальной. Были совершены видимо ошибки и системного характера, и локального уровня, хоть и не столь драматические, как это стараются представить в ряде публикаций иностранной прессы [2]. Однако в целом, при учете имевшегося значительного недофинансирования НСЗ в России на протяжении многих лет допан-демийной эпохи, в целом можно признать, что система и государство в целом справились со столь непростой задачей.

В других же странах, где вложения в собственные НСЗ были значительно выше, об аналогичном сложно декларировать. Так, в США, стране с наиболее высокими затратами на медицину в мире как по абсолютным, так и по удельным показателям на протяжении многих десятилетий [2], вирус COVID-2019 в эти годы принес наибольшую как заболеваемость, так смертность среди населения. В последующем, в 2022 году, в качестве побочного явления принес и снижение статистики в средней продолжительности жизни населения. При этом все три последние президенты США вопросы реформирования национальной системы здравоохранения, относительно своего личного и общепартийного видения, называли как из наиболее приоритетных для своей повестки.

Китай, вторая экономика мира, на протяжении 2020 г. и частично 2021 г. казался наиболее успешной страной в борьбе с коронавирусной инфекцией. Здесь были самые низкие уровни заболеваемости и смертности на душу населения в мире от COVID-2019, однако поддержание политики «нулевой терпимости к распространению коронавирусу» в 2022 г. стало ставиться под сомнение в области её эффективности, причем не только во вне страны, но и внутри. Население страны, долгие десятилетия проявлявшие значительную лояльность к руководству своей страны вышло в конце ноября 2022 г. на достаточно масштабные акции протеста с общим требованием снижением уровня строгости в проводимой политики в этом направлении [3].

Проблемы в странах Европы в рамках борьбы с коронавирусной эпидемией, как в её активной фазе 2020-21 гг., так и в момент значительного ослабления в 2022м году так же активно обсуждались в СМИ специалистами.

В других странах мира, из неколлективного Запада, так же было не всё идеально в плане борьбы с коронавирусной эпидемией, однако изначально был прогноз, что в связи с тем, что в данных странах имеются слабые (низкобюджетные) системы здравоохранения по сравнению с аналогичными системами коллективного Запада, то именно на них придется и основной удар в вопросах заболеваемости и смертности от коронавируса [4].

Общий вывод к декабрю 2022 г. можно сделать, что произошедшие события в период 2020-21 гг. выявили в большинстве стран мира слабость предыдущих дей- ствующих программы повышения эффективности систем здравоохранения по большинству стран были достаточно неэффектны.

Для устранения данных причин не только в оперативном порядке, но и на системном стратегическом уровне управления, по мнению автора, должно измениться в целом стратегическая позиция руководства стран в формировании национальных программы развития систем и экономик здравоохранения в собственных странах и содружествах.

Политика встречи нового вызова без понимания ситуации, когда ответа на вопрос «что такое COVID-2019?» в конечном итоге даже к окончанию первого полугодия 2020 г. никто из специалистов в мире не знал, сложно назвать конструктивной, в частности, на тот период не было понимания: является ли данный вирус чем-то унифицированным, или имеются его подвиды?, как часто и до какого уровня данный вирус может мутировать?, сможет ли данный вирус порождать или возрождать новые или старые вирусы, включая кратно более агрессивные и смертоносные, чем данный вирус?, на сколько эффективны те или иные предлагаемые к реализации меры по снижению скорости заражаемости?

Появляющиеся время от времени предварительные лабораторные понимания по данному вирусу в течении прошедших лет срочно разносились за счет работы журналистов, при том, что буквально через несколько недель данная информация устаревает и признается ошибочной.

С 24 февраля 2022 г. данная проблематика ушла из повестки дня для обществ большинства стран мира (за исключением КНР), однако от того не стала менее важной или более разрешенной.

Заключение. В работе были представлены итоги исследования по тематике анализ процесса трансформации экономики системы здравоохранения, происходящий в период пандемийного и постпандемийного развития, выявившийся, что идеи, когда рост вложений в системы здравоохранения прямо пропорциональны эффективности данных систем от любых эпидемиологических ситуаций оказались не верны.

Список литературы Функционирование экономики системы здравоохранения в новой нормальности

  • Покровский, В.И. Коронавирус SARS-возбудитель атипичной пневмонии = Corona Virus SARS-agent causes atypical pneumoni a/ Президиум Рос. акад. Мед. Наук [и др.], В.И. Покровский и др. - М.: ООО ИД "Русский врач", 2003. - 47 с.
  • Ослон, А.А. На пути к антихрупкости: как компании переживают коронаВирус // А.А. Ослон, Е.С. Петренко, Ю.А. Кот, Е.В. Богомолова, и др. - М.: Институт Фонда Общественное Мнение, 2022. - 264 с.
  • Касаева, Т.В. Управление региональной экономикой, ориентированное на человека // Т.В. Касаева, О.В. Бондарская, Т.А. Бондарская, О.А. Кацук О.А. - Тамбов, 2013. - 153 с.
  • Татуев, А.А. Современная российская специфика производства валового регионального продукта / А.А. Татуев, М.А. Керефов // Kant. - 2011. - № 2. - С. 36-37.
Статья научная