Газовые сенсоры на основе анодных пленок
Автор: Ефименко А.В., Семенова Т.Л., Салюк А.Н.
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Физика
Статья в выпуске: 5-2 т.11, 2009 года.
Бесплатный доступ
Разработаны физико-химические основы сенсоров к горючим и токсичным газам анодных оксидных пленок вентильных металлов (Zr, Ti, Nb). Во-первых, применены новые технологии для формирования заданных, легированных примесями, оксидных структур, в том числе пленок высокотемпературной стабилизированной сальцием модификации ZrO2. Использовался метод микроискрового оксидирования в водных растворах требуемых солей. Во-вторых, изучен и установлен оптимальный режим и механизм функционирования сенсоров в области низкотемпературной границы твердоэлектролитной проводимости до 600К ZrO2, TiO2 и Nb2O5, суть которого заключается в модуляции ЭДС окисления электронной составляющей, возникающей в результате гетерогенных каталитических реакций донорных газов с хемосорбированным кислородом формы О.
Газовые сенсоры, анодные оксидные пленки, микроискровое оксидирование
Короткий адрес: https://sciup.org/148198752
IDR: 148198752
Текст научной статьи Газовые сенсоры на основе анодных пленок
Салюк Анатолий Назарьевич, кандидат физикоматематических наук, старший научный сотрудник нестабильность параметров вследствие несовершенства технологии получения пленок и влияния на электропроводность деградации контактного (с металлом) электросопротивления при Т~650 К. В твердоэлектролитных сенсорах эти недостатки исключены благодаря потенциометрическому принципу измерения, но по технологии изготовления, чувствительности и возможности миниатюризации они уступают полупроводниковым. Для решения указанных проблем, рассмотрен новый класс сенсоров электронно-ионного типа на основе структур анодных оксидных пленок (АОП) вентильных металлов Zr, Ti, Nb, основанный на суперпозиции механизмов функционирования полупроводниковых и твердоэлектролитных сенсоров.
Методика эксперимента. Анодные оксидные пленки получали на Zr, Ti, Nb методом микроискрового оксидирования (МИО) в растворах гипофосфита кальция, что обеспечивало [2] образование повышенного содержания анионных вакансий в АОП, как активных каталитических центров [3]. Сенсоры представляли собой фольгу металла (0,1 х 1x2 мм) покрытую АОП толщиной 1-20 мкм с контактами из высокотемпературного графитового клея. Сенсоры снабжались никелевым микронагревателем. Идентификацию фазового состава АОП проводили с использованием ДРОН-3.0 (CuKa-излучение), элементного с помощью микрорентгеноспектрального анализатора JXA-5A. Измерения параметров сенсоров проводили в газовой камере в режиме диффузионного отбора пробы. Концентрации измеряемых газов получали путем двух-крактного увеличения концентраций поверочных газовых смесей в калиброванных объёмах. Измерения зависимостей ЭДС сенсоров от концентраций газов и температур проводили с помощью цифрового мультиметра MAS-345. Для сравнительной оценки параметров электронно-ионных и полупроводниковых сенсоров использовали сенсоры серии TGS (фирма «Фигаро», Япония) [4, 5].
Анализ экспериментальных результатов. В данной работе рассмотрен новый класс сенсоров электронно-ионного типа на основе оксидных структур М | МОх | М ' (1) анодных пленок вентильных металлов Zr, Ti, Nb, где М и М ' - вентильный металл и проводящий контакт на поверхности АОП. Функциональная зависимость ЭДС твердоэлектролитных сенсоров от концентрации измеряемого компонента определяется соотношением Нернста и в случае кислородопроводящего электролита ЭДС равна:
E=t i RT/2хF ■ ln a/P, (1)
где T – температура чувствительного элемента, t i – число переноса анионов, R – постоянная Больцмана, а и Р – активность и атмосферное давление кислорода на измерительном и электроде сравнения сенсора, 2х – валентность металла. Принцип действия сенсоров электронно-ионного типа основан на эффекте модуляции ЭДС структур (1) и электронной составляющей, возникающей в результате гетерогенных каталитических реакций на поверхности анодной пленки с участием донорных (СО, СН 4 , Н 2 , этанол и др.) газов при температурах 400-600 К [ 6-9 ] . Функциональная зависимость ЭДС АОП (1) от концентрации газов определяется выражением вида:
Е= а Рn (1+ а Рn)-1 ■ t i (RT/2хF) ■ ln a/P * (2)
где а -коэффициент чувствительности, n-показатель степени (0,3-0,6), P * -величина давления кислорода в таком параллельном подложке сечении пленки МО х , при котором ионные и электронные числа переноса равны t i =t e =0,5, а – активность кислорода на поверхности АОП. Эффект изменения ЭДС под воздействием концентраций СО при температурах 600 К рассматривался в качестве основы получения сенсоров нового типа, названных сенсорами смешанного потенциала по принятой терминологии. [1,10].
Анализ закономерностей генерации ЭДС в г.я. на основе АОП ZrO2, TiO2, Nb2O5 в диапазоне температур 450-600 К нами был проведен в работе [11]. Как следовало из анализа, процесс хемосорбции кислорода на поверхности АОП осуществляется путем образования ионизированного кислорода форм О- и О2-. Генерация ЭДС обеспечивается реакцией окисления металла-подложки за счет диффузии кислорода О2- к металлу: М+хО2-=МОх+2хе. Величина ЭДС АОП в нормальной атмосфере, как г.я., определяется соотношением Нернста [11]:
Е o =t i (RT/2xF) ln a/P * ; (3)
Динамика низкотемпературного процесса окисления состоит в диссоциации молекул кислорода на атомы и последующей хемосорбции кислорода на поверхности оксида в формах О- и О2- путем перехода к поверхности АОП и передачи трех электронов от металла атомам кислорода, рис.1. Процесс осуществляется по реакции:
О2+3е=О2-+О-(4)
В случае «нормального» высокотемпературного окисления:
О2+4е=О2-+О2-(5)
Тогда в соответствии с законом действующих масс уравнение (8) примет вид:
[О2]-[е]3= W-НО-]
Молекулы донорного газа взаимодействуют с наиболее реакционноспособной формой адсорбированного кислорода О- [ 12 ] , рис.1, в соответствии с каталитической реакцией, например, с СО, типа:
СО+О- = СО 2 +е (7)

Рис. 1. Схема генерации ЭДС низкотемпературного окисления в г.я. в условиях каталитической реакции с СО на поверхности АОП при Т = 600 К
В результате реакции (7) в АОП инжектируются свободные электроны (пунктирная стрелка, рис. 1), понижая ЭДС г.я. вследствие шунтирования её в соответствии с соотношением вида [ 13 ] :
E=Eo(1-Ate)(8)
где Ate=AOe/AOe+Oo
Тогда изменение ЭДС АОП, A E=E0-E, можно представить следующим образом:
АЕ = ЕоАое°тн./(1+Аое°тн.)(10)
где Е 0 – ЭДС АОП в нормальной атмосфере, A t e -изменение числа переноса электронов, ^-электропроводность АОП в нормальной атмосфере, Ao e отн . = Ao e/ o 0 - относительное увеличение электропроводности АОП за счет возникновения электронной составляющей. В соответствии с законом действующих масс, уравнение (7) принимает вид:
[ СО ].[ О - ] = К [ е ].[ СО 2 ] (11)
На основании рассмотренных моделей электронно-ионных (окислительных и каталитических) процессов в АОП была получена аналитическая зависимость изменения ЭДС АОП от концентрации донорного газа, например, для простого случая мономолекуляр-ной реакции с СО. Так, формулу (6) можно представить в виде:
n3=k q (12)
где п= [ е ] , а q-плотность отрицательного заряда на поверхности АОП, q=k [ О- ][ О2- ] . Изменение ЭДС АОП пропорционально изменению концентрации электронов:
A Е= a 1(n-n ' )= a A n (13)
и определяется изменением плотности заряда поверхности A q=q-q ' в результате каталитической реакции с СО (7). Выражение (12) примет вид:
A n3=k A q или ( A Е)3=k A q (14)
Изменение заряда A q, как следует из формулы (16), пропорционально концентрации [ СО ] и равно A q=k [ е ] =СО ] =PСО, тогда соотношение (14) примет вид:
( A Е)3=k [ е ] (15)
или A Е= a 1PСО1/3 (16)
Зависимость (16) совпадала с экспериментально полученной в области малых концентраций РСО и, при условии Ao°™.<<1, в соответствии с формулой (10), принимала вид:
\ 1 1 , \п . н а 1 Р СО 1/3 (17)
где а 1 = а Е0. Так как Ao e отн . ~ PСО1/3, то для всего диапазона концентраций можно считать справедливым соотношение вида:
An; о 1 (I' Ao; о 1 ) =кР СО 1/3/(1+Р СО 1/3) (18)
С учетом формул (17, 18) была получена зависимость величины «отклика» сенсора ( A E) от концентрации СО, соответствующая (6), следующего вида:
A E= a P co 1/3(1+ a P co 1/3) - 1Е o (19)
где Е0 определяется соотношением (3), а -коэффициент чувствительности, пропорциональный концентрации каталитических центров и зависит от свойств материала АОП, а также характера межфазной границы МОх-М ' . Справедливость рассматриваемых моделей и механизмов подтверждает тот факт, что формула (19) имеет обобщенный вид, адекватно отражает характер электронных и ионных процессов в г.я. и согласуется с основными законами хемосорбционных, каталитических, характеризующихся электронным обменом, и окислительных процессов, связанных с ионным переносом.
Зависимости величин откликов сенсоров на основе ZrO2 от концентраций ряда газов были получены и представлены на рис.2. Систематизация экспериментальных данных показала, что величина n (тангенс угла наклона) формула (19), для различных сенсоров на основе АОП ZrO2 могла изменяться в пределах n=0,3÷0,4. Рассчитанные теоретические зависимости откликов сенсоров от концентрации газов совпадали с экспериментальными. Для расчетов в формуле (2) использовались значения n, соответствующие значениям тангенса угла наклона экспериментальных зависимостей AE от концентрации газов Р, представленных в логарифмическом масштабе и коэффициенты чувствительности а, полученные из экспериментальных зависимостей, равные относительным значениям отклика сенсора a=AE/E0 в присутствии концентрации газа равной 1ppm. Измеренная постоянная времени отклика сенсора составляла 3-5 с., время выхода отклика на стационар 1-2 мин., величины сравнимые с параметрами сенсоров серии TGS. Однако, время выхода на стационарное значение ЭДС Е0, рабочего режима, составляло 3-6мин., а время выхода на рабочий режим сенсоров TGS составляло 30-60 мин. Зависимость величины отклика сенсоров, на основе TiO2 и Nb2O5, от концентраций этанола представлены на рис. 3. В области концентраций этанола выше 60 ppm концентрационные зависимости сенсоров аналогичны зависимостям для сенсоров на основе ZrO2 и характеризуются степенной функцией (19) с величиной показателя n равной 1/3. В области малых концентраций до 60 ppm изменения откликов сенсоров характеризуются аномально высокой крутизной чувствительности (tgα=1), которая, очевидно, обусловлена дополнительным влиянием хемосорбционно-каталитического эффекта поля, проявляющегося под воздействием паров этанола.

Рис. 2. Зависимость изменений ЭДС сенсора на основе ZrO 2 от концентрации газов при Т=600 К:
1 – метан; 2 – этанол; 3 – неленгмюровская теоретическая зависимость от концентрации этанола; 4 – водород; 5 – оксид углерода

Рис. 3. Зависимость изменений ЭДС сенсоров от концентраций этанола:
1 – TiO 2 ; 2 – Nb 2 O 5
Выводы: применены новые технологии для формирования легированных примесями, АОП вентильных металлов (Zr, Ti, Nb) методом микроискрового оксидирования. Изучен оптимальный режим функционирования сенсоров на основе полученных пленок в области границы твердоэлектролитной проводимости при 600 К, суть которого заключается в модуляции ЭДС окисления электронной составляющей, возникающей в результате гетерогенных каталитических реакций донорных газов с хемосорбированным кислородом на поверхности оксида. Установленные закономерности электронно-ионных процессов функционирования сенсоров для АОП группы вентильных металлов, отличающиеся от механизмов функционирования полупроводниковых и твердоэлектролитных сенсоров, имеют общий характер и могут использоваться для создания широкого класса электронноионных сенсоров с улучшенными характеристиками.
Список литературы Газовые сенсоры на основе анодных пленок
- Moseley, P.T. Solid state gas sensors/P.T. Moseley, B.C. Tofield. -Bristol.: Printed in Great Britain by J.W. Arrowsmith LTD, 1987. -245 p.
- Kpёrep, Ф. Химия несовершенных кристаллов. -М.: Мир, 1969. -654 с.
- Гордиенко, П.С. Закономерности синтеза и физико-химические свойства оксидных структур анодных пленок диоксида циркония/П.С. Гордиенко, А.В. Ефименко, Т.Л. Семенова. -Владивосток: Дальнаука, 2001.-93 с.
- Виглеб, Г. Датчики. -М.: Мир, 1989. -196 с.
- http://www.figarosensor.com
- Ефименко, А.В. Новые высокочувствительные анодно-пленочные газовые сенсоры. Экология и психическое здоровье человека/А.В. Ефименко, Т.Л. Семенова, А.Н. Салюк, Л.П. Яцков. -Владивосток, 1994. -С.25-30.
- Efimenko, A. Gas Sensors of tne New Type on Basic of Anodic Films Zirconia/А. Efimenko, Т. Semenova//American Ceramic Society′s 100th Annual Meeting and Exposition, Cincinnati, Ohio, May 3-5: Abstrac Book. -Cincinnati, 1998. -Р. 95.
- Ефименко, А.В.Твердотельный газовый сенсор/А.В. Ефименко, Т.Л. Семенова//Патент РФ № 2100801 от 27.12.97.
- Ефименко, А.В. Исследование электрохимических свойств анодных пленок диоксида циркония // А.В. Ефименко, Т.Л. Семенова // Электрохимия. - 1999. -Т.35, №11. -С.1327-1332.
- Феттер, К. Электрохимическая кинетика. -М.: Химия, 1967. -856 с.
- Ефименко, А.В. Закономерности процесса генерации ЭДС в структурах анодных пленок вентильных металлов/А.В. Ефименко, Т.Л. Семенова, А.Н. Салюк//Электронный журнал «Исследовано в России». -2003.-С. 2407-2418.
- Моррисон,С. Химическая физика поверхности твердого тела. -М.: Мир, I980. -488 с.
- Кофстад, П. Отклонение от стехиометрии, диффузия и электропроводность в простых окислах металлов. -М.: Мир, 1975. -396 с.