Генеральный директор ОАО "Всероссийский центр уровня жизни", д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Автор: Бобков В.Н.
Журнал: Уровень жизни населения регионов России @vcugjournal
Рубрика: Формирование и регулирование рынка труда в сельской местности
Статья в выпуске: 3 (145), 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/143181311
IDR: 143181311
Текст статьи Генеральный директор ОАО "Всероссийский центр уровня жизни", д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Генеральный директор ОАО "Всероссийский центр уровня жизни", д.э.н., профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Меры, связанные с развитием рынка труда и качества жизни на селе, следовало бы разделить на две группы: на текущие, антикризисные - и на системные меры, которые, на наш взгляд, являются главными, потому что проблемы рынка труда и качества жизни на селе возникли не сегодня. Мы должны исходить из реальной стартовой позиции, на которой находится сегодня село по сравнению с городом. А эта позиция на селе хуже, чем в городе.
Если говорить об антикризисных мерах, то, конечно, следует отметить, что в этом направлении за прошедший год очень много сделано. Из доклада А.В. Вовченко мы видим, что сельское население гораздо активнее откликнулось на эти антикризисные меры, чем городское, потому что оно жило и живет хуже. У сельского населения базовые доходы значительно ниже, а базовые условия жизни значительно хуже, чем у городского, поэтому любые меры поддержки у тех слоев, которые живут хуже, чем в городе, конечно, вызывают более широкий отклик, поскольку они просто в них больше нуждаются.
Но это временные меры, которые кардинально не смогут изменить существующую ситуацию. Конечно, из сегодняшней антикризисной практики могут быть взяты какие-то перспективные формы (например, самозанятость), которые можно перенести и в стабильный посткризисный период. Но все-таки, нам кажется, прежде всего, следует исходить из долговременных мер.
Что представляется важным? Очень важно расширить горизонты целевого планирования, программно-целевого развития сельских территорий.
Программа развития сельского хозяйства у нас, в России, имеется только до 2012 года. Разве можно, вообще говоря, в рамках нескольких лет реализовать цели по серьезному, глубокому изменению ситуации на селе? Конечно, нельзя. Поэтому программы, на наш взгляд, должны быть, более долговременными.
Непосредственно о занятости. Нам представляется, что сегодня малый бизнес на селе развивается стихийно. Речь, прежде всего, идет о тех людях, которые ищут адрес приложения своей силы.
Во всем мире мелкий бизнес связан со средним и крупным бизнесом. Поэтому пока мы не поставим вопрос о создании эффективных рабочих мест на селе, которое бы взаимодействовало, работало по заказам средних, крупных предприятий и было встроено в эти цепочки, мы кардинальным образом проблему создания на селе эффективных рабочих мест не решим. На наш взгляд, эта проблема недостаточно остро поставлена. Она вообще не поставлена таким образом, и мы не видим ее ни в программе до 2012 года, ни в "Концепции-2020", а это вопрос кардинальный.
Программу развития занятости, на наш взгляд, нужно прямо корреспондировать с программой повышения качества жизни. С одной стороны, эффективные рабочие места – это больше доходов. Сегодня заработная плата на селе в два раза ниже, чем в городе. Это просто огромный качественный разрыв. Эффективные рабочие места, увязанные именно с заказами крупных и средних предприятий и не обязательно связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции, так сказать, выходящие за масштабы самого агропромышленного комплекса, дополняющие его, они могли бы поднять доходы людей и создать предпосылки для другого качества жизни.
Где развивать эти предприятия? С учетом сезонного характера сельского хозяйства их, прежде всего, надо развивать в каких-то более или менее крупных агломерациях. Имея в виду Центральную Россию, это, прежде всего, районные центры. Если мы берем Дальний Восток и другие регионы, где большая разобщенность, нужны какие-то межрегиональные, межмуниципальные более или менее крупные образования, где можно создавать такие эффективные рабочие места. Но для этого, прежде всего, должна быть перестроена транспортная инфраструктура на селе. У нас отвратительная транспортная инфраструктура, здесь нужно вкладывать средства.
Доходы. Мы, к сожалению, даже прожиточный минимум для села не считаем. А здесь совсем другая структура формирования расходов и доходов. И у нас должен быть отдельный федеральный просчитанный прожиточный минимум для жителей села. Но мы не делим город и село, у нас все «чохом». Для того чтобы повысить эффективность социальной политики на селе, необходимо рассчитать специальный сельский прожиточный минимум, утвердить его федеральным законодательством.
В стране продолжается политика свертывания сельских школ. Конечно, это неправильная политика. Безработные с низким образованием на селе составляют больше 2/3 всех безработных. Это значит, что в сельской местности люди не имеют необходимого доступа к образованию. Низкообразованные люди не конкурентны на рынке труда. Это вообще другой цивилизационный уровень, поскольку они не способны вписаться в современную экономику. Это значит, что на селе мы совсем по-другому должны смотреть на проблемы развития образования, не свертывать, а, наоборот, развивать его.
Культура, здравоохранение, инфраструктура в целом – эти все компоненты качества жизни на селе должны быть предметом постоянного внимания, финансовой и организационной поддержки.
Как представитель науки не могу не сказать о том, что вопросам изучения уровня и качества жизни на селе надо уделять больше внимания, что связано и с финансированием заинтересованными ведомствами соответствующих научных исследований.