Гендерный подход к образованию детей-мигрантов
Автор: Чикляукова Елена Викторовна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Инновационная деятельность по гендерному обучению и воспитанию
Статья в выпуске: 3 (4), 2009 года.
Бесплатный доступ
Проанализированы специфика гендерного подхода к образованию детей-мигрантов, процесс формирования у них гендерной культуры. Обоснована необходимость подготовки педагогов, специализирующихся на работе с данной категорией детей с учетом гендерных особенностей.
Дети-мигранты, адаптация, ресоциализация, гендерная культура
Короткий адрес: https://sciup.org/14821468
IDR: 14821468
Текст научной статьи Гендерный подход к образованию детей-мигрантов
Современная миграционная ситуация в Российской Федерации является следствием сложной социально-экономическойобстановки. Особоевниманиегосударст-во должно уделять адаптации детей-мигрантов, жизненный опыт которых недостаточен для разрешения взрослых проблем. Необходимость быстрой межкультурной адаптации, проявление кризиса социальной идентичности, развитие ролевых установок и поведенческих характеристик (т. е. адаптация и социализация, в том числе гендерная) — все эти факторы влияют на детей-мигрантов одновременно, делая данную категорию детей особо уязвимой.
Специфика гендерного подхода к образованию детей-мигрантов состоит в необходимости учета формирования психологического пола при построении педагогического процесса. При этом дело не только в том, что представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя (например, при проведении дискуссии следует учитывать, что девушки предпочитают обмен мнениями, а не защиту четко определенных позиций, они меньше склонны открыто показывать свои знания, иногда просто стесняются говорить перед большой аудиторией). Дело еще и в том, что как внутри, так и вне образовательных учреждений школьники-мигранты вынуждены иметь дело со сложным миром новых представлений и стереотипов, касающихся того, какое поведение, внешний вид, мышление приемлемы для представителей данного пола в данной культуре. Часто стереотипы, усвоенные в местах прежнего проживания, приходят в противоречие с представлениями новой культуры. Объяснить природу стереотипов, показать их историческую изменчивость, этнические особенности и социальную обусловленность — таковы основные задачи гендерного образования.
Гендерное образование детей-мигрантов заключается также и в том, чтобы помочь им справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой являются самоидентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие, таким образом, определенной социальной роли. Исторически просветительное образование ориентируется, прежде всего, на конкретные трудности, с которыми могут столкнуться дети. Это могут быть любые проблемы, имеющие гендерный аспект: взаимоотношения мальчиков и девочек в классе, разное отношение учителей к мальчикам и девочкам, дружба, первая любовь, насилие во взаимоотношениях подростков и т. д.
При организации процесса обучения и воспитания детей-мигрантов педагогам необходимо учитывать, помимо вышеперечисленных проблем, и особое психо- логическое состояние, связанное с адаптацией к новой культуре, а также стереотипные представления о проявлениях того или иного гендера, усвоенных в местах прежнего проживания и сложившихся в семье ребенка. Многочисленные исследования показали, что усвоение школьной программы мальчиками и девочками зависит не только от формально предъявляемых им одинаковых требований, но и от того, какие представления о «правильном» для их пола поведении они получили в семье и в какой мере общая атмосфера в классе способствует выявлению и обсуждению этих представлений [2:127].
Если дошкольники еще слабо воспринимают различия между мальчиками и девочками, то в школьном возрасте закладывается основа полоролевых стереотипов, поэтому особое внимание должно уделяться гендерной адаптации детей-мигрантов школьного возраста, особенно подросткового. Здесь следует отметить, что четкие представления детей о «должном» поведении мальчиков и девочек не всегда совпадают с их собственными задатками и склонностями. Причем стереотипы могут навязываться как «формальными» социальными институтами (семьей, школой), так и «неформальными» (сверстниками, средствами массовой информации).
В первом случае речь обычно идет о так называемых традиционных cтepeoтипax, т. е. мальчиков готовят к активной деятельности за пределами семейного круга, карьерным достижениям и агрессивному самоутверждению, а девочек ориентируют на заботу о семье и муже, на самопожертвование во имя семьи. Во втором случае стереотипы часто подаются под соусом «свободы», «самоутверждения» и даже «отказа от стереотипов». Женские и мужские журналы, фильмы, клипы навязывают девочкам и мальчикам половую распущенность, потребительство, индивидуализм, пренебрежительное отношение к моральным ценностям. Поскольку все это очевидно противоречит традиционным, издавна закрепившимся в общественном сознании стереотипам, нет ничего удивительного в том, что подростки принимают такого рода стиль поведения и мышления за проявление свободы личности. Задача учителя в данном случае заключается в том, чтобы объяснить, что новые стереотипы не менее разрушительны для личности, чем старые, и зачастую бывают еще опаснее, т. к. вместе с личностью разрушают и общественные устои.
В связи с этим для гендерного подхода к образованию детей-мигрантов значим процесс ресоциализации, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет усвоение или выработка иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и не релевантную прежним нормам ситуацию. Поэтому при обучении детей-мигрантов особенно важно не упустить начало ресоциализации и дезадаптации.
-
Е. В. Каган [3] приводит данные о том, что соотношение мальчиков и девочек, подверженных психогенной школьной дезадаптации, колеблется в пределах 4—6:1. Столь значительная разница не сводима только к биологическим (более высокая уязвимость нервной системы мальчиков, предрасполагающая к пограничным расстройствам психики) или семейным факторам. Гораздо сильнее она связана с полоролевыми особен-
- ностями развития и воспитания: воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон принятия взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков, характер, а компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентаций достигается легче; женский (в основном или чаще) педагогический состав школы создает для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия.
Поскольку формирование полоролевой идентичности у детей-мигрантов, как и у других детей, зависит от учителей и родителей, большое значение имеет гендерное образование учителей и других взрослых. Когда речь идет о гендерном образовании взрослых мигрантов, подразумевается, что его целью должно стать приобщение к базовым знаниям, необходимым для решения конкретных проблем, с которыми сталкиваются женщины и мужчины, прибывая на новое место жительства и адаптируясь к новым условиям.
Процесс формирования гендерной культуры у детей-мигрантов проходит следующие этапы:
-
1) получение информации по всем аспектам гендерной культуры и культуры социума;
-
2) выработка ребенком личного понимания и отношения ко всем аспектам;
-
3) применение на практике знаний и умений.
Конечной целью овладения знаниями, умениями и навыками являются гендерная культура объекта (ребенка-мигранта), его переход в статус субъекта этой культуры и дальнейшее самосовершенствование в ней.
Таким образом, для воспитания гендерной культуры у детей-мигрантов необходимо:
-
— воспитание начал женственности у девочек и мужественности у мальчиков как нравственных качеств, специфичных для того или иного пола;
-
— формирование представлений о качествах мужественности и женственности, семейных половых ролях;
-
— преодоление разобщенности детей разного пола, стремление к взаимопониманию;
-
— учет социальных факторов при обучении;
-
— индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности школьника;
-
— формирование умений представителей разного пола взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, честности, доверия, искренности, взаимопомощи;
-
— подготовка к выполнению в будущем социальных половых ролей.
Чтобы процесс воспитания гендерной культуры у детей-мигрантов был более эффективным, подобная работа должна организовываться и с их родителями. Для отслеживания эффективности проведенной коррекционной работы используются следующие критерии: стремление к сотрудничеству, смена настроения, уход в себя, агрессивные реакции, защитные установки, тревожность, неприятие других и себя, конфликтность, эмоциональное напряжение. Таким образом, основной целью гендерного образования детей-мигрантов в школе должно быть преодоление тех стереотипов (гендерных и этнических), которые мешают успешному развитию личности ребенка, чтобы его поведение больше зависело от его личных склонностей, а не от необходимости вести себя «как положено».
Необходимо специально готовить педагогов, которые бы специализировались на работе с детьми-мигрантами, нужны новые методики преподавания, учитывающие гендерные особенности воспитанников, и новые исследования в области гендерного образования детей-мигрантов. В связи с этим открываются новые проблемы, требующие своего решения, в число которых входят дальнейшая разработка теоретических основ гендерного подхода к обучению и воспитанию детей-мигрантов с учетом содержания общего образования и структуры учебной и воспитательной деятельности; выявление и теоретическое обоснование педагогических условий, повышающих эффективность реализации гендерного похода к обучению и воспитанию детей-мигрантов, разработка и внедрение в учебный процесс специальных диагностических методик, выявляющих гендерные особенности учащихся-мигрантов и их изменения.
Список литературы Гендерный подход к образованию детей-мигрантов
- Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения/М. Ю. Бужигеева//Педагогика. 2002. № 8. С. 29-35.
- Попова Л. В. Психологические исследования и гендерный подход/Л. В. Попова//Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 119-131.
- Каган Е. В. Психогенные формы школьной дезадаптации/Е. В. Каган//Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 89-95.