Гармонизация определения понятия «тренер»
Автор: Мельник В.Н.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Актуальные вопросы спортивного права
Статья в выпуске: S2 т.23, 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования: изучение понятия «тренер» исходя из действующего законодательства и определений, даваемых научным сообществом.
Тренер, тренер-преподаватель, профессиональные тренеры, спорт
Короткий адрес: https://sciup.org/147242147
IDR: 147242147 | DOI: 10.14529/hsm23s222
Текст научной статьи Гармонизация определения понятия «тренер»
V.N. Melnik, , Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
Введение. В настоящее время в отечественном спортивном праве можно наблюдать тенденцию, которая направлена на изучение правоотношений, возникающих между спортсменом и работодателем. Данная тенденция понятна и объяснима, поскольку в сфере спорта спортсмен является активом, приносящим дивиденды работодателям, в связи с чем необходимо точечно понимать природу правоотношений, складывающихся между спортсменом и работодателем. Однако не стоит забывать, что первичным звеном между человеком и профессиональным спортом является тренер.
Цель исследования. Изучение понятия «тренер» исходя из действующего законода-
тельства и определений, даваемых научным сообществом. Выявление несостоятельности определения понятия «тренер».
Материалы и методы. Словарь русского языка Ожегова С.И. содержит следующее определение: «тренер – специалист по тренировке спортсменов» [4].
О.А. Шевченко выделяет категорию «профессиональные тренеры». При этом под профессиональным тренером О.А. Шевченко понимает «физическое лицо, вступившее со спортивной организацией в трудовые отношения, обладающее необходимой квалификацией, которое лично систематически обеспечивает проведение с профессиональными спортсменами тренировочной и состязательной деятельности для достижения спортивных результатов» [7].
Статья 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 329) дает следующее определение тренера: тренер – физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов (ст. 2).
Статья 348.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) понимает под тренерами работников, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (ст. 348.1).
Таким образом, общими для данных определений являются следующие дефиниции:
-
1) тренер – физическое лицо;
-
2) трудовая функция тренера – проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществление руководства их состязательной деятельностью.
С другой стороны, можно увидеть, что ФЗ № 329 устанавливает требование об обязательном наличии у тренера среднего профессионального образования или высшего образования, что не отображено в остальных определениях.
О.А. Шевченко указывает на обязательность трудовых отношений, однако не стоит забывать, что О.А. Шевченко пишет об этом применительно к категории профессиональных тренеров, при этом данная категория тренеров не нашла своего отражения в законодательстве Российской Федерации, равно как и определение профессионального спортсмена.
Исходя из этого можно сделать вывод, что определение «тренер» в настоящий момент не является единым, безусловно, даваемые определения тренера схожи, но и имеют различия.
В связи с чем видится необходимым прийти к единому знаменателю в определении тренера.
Однако, с учетом наличия большого количества видов спорта, сделать это не так просто, гораздо проще создать категории тренеров и дать определение каждой категории.
Так, О.А. Шевченко сделала первый шаг, к разграничению тренеров на разные категории, что является правильным, так как в зависимости от вида спорта, уровня соревнований и круга спортсменов, с которыми работает тренер, изменяются требования, установленные к должности, виды договоров, заключаемые с тренером.
Например, как указано ранее, О.А. Шевченко выделяет категорию «профессиональный тренер», и, действительно, данная категория может быть востребована в профессиональных спортивных соревнованиях по командным видам спорта, поскольку уже в настоящий момент для спортсменов установлена обязательность наличия трудового договора в профессиональных спортивных соревнованиях по командным видам спорта. При этом законодатель устанавливает возможность организаторам спортивных соревнований устанавливать иные требования для допуска спортсменов к соревнованию. То есть организатор соревнования может отказаться от требования о необходимости наличия трудового договора у спортсмена для допуска к участию в профессиональном соревновании. Однако по неизвестной причине отечественные организаторы профессиональных спортивных соревнований по командным видам спорта не используют данную возможность.
В свою очередь, требование о наличие трудового договора у спортсмена – участника профессионального спортивного соревнования по командным видам спорта – обусловлено наличием в актах Lex sportiva [1] нескольких категорий спортсменов.
Например, регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов Российского Футбольного Союза (далее – РФС) выделяет четыре категории футболистов: футболист-любитель, футболист-профессионал, легионер и несовершеннолетний футболист (ст. 3). Данные спортсмены имеют разный правовой статус.
В то же время, если посмотреть положение РФС по обучению и лицензированию футбольных тренеров, можно увидеть, что тренерам установлены различные уровни лицензий: «Д», «С», «В», «А», «А-элитный детско-юношеский футбол» и «ПРО» [5].
Данные лицензии позволяют тренерам осуществлять свою трудовую функцию в зависимости от уровня соревнований и круга спортсменов, с которыми работает тренер. Например, в сезоне 2018/2019 главному тренеру футбольного клуба «Краснодар» Мураду Мусаеву было запрещено руководить командой во время еврокубковых матчей, поскольку у него отсутствовала лицензия уровня «ПРО» [6].
Другим примером разделения тренеров на категории является законодательное выделение категории тренеров-преподавателей из единого определения «тренер».
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 127), вступающий в силу с 1 сентября 2023 года, определяет тренера-преподавателя как физическое лицо, которое имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов (ст. 1).
Данный факт свидетельствует о том, что процесс деления тренеров на категории начал воплощаться в жизнь. Вместе с тем новшества ФЗ № 127 предусматривают внесение изменений в ФЗ № 329 и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ, что создает коллизии в применении норм ТК РФ [3].
Весьма интересно видится возможность разделение тренеров на категории по команд- ным и индивидуальным видам спорта, что позволило бы разрешить проблему выбора договора, на основе которого будет осуществлять свою деятельность тренер.
В случае с командными видами спорта можно применить определение, даваемое О.А. Шевченко применительно к профессиональным тренерам, и обязать тренеров по командным видам спорта иметь трудовой договор с работодателем.
В случае с индивидуальными видами спорта все выглядит зеркально противоположно, допускается использование гражданско-правовых договоров между тренером и нанимателем.
В связи с этим весьма интересным выглядит определение профессионального тренера, закреплённое в Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г. № 125. Профессиональный тренер – это физическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере профессионального спорта на основании трудового, гражданско-правового договора или в качестве индивидуального предпринимателя и получающее заработную плату и (или) вознаграждение (доход) за спортивную подготовку профессионального спортсмена (команды спортсменов) и руководство его (ее) тренировочной и (или) соревновательной работой (ст. 56). То есть законодатель Республики Беларусь не стал делить тренеров на категории по командным и индивидуальным видам спорта, разрешив использовать в профессиональном спорте спортсменам и тренерам как трудовые, так и гражданско-правовые договоры.
Как отмечает А.В. Курлович, «отношения, возникающие в профессиональном спорте, регулируются в первую очередь Гражданским кодексом Республики Беларусь и Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК РБ)» [2].
К сожалению, на территории Российской Федерации норма, которая прямо предусматривает возможность регулирования отношений между тренером и нанимателем с помощью гражданско-правового договора, не нашла своего отражения в четкой формулировке.
В связи с тем, что в отечественном праве отсутствует четкая граница между трудовым и гражданско-правовым договорами, заключаемыми со спортсменом/тренером и работо-дателем/нанимателем, возникают споры касательно природы договоров в сфере спорта, на основе которых происходит осуществление функций тренерами.
При этом А.В. Курлович выделяет следующий недостаток норм, регулирующих труд тренеров и спортсменов в Республики Беларусь: «глава 26-1 ТК РБ впервые на законодательном уровне устанавливает особенности регулирования труда работников, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта, на основании заключенного с нанимателем трудового договора. Однако положения гл. 26-1 ТК РБ распространяются исключительно на спортсменов и тренеров, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта» [2]. То есть данная глава ТК РБ ограничивает и поражает в правах тренеров и спортсменов, которые являются не профессионалами, а любителями.
Результаты. Можно отметить, что в настоящее время на территории Российской Фе- дерации как на законодательном, так и на научном уровне особенностям регулирования труда тренеров посвящается не так много внимания в сравнении с особенностями регулирования труда спортсменов. Как результат данной ситуации, в законодательстве Российской Федерации существует только одно определение «тренер», которое не отражает всю специфику тренерской деятельности в зависимости от видов спорта.
Заключение. Видится возможным, что разделение тренеров на категории позволит более детально и четко сформировать определение понятия «тренер» в зависимости от их категории и их трудовых функций. Безусловно, юристы в сфере спорта работают в этом направлении – ФЗ № 127, предусматривающий появление и закрепление тренеров-преподавателей, является важным шагом в данном направлении.
Список литературы Гармонизация определения понятия «тренер»
- К вопросу о "Lex sportiva" как источнике спортивного права / С.В. Алексеев, Я.С. Куташевская, В.Н. Мельник, Н.Г. Саттаров // Спорт: экономика, право, управление. - 2019. - № 2. - С. 8. DOI: 10.18572/2070-2175-2019-2-5-8 EDN: TCNOED
- Курлович, А.В. Особенности регулирования труда работников в сфере профессионального спорта / А.В. Курлович // Спортивное право в Республике Беларусь: сб. ст. - 2018. - Вып. 8. - С. 372-380.
- Нормативное закрепление разграничения сфер и целей деятельности тренера и тренера-преподавателя / А.А. Васькина, Е.С. Кузьменко, А.А. Софрина, А.В. Присекин // Вопросы рос. и междунар. права. - 2021. - Т. 11, № 9А. - С. 126-133. DOI: 10.34670/AR.2021.83.68.014 EDN: GUWWWU
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2006. - 1200 с.
- Положение Российского футбольного союза по обучению и лицензированию футбольных тренеров // Утверждено Постановлением Исполкома РФС № 144/15.1 от 06 марта 2012 г: ООО РФС. - https://static.rfs.ru/documents/1/5863e281530cb.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
- Соболев, И. На скамью нет доступа / И. Соболев // Рос. газ. - Столич. вып. - № 144 (7902): офиц. сайт. - https://sportrg.ru/2019/07/04/musaevu-ne-razreshili-trenirovat-krasnodar-v-evrokubkah. html (дата обращения: 01.10.2022).
- Шевченко О.А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России: моногр. / О.А. Шевченко. - М.: Проспект, 2020. - 224 c.