Генеалогии немцев-меннонитов Западной Сибири как источник по этноконфессинальной истории (по полевым материалам 2011-2012 годов)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521905

IDR: 14521905

Текст статьи Генеалогии немцев-меннонитов Западной Сибири как источник по этноконфессинальной истории (по полевым материалам 2011-2012 годов)

В ходе исследований были собраны материалы по генеалогиям немцев-меннонитов. Они представлены в виде развернутых восходящих родословных, которые во многих семьях ведутся с начала XVIII в. до современности. Способ их хранения и записи разнообразный.

В с. Неудачино Татарского района Новосибирской области мы изучили генеалогическое древо семьи пресвитора местной менонитской общины Ивана Петровича Панкраца. Это родословие, записанное на рулоне бумажных обоев, уходит своими корнями во вторую половину XVIII в. Ведут генеалогию младший сын пресвитера Иван (десятый ребенок в семье) и одна из дочерей, эмигрировавшая в Германию в середине 1990-х гг. Родословная семьи включает как отцовскую (Панкрац), так и материнскую (Ремпенинг) линии. По линии отца генеалогия известна только до четвертого колена, а материнская ветвь берет свое начало в 1773 г. В процессе составления данного древа использованы не только устные рассказы и воспоминания членов семьи, но и данные из Интернета. По предоставленным сведениям можно сделать вывод, что предки Ивана Панкраца по материнской линии жили в Пруссии.

«Конечно, интересна судьба людей, да. Когда смотришь так… Вроде так спокойно все жили, а потом раз, вот эти 37-е, вот эти годы. Как раз- бросало людей по всему свету, да. Даже моих… Бабушкиных сестер, да, их было четверо… Как их судьба вообще интересно так раскинула: одну в Ашхабад, другую еще куда, в трудармию, все такое… Интересна, конечно судьба людей, не только что нашей семьи, да. Вот я маленько интересуюсь вот деревней…» (ПМА, 2011г.).

Еще одной достаточно распространенной формой составления и хранения генеалогий у немцев Западной Сибири является записи на специально предназначенных для этих целей первых страницах Библии. Две из таких родословных хранящиеся в музее с. Ананьевка Алтайского края, который создан в 1995 г. Собственно с. Ананьевка основано в начале прошлого века немцами-меннонитами, переселившимися из Крыма и Оренбурга. Первыми жителями были братья Андрей и Яков Изаак и их сестра с мужем.

«Горько вспоминать далекое прошлое, но и забывать его нельзя. Наша семья, как и тысячи других семей, в начале прошлого века приехала в Сибирь в поисках вольной жизни. На пароконных бричках везли свой небольшой скарб, а сами, в том числе и дети, шли пешком. И вот однажды мы увидели амбар и колодец. Как потом рассказывали, возможно, кто-то хотел поднимать здесь целину, но что-то ему помешало. Остановились. Осмотрелись. До чего же красивое место! Так все и началось» (ПМА, 2012 г.).

Одна из упомянутых генеалогий записана в Библии, которая принадлежала Раабе Анне Филипповне, прапрабабушке хранительницы музея Янцен Лидии Артуровны. Данная родословная берет начало с записи даты рождения и принятия крещения ее владелицы А.Ф. Раабе, последняя же запись сделана сестрой бабушки Лидии Артуровны. Она отражает даты рождения родителей и старшего брата хранительницы музея.

Вторая генеалогия тоже записана в Библии. Она содержит данные о семье Варкентин - родственников мужа Лидии Артуровны. Количество записей здесь значительно меньше.

Отметим, что эти генеалогии представляют собой поименное перечисления членов семьи с указанием дат рождения и крещения. Это отличает их от родословного древа семьи Панкрациз с. Неудачино, где указана еще и степень родства.

Еще один вариант составления генеалогии обнаружен в ходе полевой экспедиции в Азовский немецкий национальный район Омской области. Запись велась в большом журнале, а члены семьи перечислялись с указанием фамилии, имени и отчества, даты и места рождения и крещения. В отличие от упомянутых ранее генеалогий, написанных исключительно на немецком языке, в данном случае использовался как немецкий, так и русский языки.

Помимо представленных письменных генеалогий, нами записана устная родословная. В ходе полевой экспедиции в с. Усть-Таркский район Новосибирской области установлено, что на территории района дисперсно проживают немцы-меннониты. В с. Усть-Тарка Анганита Функ «на память» рассказала свою генеалогию до третьего колена и частично пред- шествующие поколения. Она бережно хранит открытку с видами Голландии и с гордостью рассказывает о том, что именно из этой страны ее предки некогда переселились в Россию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной культуре меннонитов составление и хранение генеалогий - своеобразный способ кодификации исторической памяти. Генеалогии выступают в качестве некого мемората, заключающего в себе консолидирующие функции. Например, выехавшие в Германию меннониты клана Панкрац проводят фестивали, на который съезжаются все представители клана, как живущие в Европе, так и приглашенные из России – более тысячи человек. Толчком для таких собраний послужило составление генеалогий, в ходе работы над которыми у представителей рода появилось желание познакомиться.

Важнейшим фактором исторической памяти немцев-меннонитов является ее сохранение. Именно поэтому в некогда полностью менонитском с. Ананьевка очень трепетно относятся к празднованию дня села. 7 июля 2012 г. в день 100-летия с момента его основания все жители и приглашенные гости собрались в Доме культуры, чтобы вспомнить свою историю. Таким образом, генеалогии являются одним из мощнейших инструментов мобилизации этноконфессионального сообщества немцев-менонитов.

Статья