Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте

Автор: Бучацкая Марина Викторовна, Васина Надежда Васильевна, Костыря Светлана Сергеевна, Капранова Марина Валерьевна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Социальные проблемы

Статья в выпуске: 3 т.7, 2013 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению смысложизненных ориентаций в разных возрастных группах, а именно в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте. Основной акцент делается на гендерном аспекте данной проблемы.

Смысложизненные ориентации, гендер, предпенсионный возраст, кризис середины жизни

Короткий адрес: https://sciup.org/140210195

IDR: 140210195

Текст научной статьи Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте

Вопросы, связанные с субъективным осознанием человеческого бытия, являются принципиальными для современной психологии. Традиции их изучения заложены еще в работах В. Франкла, А. Маслоу, Э. Эриксона, К.Г. Юнга. Среди отечественных авторов серьезный вклад в методологическое построение теории смысложизненных ориентаций сделаны Д.А. Леонтьевым [14, 15], Н.Л. Быковым [5], А.А. Скрипкиным [20] и др.

Названными авторами отмечено, что смысложизненные ориентации являются мощнейшим регулятором поведения личности и всех видов человеческой деятельности. Более того, в период жизненных кризисов они определяют и специфические черты протекания этого кризиса, и динамику внутренних трансформаций ценностной иерархии личности.

В. Франкл характеризует поиск смысла жизни в качестве врожденной потребности, направляющей всю жизнь человека. Смысл жизни, безусловно, уникален для индивидуального сознания, но при этом существуют универсальные ценности и смыслы [22, 23].

С точки зрения В.Э. Чудновского, смысл жизни определяется как «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [26]. Требования к необходимости соответствия содержания ценностей характеристикам реалистичности и конструктивности выдвигает качество адекватности смысла жизни в ранг приоритетного критерия [25, 26].

Большой вклад в решение вопроса смысла жизни в отечественной психологии внес Д.А. Леонтьев [15], характеризующий смысл жизни как «систему, определяющую общую направленность жизни субъекта как целого» [15]. В нашем исследовании мы будем основываться на данной концепции.

Очевидно, что ценностные ориентации и смысложизненные в частности обладают свойствами динамики и трансформации на протяжении всей жизни человека. И если процесс становления их в молодом возрасте является на сегодня уже подробно изученным в самых разных концепциях психологической науки, то картина дальнейшего их преобразования долгое время оказывалась вне серьезных исследовательских программ. Однако объективные социальные условия современного мира заставляют психологов менять вектор изучения. Эти условия связаны, по меньшей мере, с двумя положениями. Во-первых, с прогрессирующим, по сведениям социологов, тотальным старением населения, особенно в высокоразвитых странах, во-вторых, с пересмотром взглядов на возможности социальной активности лиц пожилого возраста, когда необратимо отвергается постулат, что старость есть период тотального угасания [9]. Поэтому все больше психологов-исследователей предметом своих работ выбирают психологические особенности зрелых и пожилых возрастов.

Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что на результат социально-психологической адаптации личности большое влияние оказывают типологические и индивидуальные особенности, в частности гендерные различия. Выявить возможные особенности смысложизненных ориентаций в различных типологических группах лиц зрелого и пожилого возраста представляется актуальной практикоориентированной задачей. В нашем исследовании мы конкретизируем эту задачу с точки зрения осуществления сравнительного анализа гендерных особенностей смысложизненных ориентаций в предпенсионном возрасте и в период кризиса середины жизни.

Психологические особенности кризиса середины жизни характеризуются серьезным переосмыслением прожитых лет, переоценкой личностных и профессиональных достижений [19]. Это возраст целеустремленной, ответственной личности, умеющей реалистично относиться к жизни [1, 19, 21, 28]. Однако это и время внутриличностных конфликтов, когда человек встает перед осознанием того, что большая часть жизни пройдена, а многое из того, что задумывалось, не реализовано. Появляется желание начать жизнь «с чистого листа» [27].

Предпенсионный возраст часто сопровождается значительными изменениями жизненной ситуации, которые связаны как с внешними факторами (изменение социального статуса, официальный выход на пенсию, появление свободного времени, ранее занятого работой и др.), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, переживание собственного пассивно-зависимого положения). Формирование нового психосоциального статуса пожилого человека требует от личности переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, т. е. перестройки своего сознания, поиск новых возможностей и путей реализации своей активности. Процесс перестройки сознания у пожилых людей, связанный с выходом на пенсию, детерминирован большим количеством факторов (особенности прохождения нормативных кризисов, наличие или отсутствие семьи, наличие дальнейших планов после выхода на пенсию, отдельных занятий и увлечений, отношение к собственной работе и др), которые определяют временные и качественные показатели адаптации. Особенности адаптации связаны и с гендерными различиями, считается, что женщины адаптируются легче, чем мужчины. В первую очередь, это связано с прочными социальными стереотипами, согласно которым основная функция женщины связана с домом и семьей, а мужчины — с профессиональной деятельностью. Объективные социоэкономические условия современного общества могут служить контраргументом этому правилу, тем не менее, общественное сознание воспринимает его довольно догматично. В связи с этим фиксируется установка, что женщина после выхода на пенсию всегда может реализовать себя в семье (например, в семье своего ребенка как бабушка), таким образом, одна из привычных частей ее жизни не изменяется и соответственно потеря работы не воспринимается настолько трагично, как у мужчин.

Таким образом, в связи с тем, что как кризис середины жизни, так и предпенсионный возраст переживаются мужчинами и женщинами по-разному, имеют специфические особенности, в нашем исследовании будут отдельно анализироваться не только данные возрастные периоды, но учитываться гендерные особенности.

В нашем исследовании приняли участие 100 человек: 50 мужчин и 50 женщин. Все испытуемые были женаты или замужем, имели детей и работу. Возраст испытуемых первой группы составлял 37–45 лет, второй — 55–60 лет. Исследование проведено с помощью теста смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Ма-холик, адаптированный Д.А. Леонтьевым) [17].

Результаты исследования представлены на рис. 1 и 2. Статистический анализ проведен с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Рис. 1. Средние значения общего показателя осмысленности жизни

В результате исследования выявлено, что по общему показателю осмысленности жизни достоверных различий обнаружено не было внутри возрастных групп. Достоверные различия на уровне (p 0,01) обнаружены как между мужчинами, так и между женщинами разных возрастных групп. При этом в пожилом возрасте уровень осмысленности жизни заметно выше, чем в период кризиса середины жизни. Это может говорить о том, что переосмысление жизни, оценка достигнутых результатов в пожилом возрасте переживается легче.

При анализе результатов по отдельным шкалам СЖО выявлены следующие показатели. В период кризиса середины жизни у мужчин, по сравнению с женщинами, наиболее высокие показатели обнаружены по шкалам «Цели в жизни», «Процесс» и «Локус-контро-ля Жизнь», при этом указанные результаты не превышают средних показателей. Таким образом, у данной группы испытуемых недостаточно четко определены цели на будущее, нет удовлетворенности жизнью (особенно это характерно для женщин), а так же нет ощущения контроля над своей жизнью. Достоверные различия на уровне (p 0,01) и (p 0,05) между мужчинами и женщинами в период кризиса середины жизни обнаружены по таким шкалам, как «Процесс» и «Результат». При этом выявлено, что мужчины, переживающие кризис середины жизни, больше недовольны своим прошлым, а женщины — настоящим.

В предпенсионном возрасте у мужчин по сравнению с женщинами более высокие показатели оказались по шкалам: «Результат» и «Локус-контроля Я». Это говорит о том, что мужчины, в отличие от женщин, в данном воз- расте продуктивным и осмысленным считают прожитый отрезок своей жизни, они представляют себя, как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора. Женщины при этом считают свою жизнь эмоционально насыщенной, с наличием жизненных целей, они способны контролировать свою жизнь и спокойно принимать решения. Достоверные различия на уровне (p ≤ 0,01) и (p ≤ 0,05) между мужчинами и женщинами в предпенсионном возрасте обнаружены по таким шкалам, как «Процесс», «Результат» и «Локус-контро-ля Жизнь», что практически совпадает с предыдущей возрастной группой.

При проведении сравнительного анализа между женщинами разных возрастных групп можно говорить о том, что женщины пожилого возраста считают свою жизнь более эмоциональной, наполненной смыслом и дальнейшими целями, чем женщины в период кризиса середины жизни. Мужчины пожилого возраста по сравнению с более молодыми представителями оценивают свое прошлое с положительной стороны, оно может придать смысл жизни, больше довольны достигнутыми результатами и в большей степени считают себя «хозяевами жизни». Однако мужчинам в период кризиса середины жизни присуще ощущение, что они способны контролировать свою жизнь.

Таким образом, в результате проведенного анализа мы выявили, что осмысленность жизни более выражена в предпенсионном возрасте, чем в период кризиса середины жизни.

Как было сказано выше, в связи с тотальным старением населения изучение данных возрастных групп является наиболее актуальным и имеет перспективы дальнейшего исследования. На наш взгляд, интересным и важным

Рис. 2. Средние значения по отдельным шкалам осмысленности жизни

может быть изучение особенностей мотивационной сферы пожилых людей и людей зрелого возраста, а также изучение особенностей пси- хологического благополучия как внутренней субъективной оценки собственного функционирования.

Список литературы Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте

  • Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  • Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 60-71.
  • Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
  • Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
  • Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: диссертация.. кандидата психологических наук. Самара, 2005. 205 с.
  • Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст//Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ, 2009. 352 с.
  • Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Ось-89, 2003. 376 с.
  • Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Эксмо, 2002.
  • Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости//Мир психологии. М., 1999. № 2.
  • Козлова Т.3. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей//Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 135-145.
  • Краснова О. В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию//Психология зрелости и старения. 2000. № 4 (12).
  • Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 288 с.
  • Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
  • Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  • Леонтьев Д. А. Смысл смерти: на стороне жизни//Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004. № 2 (5). С. 40-50.
  • Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
  • Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 896 с.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
  • Скрипкин А.А. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации студенческой молодежи: Дис.. к-та психолог. наук. М., 2009. 169 с.
  • Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Феникс, 2004. 384 с.
  • Франкл В. В поисках смысла жизни. М.: Прогресс, 1990. 345 с.
  • Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
  • Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2009. 288 с.
  • Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни//Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3-15, 53
  • Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего»//Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-25.
  • Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб.: Питер, 1999. 546 с.
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
Еще
Статья научная