Гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС в условиях углубления экономической интеграции

Автор: Ишханов Александр Владимирович, Линкевич Елена Федоровна

Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика @ges-jvolsu

Рубрика: Мировая экономика

Статья в выпуске: 4 (41), 2017 года.

Бесплатный доступ

В представленной статье анализируются точки зрения ученых различных экономических направлений на возможность и целесообразность координации налоговой политики стран-участниц экономических и валютных союзов. Оценивается регулирующая роль налоговых инструментов в региональных интеграционных объединениях. Рассматриваются различия в налоговых системах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сдерживающие процессы интеграции. Исследуется влияние налогово-бюджетной политики стран-членов ЕАЭС на состояние их экономик. Авторы статьи полагают, что в условиях углубления интеграции в ЕАЭС особую актуальность приобретает продуманное распределение полномочий в области налогового регулирования между государственными и наднациональными органами, обеспечивающими последовательное сближение налоговых систем стран-участниц с учетом экономической ситуации и интересов всех членов объединения. Предложены меры, обеспечивающие устранение двойного налогообложения в рамках союза. Авторы приходят к выводу о необходимости гармонизации налоговых политик стран-членов Евразийского союза. При этом гармонизация налогообложения в странах союза должна стать условием, соблюдение которого необходимо для формирования валютной зоны на территории ЕАЭС. В статье представлен комплекс мер, направленных на обеспечение равных условий налогообложения бизнеса в ЕАЭС. Особое внимание уделено исследованию возможности расширения доходов и расходов единого бюджета ЕАЭС с целью обеспечения финансовой поддержки проектов, направленных на ускорение процессов экономической и валютно-финансовой интеграции в рамках объединения. Авторы считают целесообразным перераспределение части национального дохода стран-участниц в депрессивные регионы объединения при условии, что данные меры будут способствовать углублению интеграции и стабильному развитию экономики всего Евразийского союза.

Еще

Интеграция, налоги, гармонизация налогообложения, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, налоговая политика

Короткий адрес: https://sciup.org/14971258

IDR: 14971258   |   DOI: 10.15688/jvolsu3.2017.4.13

Текст научной статьи Гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС в условиях углубления экономической интеграции

DOI:

При ускорении процессов интеграции в различных регионах мира особую значимость приобретает налогово-бюджетная политика. Поэтому в исследованиях представителей различных научных школ большое внимание уделено анализу влияния фискальной составляющей на экономики стран-членов объединений. При этом подходы к организации налогообложения в рамках экономических союзов значительно различаются.

Так, П. Кенен на основе проведенного исследования пришел к выводу, что для эффективного функционирования экономического и валютного союза (ЭВС) необходимо сосредоточение полномочий по налоговому регулированию на уровне наднациональной структуры [13].

Сторонниками единой налоговой политики в региональных интеграционных объединениях также являются М. Форни и Л. Рейхлин. Посредством проведенного анализа ученые определили, что единая европейская фискальная политика могла бы обеспечить сглаживание более 40 % снижения доходов населения в условиях кризиса [12].

О стабилизирующем воздействии единой налогово-бюджетной политики на экономики государств-членов интеграционных объединений также писал в своей работе Т. Андерсен.

Ученый доказал, что при отсутствии координации эффективность налогового регулирования в странах ЭВС существенно снижается [8].

Иная точка зрения о влиянии единой налогово-бюджетной политики на экономики стран ЭВС отражена в работе П. Де Грауве. Согласно его позиции, единая фискальная политика в странах интеграционного объединения эффективна для сглаживания кризисных явлений только в краткосрочной перспективе. Ученый акцентировал внимание на том, что дефицит бюджета в отдельных странах может привести к росту ставок по кредитам в рамках всего союза, а также способствовать снижению доверия к единой валюте регионального объединения [10].

К иному выводу в своем исследовании пришел Б. Эйхенгрин. Согласно позиции автора, снижение доверия и, соответственно, ограничение займов инвесторов будут распространяться только на страны с хроническим дефицитом бюджета, а не на региональное объединение в целом. Ученый предполагал, что при наличии эффективного финансового рынка для каждой из стран-членов ставка по кредитам будет устанавливаться индивидуально (с учетом риска неплатежа) [11].

М. Обстфельд и Д. Пери в своих работах анализировали возможные последствия учреждения единого бюджета для экономик стран интеграционного объединения. Авторы пришли к заключению, что общие средства со временем могут стать основным источником для финансирования расходов государств-членов, имеющих хронические дефициты платежных балансов. Кроме того, ученые предупреждали о возможности конкуренции между странами ЭВС за ресурсы, формирующиеся в рамках наднационального бюджетного фонда [14].

Согласно выводам Р. Болдуина и Ч. Вип-лоша, координация налогово-бюджетной политики в региональном интеграционном объединении целесообразна только в том случае, если регулирующая фискальная деятельность отдельных стран-членов оказывает отрицательное влияние на состояние экономик других [9].

В настоящее время существует более ста объединений, демонстрирующих различные уровни интеграции. В соответствии с поставленными целями страны-члены продолжают сотрудничество в рамках достигнутых соглашений или осуществляют дальнейшее последовательное углубление хозяйственных связей. На этапе перехода к более высокой ступени интеграции важнейшими задачами становятся координация национальных налоговых политик, а также формирование наднационального бюджета в дополнение к национальным. При этом наиболее сложным шагом становится передача части фискальных полномочий наднациональным структурам, способным обеспечить координацию налогово-бюджетной политики государств-членов с учетом общих экономических целей [3].

Активизация интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обуславливает необходимость сближения законодательств стран-членов в области налогообложения. При этом особую актуальность приобретают гармонизация и унификация законодательств о косвенных налогах, так как именно эти налоги оказывают существенное влияние на формирование цен и обеспечивают значительную часть бюджетных поступлений. Государствами Евразийского союза был заключен ряд соглашений, определивших основные принципы косвенного налогообложения. Наибольшую значимость для дальнейшего углубления интеграции в ЕАЭС имеют следующие договоренности:

– о взимании налога на добавленную стоимость (НДС) по принципу государства назначения, что подразумевает применение нулевой ставки по экспортному НДС и уплату по нему платежей в стране-импортере;

– о применении к импортируемым товарам ставок по косвенным налогам, не превышающих ставки на аналогичные товары местного производства (принцип недискриминации);

– об установлении минимальных налоговых ставок в отношении подакцизных товаров.

Таким образом, странами Евразийского союза достигнуты определенные соглашения, направленные на гармонизацию систем исчисления и взимания косвенных налогов, что особо важно для эффективного функционирования единого экономического пространства и углубления торгово-экономических связей. Тем не менее в настоящее время подходы к налогообложению в странах ЕАЭС существенно различаются, что затрудняет процессы интеграции в рамках объединения.

В странах, входящих в состав Евразийского союза, различны формы государственнотерриториального устройства, что предопределяет отличия в подходах к проведению налогово-бюджетной политики. Например, налоговые системы Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии имеют двухуровневую структуру, тогда как российская включает федеральный, региональные и местные уровни бюджета.

Следует также отметить, что в Республике Беларусь, в отличие от других государств-членов Евразийского союза, существенно выше полномочия местных органов исполнительной власти, которые имеют право увеличивать и уменьшать ставки по налогам, зачисляемым в их бюджеты, а в некоторых случаях решать вопросы, связанные с предоставлением дополнительных налоговых льгот.

В странах Евразийского союза отличаются подходы к прямому и косвенному налогообложению. Например, существенны различия в налогообложении имущества и доходов физических и юридических лиц. Также в странах союза различаются системы администрирования НДС. Кроме того, ни в заключенных соглашениях, ни в национальных законодательствах стран-членов ЕАЭС нет четкого определения понятия экспорта работ и услуг. Данные недоработки приводят к двойно- му налогообложению. Работы и услуги нерезидентов часто облагаются НДС одновременно в странах происхождения и назначения.

Немаловажно, что в государствах союза взимаются различные налоговые платежи. Например, в отличие от других стран объединения, налоговая система Киргизской Республики включает налог с продаж. В то же время в Киргизии нет налога на игорный бизнес. В Армении транспортный налог заменен налогом на имущество.

Судя по данным таблицы 1, государства-члены Евразийского союза значительно отличаются друг от друга по уровню налоговой нагрузки. С точки зрения налогоплательщиков в законодательствах стран объединения также есть существенные различия, определяющие сложность расчетов и удобство уплаты налоговых платежей.

В настоящее время налоговый климат для ведения бизнеса наиболее благоприятен в Казахстане. Судя по данным, представленным в таблице 1, рейтинг налоговой нагрузки страны значительно выше, чем у других членов Евразийского союза.

Следует также отметить, что в настоящее время остается значительной разница в налоговых ставках в странах-членах Евразийского союза. Согласно данным, представленным в таблице 2, в Казахстане существенно ниже, чем в Армении, России и Беларуси, основные ставки по НДС и налогу на доходы физических лиц.

Следует, конечно, учитывать, что в целом налоговая нагрузка в Киргизии и Армении ниже, чем в Казахстане (табл.1). Однако данное преимущество нивелируется за счет более сложных систем расчетов и уплаты

Таблица 1

Рейтинг налоговой нагрузки стран Евразийского союза в 2017 г.

Страна

Рейтинг

Налоговая нагрузка (% к прибыли)

Время на уплату (часы)

Количество платежей

Российская Федерация

49

47,4

168

7

Республика Казахстан

18

29,2

178

7

Республика Беларусь

73

54,8

176

7

Киргизская Республика

142

29,0

225

51

Республика Армения

57

18,5

313

14

Примечание. Составлено по: [15].

Таблица 2

Ставки налогов в странах ЕАЭС

Вид налога

Ставки налогов

Российская Федерация

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Республика Армения

Киргизская Республика

НДС

0 %; 10 %; 18 %

0 %; 10 %; 20 %

0 %; 12 %

0 %; 20 %

0 %; 12 %

Налог на прибыль

13 %; 13,5 %;

15 %; 20 %

10 %; 12 %; 18 %

10 %; 15 %; 30 %

5 %; 10 %

0 %; 5 %; 10 %

НДФЛ

9 %; 13 %; 15 %;

30 %; 35 %

4 %; 9 %; 12 %;

15 %

5 %; 10 %

10 %; 20 %

10 %

Акцизы

В зависимости от вида подакцизного товара, твердые и адвалорные ставки

Налог на имущество организаций

Не превышает 2,2 %

1 %

0,5 %; 1,5 %

от 0,1 % до 0,8 %

0,35 %; 0,5 %;

0,8 %

Налог с продаж

Отсутствует

1,5 %; 2,5 %;

3,5 %; 5 %

Налог на игорный бизнес

Твердые ставки в зависимости от объекта игорного бизнеса

Отсутствует

Транспортный налог

Твердая ставка

Заменен налогом на имущество

Твердая ставка

Примечание. Составлено по: [2; 4; 5; 6; 7].

налоговых платежей, существенно ухудшающих условия ведения бизнеса и снижающих привлекательность национальных экономик для предпринимателей и внешних инвесторов.

Таким образом, при дальнейшем расширении хозяйственных связей, сокращении тарифных и нетарифных барьеров в рамках ЕАЭС Казахстан будет иметь существенные преимущества за счет более благоприятного налогового климата, что может негативно влиять на состояние экономик других членов объединения. Поэтому в условиях углубления интеграционных процессов в ЕАЭС особую актуальность приобретает сближение налогообложения в странах союза.

Проведение согласованной налоговобюджетной политики всеми странами-участницами является одним из основных условий дальнейшего расширения хозяйственных связей в Евразийском союзе. При этом особое внимание должно быть уделено гармонизации налогового администрирования. Необходимы:

  • –    унификация организационных структур, а также функций налоговых органов;

  • –    установление единых прав и обязанностей для должностных лиц на уровнях всех налоговых подразделений;

  • –    определение общего порядка учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

  • –    разработка унифицированных форм налоговой отчетности;

  • –    введение единых принципов, форм и методов осуществления налогового контроля.

Более того, при формировании условий для дальнейшего углубления интеграции в Евразийском союзе необходимы унификация, единые подходы к установлению порядка формирования базы для исчисления налоговых платежей, а также сближение налоговых ставок.

Так, для устранения проблемы двойного налогообложения НДС следует определить единый перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг. Для унификации налогов на собственность необходимо установление общих принципов налогообложения имущества юридических и физических лиц, а также объектов налогообложения.

С целью гармонизации налогообложения доходов компаний в странах ЕАЭС надлежит установить единую трактовку понятий «сово- купный годовой доход», «основные средства», «убытки», «вознаграждения», «амортизация» и т. д. Также нужен общий подход к учету расходов по ремонту основных средств.

В рамках ЭВС предусматривается проведение согласованной экономической политики, координация функционирования финансовых систем и введение в обращение единой валюты на территориях всех стран-членов. Мы полагаем, что в ЕАЭС следует обеспечить сближение налоговых систем государств-участников до перехода на единую валюту. Более того, гармонизация налоговых систем стран-членов Евразийского союза должна стать одним из основных критериев, определяющих готовность национальных экономик к образованию на их территории валютной зоны. Если гармонизация налогообложения в странах союза невозможна без существенных негативных последствий для их экономик, замена национальных валют коллективной будет преждевременной.

Кроме того, для стимулирования интеграционных процессов в ЕАЭС необходимо расширение функций единого бюджета союза. В настоящее время из общего бюджета, основу формирования которого составляют взносы стран-членов, в основном финансируется деятельность органов правления ЕАЭС. Как известно, в 2017 г. бóльшая часть расходов бюджета предусмотрена на содержание Евразийской экономической комиссии (7 270,2 млн российских рублей), а также функционирование Суда ЕАЭС (338,4 млн российских рублей).

Как известно, бюджет Евразийского экономического союза на 2017 г. по доходам и расходам утвержден в сумме 7 609,1 млн российских рублей. Распределение долей взносов стран-участниц в наднациональный бюджет союза отражено в таблице 3. Для обеспечения возможности увеличения расходов единого бюджета ЕАЭС с целью реализации проектов, направленных на углубление интеграции, необходимы дополнительные источники доходов.

Мы полагаем, что в рамках ЕАЭС целесообразно использовать опыт Европейского союза и для наполнения бюджета взимать дополнительные взносы со стран-участниц. При этом базой для исчисления платежей следует признать внутренний национальный до-

Таблица 3

Распределение долей взносов в бюджет Евразийского экономического союза

Страны ЕАЭС

Сумма взносов, млн российских рублей

Доля распределения взносов, %

Российская Федерация

6492,1

85,32

Республика Казахстан

541,0

7,11

Республика Беларусь

346,9

4,56

Киргизская Республика

144,6

1,90

Республика Армения

84,5

1,11

Примечание. Составлено по: [7].

ход каждой из стран ЕАЭС. Ставка для расчета должна определяться на основе суммы дохода, необходимого для покрытия разницы между расходами, заложенными в бюджете союза, и доходами, получаемыми из других источников.

За счет расширения функций единого бюджета возможно перераспределение части национального дохода стран-участниц, что позволит оказывать влияние на темпы и уровень экономического развития в рамках всего объединения. Соответственно единый бюджет может стать эффективным механизмом регулирования интеграционных процессов в ЕАЭС.

Конечно, распределение финансовых средств на экономическое развитие стран Евразийского союза должно осуществляться независимо от их вклада в единый бюджет. При этом бюджет ЕАЭС не следует рассматривать как источник дотаций более слабых регионов. Из бюджета должны финансироваться проекты, направленные на углубление экономических и социальных связей в рамках союза. Средства единого бюджета целесообразно использовать для улучшения экономической ситуации в менее развитых странах только при условии, что это улучшит инвестиционный климат и обеспечит социальную и экономическую стабильность для всего объединения в целом.

Дальнейшее углубление интеграции в ЕАЭС требует преобразований, направленных на достижение согласованности в проведении налогово-бюджетной политики стран-участниц. Однако при осуществлении реформ следует учитывать, что в рамках ЭВС инструменты налогово-бюджетного регулирования приобретают особое значение для защиты национальных экономик, так как присоединение к интеграционному объединению значительно ограничивает возможности государ- ства в таможенно-тарифной политике. Общий рынок регионального объединения, как правило, защищен от внешних конкурентов (предпринимателей из третьих стран). Однако устранение тарифных барьеров и количественных ограничений в рамках таможенного союза способствует обострению конкуренции между компаниями стран-членов, что может привести к вытеснению национальных товаров с внутренних рынков и сокращению производства в отдельных национальных экономиках [1]. Поэтому актуальной задачей для ЕАЭС является продуманное распределение полномочий в области налогового регулирования между государственными и наднациональными органами с учетом интересов всех стран-участниц.

Список литературы Гармонизация налоговых систем стран ЕАЭС в условиях углубления экономической интеграции

  • Ишханов, А. В. Сущность и многообразие форм межстрановых конкурентных отношений/А. В. Ишханов//Финансы и кредит. -2004. -№ 2 (140). -С. 48-54.
  • Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с изменениями и дополнениями на 01.01.2017 г.). -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://kgd.gov.kz/ru/content/nalogovyy-kodeks-rk. -Загл. с экрана.
  • Линкевич, Е. Ф. Теоретические и практические аспекты гармонизации налоговых систем стран Евросоюза/Е. Ф. Линкевич, М. А. Бондарева//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2016. -№ 123 (09). -С. 793-802.
  • Налоговый кодекс Кыргызской Республики, 2017. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://sti.gov.kg/stsdocuments/NK30.10.12.pdf. -Загл. с экрана.
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь, 2017. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://rcompany.by/docs/news/377. -Загл. с экрана.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), 2017. -М.: Эксмо-Пресс. -1488 с.
  • Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx. -Загл. с экрана.
Еще
Статья научная