Гендерное неравенство при выборе профессии

Автор: Шепетько Владлена Леонидовна

Журнал: Автономия личности @avtonomiya-lichnosti

Рубрика: Государственная и общественная безопасность

Статья в выпуске: 1 (24), 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются вопросы гендерного неравенства в Российской Федерации. Несмотря на закрепленные в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации положения о свободе распоряжения своими способности к труду независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Указанное в настоящее время не реализуется в полной мере, в частности, неравенство женщин и мужчин при выборе рода деятельности и профессии. Автором сделана попытка осмысления норм трудового законодательства в контексте их соответствия нормам международного законодательства, регулирующего трудовые отношения, исключающего трудовую дискриминацию среди населения женского пола.

Еще

Конституция рф, права человека, права на труд, гендерное неравенство, выбор профессии

Короткий адрес: https://sciup.org/142229752

IDR: 142229752

Текст научной статьи Гендерное неравенство при выборе профессии

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый человека имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим стоит отметить, что не всегда законодательные аспекты влияют на принятие решений в соответствии с главным законом страны.

В данной статье отраженно неравенство по половому признаку при выборе профессии. Так женщина из Санкт-Петербурга, выиграла финальную судебную тяжбу с бывшим работодателем, который уволил ее в 2017 году после того, как она изменила свой юридический пол [3, c. 98].

В широком смысле дискриминация – это лишение или ограничение прав человека по какому-либо признаку или мотиву. Выделяется несколько видов дискриминации – в зависимости от сферы, в которой она встречается.

В Конвенции Международной Организации Труда (далее – МОТ) от 25.06.1958 N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», ратифици-рованной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961, дискрими-нацией называется всякое различие, исключение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения и приводящее к унич-тожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации под дискриминацией понимается ограничение в трудовых правах и свободах или получение какого-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, перечисленных в упомянутой выше Конвенции, а также:

  • -    от национальности и языка;

  • -    от имущественного, семейного, социального и должностного положения;

  • -    от возраста;

  • -    от места жительства;

  • -    от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Причем этот перечень открытый – к причинам дискриминации могут отно-ситься другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника, в том числе установленные другими федеральными законами, например, наличие заболевания. Так, не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские орга-низации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных (ст. 17 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»).

В статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации определены общие принципы запрета дискриминации:

  • -    запрещение принудительного труда (выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или

  • рели-гиозной принадлежности);
  • -    запрещение дискриминации в сфере труда;

  • -    обеспечения равенства прав работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

И еще две статьи Трудового кодекса устанавливают прямой запрет дискриминации:

  • -    в отношении заключения трудового договора (ст. 64);

  • -    при оплате труда (ст. 132).

Дискриминация при приеме на работу

Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность прини-мает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персо-нала).

При этом в силу ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным будет отказ из-за пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жи-тельства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) и т. д.

Напрямую запрещено отказывать в заключении трудового договора:

  • -    женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей;

  • -    работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Законодательством установлены и другие случаи запрета на отказ в заключении трудового договора. К примеру, нельзя отказать в приеме на работу инвалидам, направленным на трудоустройство в счет квоты рабочих мест, – Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Женщина, проработала десять лет в компании, которая производила пластины, используемые в печатных станках для оберток конфет. В 2017 году она была официально признана женщиной, а затем уволена на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Постановлением Правительства России от 4 августа 2020 г. № 1181 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2021 г.

Данное постановление по большому счету основано на советской пропаганде 1970-х годов, в которой говорилось, что женщинам нужна «защита» от опасной работы для сохранения их фертильности, в подтверждении этому существовал запрет на работу женщин в 456 профессиях. К ним относятся водители поездов, грузовиков, автомеханики и т.д. [1, c. 222].

Русские женщины боролись с законом, в том числе в знаменательном деле 2012 года, когда женщина, изучавшая морское мореплавание, была принята на работу капитаном речного судна, а через несколько недель отвергнута, сославшись на запрет женщин в этой профессии. Она никогда раньше не слышала о правилах и инвестировала в свое образование по этой профессии.

В 2016 году Комитет Организации Объединенных Наций по ликвидации дискриминации в отношении женщин вынес решение в пользу женщины, упрекнув российское правительство за его необоснованный призыв к защите женской фертильности и рекомендовал пересмотреть и изменить список запрещенных профессий.

В июле 2019 года, после этого судебного процесса и обращения в Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций, а также кампании All jobs for all women (кампания, выступающая за отмену списка запрещенных для женщин видов работ и профессий во всех странах восточной Европы и центральной Азии), проведенной ведущими правозащитными группами, Министерство труда и социальной защиты объявило, что необходимо сократить список до 100 «запрещенных» профессий. Сокращенный список вступит в силу в январе. Со следующего года российским женщинам будет разрешено водить поезда и грузовики, а также ремонтировать автомобили.

Но в пересмотренном списке по-прежнему говорилось, что женщинам запрещено работать в «химической промышленности, металлургии, нефтедобыче, добыче угля, производстве изоляционных материалов и некоторых других областях, из-за вредного воздействия определенных соединений на репродуктивное здоровье женщин» [2, c. 123].

Завершившиеся дело от 2017 года иллюстрирует абсурдность списка и произвол, с которым он был нанесен женщинам. Это также снижает репродуктивную функцию женщин и увековечивает традиционные гендерные роли и стереотипы.

Женщина права которой были нарушены подала иск о дискриминации, но проиграла. С помощью российской группы по защите прав ЛГБТ + «Выход» («Выход») она обратилась в городской суд, но снова проиграла. В декабре 2018 года президиум городского суда признал недействительными ранее вынесенные решения и направил дело Анны на новое рассмотрение.

В апреле 2019 года она выиграла, и суд назначил 10 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и 1,85 миллиона рублей в качестве компенсации за вынужденный прогулы. В апреле 2020 года апелляция ее бывшего работодателя была отклонена, и решение о компенсации наконец оставлено в силе.

Юрисконсульт компании «Выход», который помогал в деле пострадавшей женщины, сказал, что окончательное решение суда стало важным сигналом о том, что женщины в России могут добиваться справедливости в судах, но также стало серьезным сигналом о гендерном равенстве в более широком смысле. «Каждая женщина имеет право выбирать профессию», – сказал юрист. «Абсолютный запрет на такой выбор, установленный в России списком запрещенных для женщин профессий, является проявлением дискриминации» [4, c. 168].

Вместо того, чтобы ограничивать доступ женщин к занятости, российское пра- вительство должно сосредоточить внимание на обеспечении безопасности рабочих мест и свободных от злоупотреблений и дискриминации для всех. Работодатель никогда не подвергал сомнению ее способность выполнять свою работу до того, как она официально изменила свой пол. Затем они использовали пагубный и дискриминационный закон России, чтобы уволить ее.

Вместо того, чтобы злоупотреблять законом, чтобы не допустить женщин к определенным профессиям, российские власти должны сосредоточить свое внимание на дискриминации по признаку пола, например, на разнице в заработной плате, с которой сталкиваются женщины в России, несмотря на то, что в среднем они лучше образованы и здоровее мужчин. В правовой системе нет места запрету женщинам выполнять 456, 100 или одну работу, отрицанию равенства женщин в выборе профессии.

Недопустимость дискриминации, в том числе в сфере труда, закреплена как международными правовыми актами, так и российским законодательством. Однако внимания этой проблеме уделяется недостаточно, и с дискриминацией многим приходится сталкиваться при приеме на работу и увольнении. Так, ни для кого не секрет, что компании не любят брать на работу молодых женщин (из-за возможного ухода в декрет), инвалидов, лиц предпенсионного возраста, молодых специалистов. Самые же активные из отвергнутых кандидатов обращаются в суд – и выигрывают дело.

Список литературы Гендерное неравенство при выборе профессии

  • Барашкова А. С. Исследование занятости женщин: теоретико - прикладные вопросы / А. С. Барашкова, А. А. Гуляева. - Уфа : Аэтерна, 2018. - 494 с.
  • Лебедев В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты : монография / В. А. Лебедев, А. Т. Карасев, В. В. Киреев. - Москва : Проспект, 2016. - 208 с.
  • Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия : сборник научных трудов / под ред. В. М. Артемова, О. Ю. Рыбакова. - Москва : Проспект, 2019. 317 с.
  • Полякова П. А. Проблема гендерной схематизации в выборе девушками профессиональной деятельности в сфере IT / П. А. Полякова, Т. В. Бугайчук // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 3 (114). - С. 167-173.