Гендерная экология труда - вызов эпохи модернизации

Бесплатный доступ

Гендерная экология труда, рассматривающая специфику взаимоотношений мужчин и женщин в про- цессе трудовой деятельности, является актуальной для устранения противостояний между полами, в этой связи встает необходимость оценивать эффективность труда посредством социальных и экономических показателей.

Короткий адрес: https://sciup.org/14315451

IDR: 14315451

Текст статьи Гендерная экология труда - вызов эпохи модернизации

Пермский госуниверситет, Пермь, Россия

Gender Labour Ecology - a Challenge of Modernization Age

V. Elshina

Perm State University, Perm, Russia

Гендерная экология труда, рассматривающая специфику взаимоотношений мужчин и женщин в процессе трудовой деятельности, является актуальной для устранения противостояний между полами, в этой связи встает необходимость оценивать эффективность труда посредством социальных и экономических показателей.

Gender labour ecology, which considers the specific character of interrelations between men and women within labor activity, is actual for the gender conflict elimination. Thereupon there is a necessity to evaluate efficiency of labour by the use of social and economic activities.

Экология, как биологическая наука, занимается изучением организации и функционирования надорганизменных систем различных уровней (популяции, виды, биоценозы и т.д.). Часто ее определяют и как науку о взаимоотношениях организмов (в том числе людей) между собой и с окружающей средой [1]. Однако в этом втором определении она уже выходит за рамки биологии, являясь одновременно и социальной, и политической, и экономической, и даже философской, в зависимости от аспектов рассмотрения взаимоотношений между людьми и средой их обитания. Поэтому экология труда есть наука, рассматривающая специфику взаимоотношений и жизнедеятельности работников в процессе трудовой деятельности.

Характеризуют экологию труда – условия труда, которые еще К. Маркс определил как совокупность всех условий, необходимых для жизни человека во время труда. В настоящее время Федеральный Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и «Трудовой кодекс» (2001) определяют условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Одновременно стоит необходимость использования гендерного подхода, т.е. учет специфики пола – женского и мужского организмов, при определении условий, норм, режимов и оплаты труда. Это связано с тем, что в течение всего XIX и ХХ веков (период активного использования женского труда), организация труда происходила по принципу гендерного сходства без учета гендерных различий. На стройках и в колхозах женщины стали работать как мужчины. Женщины, выполняющие работу бетонщиков, грузчиков, трактористов, дорожных рабочих и т.п., стали привычным явлением.

Произошла своеобразная дегендеризация (выравнивание по полу) профессий, условий, сменных режимов труда. К началу перестройки (конец 1980-х) – две трети работников ночных смен были женщины, 60% станочников – тоже они, заняты ручным маломеханизированным трудом – преимущественно женщины. И в тоже время работа у станка приводит к деформации стоп, существенным изменениям кровообращения, опущению внутренних органов, причем частота случаев застойных сосудистых реакций и варикозного расширения вен нижних конечностей увеличивается с возрастом и стажем работы [2].

Что изменилось в условиях и продолжительности трудовой деятельности с 90-х годов? С одной стороны, женщины частично вытеснены безработицей из общественного сектора экономики, с другой, – резко возросла их занятость в подсобных хозяйствах и подворьях, по-прежнему основанная на немеханизированном продолжительном труде. Увеличилось количество женщин в сфере малого и среднего бизнеса. Однако и здесь условия и режимы труда не регламентированы по-новому, а сами женщины, как правило, выполняют наиболее неблагоприятную и тяжелую работу. Это ведет к росту травматизма в трудовой сфере. Возросла занятость женщин в новых коммерческих структурах, где при отсутствии профсоюзов бесконтрольными являются продолжительность и интенсивность труда, осуществляется дискриминация в его оплате. Нередки случаи произвола и сексуальных домогательств руководителей-мужчин. Не снизилось и даже возросло количество женщин в ряде секторов социальной сферы, однако условия, режимы, а также соотношение с оплатой труда мужчин остались на прежнем уровне, что в результате непрекращающейся инфляции приводит к вынужденной вторичной и третичной занятости в непривлекательных сферах труда.

Создание более благоприятных условий и режимов труда возможно только при учете гендерных различий работников, что обеспечит переход к гендерному паритету – эпохе ликвидации высокой степени социального

Антропоэкосистемы в биосфере: обеспечение безопасности, здоровья и качества жизни РАЗДЕЛ 1

напряжения в обществе между мужчинами и женщинами. Напряжение это проявляется в том, что мужчины живут на 13 лет меньше женщин, они более подвержены заболеваниям и суицидам. Рабочие места сокращаются преимущественно за счет женских рабочих мест, женщин увольняют чаще, и именно они составляют большинство в числе безработных, заработная плата в отраслях сегрегации женского труда ниже среднефедеральной в 2-3 раза и т.д. Таким образом, гендерное усреднение фактически привело к гендерной дискриминации и женщин, и мужчин, отчего пострадавшими являются оба пола.

Кроме того, гендерное сходство и недоучет гендерных различий в сфере трудовых отношений все более становится антифактором роста производительности труда на предприятиях подавляющего большинства отраслей народного хозяйства. А сама проблема гендерного регулирования условий и режимов труда «спустилась» в регионы.

Необходимость выделения экологии труда с учетом гендерного подхода как отдельной многоаспектной науки связана с тем, что доля труда как фактора, активно влияющего на формирование ВВП, составляет в России лишь 5%, тогда как рента дает 75%, а капитал 20% [3]. Для стабильного экономического роста, и это подтверждает статистика передовых стран, доля труда в ВВП должна быть не менее 10-15%. Очевидно, что Россия обладает огромными резервами с точки зрения более эффективного использования трудового компонента. И действительно, в развитых странах эффективность труда выше, чем у нас в 6-8 раз. Во многом это объясняется недооценкой на предприятиях значимости проблем условий труда, включая его организацию, оплату, охрану и безопасность.

С 2001 г. мы наблюдаем оживление в сфере материального производства, не только добывающие, но наконец-то и перерабатывающие отрасли восстанавливаются на новом технологическом уровне, но, как и прежде женщины занимают маломеханизированные, физически тяжелые, непривлекательные рабочие места, в том числе у станка (так происходит в Пермском крае). «Советские пропорции» – 2/3 женщин из занятых в ночную смену и 60% у станка – вернулись на «обновляемых» предприятиях ВПК в городах Пермского края.

Благоприятные условия труда и производственный травматизм являются проявлением эффективности трудовой занятости, однако современная статистика констатирует [4];:

  • -    удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда растет в течение всех последних лет (начиная с XXI в., включая 2008 г.) во всех видах экономической деятельности, находящихся под влиянием неблагоприятных производственных факторов (21 позиция). Исключение составляет производство резиновых и пластмассовых изделий, где удельный вес рабочих мест, не отвечающих требованиям, сократился с 21,2% (в 2007 г.) до 20,4% – в 2008 г.;

  • -    самые неблагоприятные условия труда в металлургическом производстве и производстве металлических изделий – 47,4% работников заняты во вредных условиях труда. На втором месте – добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических – 43,6%, на третьем месте – целлюлозно-бумажное производство – 40,1%. Также и в Пермском крае – начиная с 2002 г. сохраняются «условно аттестованные» и неаттестованные рабочие места – 34% из всех;

  • -    хотя условия труда работников сохраняются неблагоприятными или даже ухудшаются, количество людей, выражающих свое недовольство, незначительно – 1,2 тыс. чел. в 2006 г., 2,9 – в 2007 г. и 1,2 тысячи в 2008 г. (против 489,4 тыс. чел. в 1995 г.).

Для изменения угрожающей ситуации в трудовой сфере, требуется продуманная всесторонняя работа по улучшению параметров и показателей, характеризующих качество рабочих мест. Проведение таких мероприятий в рамках гендерной экологии труда и регулярная аттестация рабочих мест дадут эффект, который может быть выражен в виде количественных показателей – социальных и экономических.

Социальные показатели – это результат деятельности, выраженный в виде и форме удовлетворенности работников обоих полов условиями жизнедеятельности в пределах рассматриваемого предприятия, где улучшена экологическая обстановка. Ими являются: снижение текучести кадров, улучшение условий труда и жизнедеятельности, снижение уровня заболеваемости и потери здоровья, повышение степени занятости населения и, в конечном счете, обеспечение повышения социально-экономического уровня.

Экономические показатели – это результат в виде получаемой прибыли, дохода предпринимателем (работодателем), осуществляющим деятельность по улучшению условий труда. К ним относятся: экономия средств на компенсирование ущерба от потери трудоспособности, наступившей в результате трудовой деятельности (травматизм, профзаболеваемость), активизация социально-экономической деятельности (в том числе рационализация и экономия от нее), обеспечение социально-экономического развития предприятия и региона в целом, обеспечение экономической стабильности предприятия.

Одновременно требуется гендерное обновление действующих документов, регулирующих условия труда, и разработка новых, осуществляющих регулирование на общефедеральном и региональном уровнях.

Основной методологической задачей гендерной экологии труда на современном этапе является разработка адекватных гендерных документов, регулирующих условия труда, и системы социальных и экономических показателей, характеризующих эффективность мероприятий по улучшению условий труда и жизнедеятельности работников.

Список литературы Гендерная экология труда - вызов эпохи модернизации

  • Большой энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1986, т. 29, с. 523.
  • Здоровье женщин России. Аналитический доклад. (Экономические, социальные, экологические, правовые и медицинские аспекты). Москва, 1998.
  • Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век.//Проблемы теории и практики управления, 2003, №4, с. 53.
  • Раздел «Занятость и безработица»//Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2009.
Статья