Генезис роли прокурора в уголовном судопроизводстве

Автор: Дяденькин Сергей Владимирович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 2, 2009 года.

Бесплатный доступ

Для определения места и роли прокуратуры в отечественном уголовном судопроизводстве несомненный интерес представляет изучение исторических корней данного государственного органа.

Короткий адрес: https://sciup.org/170164729

IDR: 170164729

Текст научной статьи Генезис роли прокурора в уголовном судопроизводстве

Во времена Древней Руси и централизации древнерусского государства специализированного органа, обладавшего надзорными полномочиями, не существовало. Как указывает Ю.М. Горячковская, до конца XVII – начала XVIII вв. проверка исполнения законов осуществлялась в форме «народного надзора» – выборными лицами от населения и «высшего надзора» – специальными органами и должностными лицами1.

Несколько позже для надзора за деятельностью государственных органов и их должностных лиц был создан институт фискалов. Согласно Указу 1711 г., вознаграждение фискалам выдавалось в виде 1/2 от суммы штрафа, взысканного с виновного, выявленного в результате их доносов.

Указ 1714 г. предписал фискалам «проведывать о всех делах не только тайно, но и явно». В этой связи мы не согласны с П.И. Ивановым, который писал, что надзор в России петровского времени был представлен двумя формами – тайной, осуществлявшейся фискалами, и явной, возложенной на прокуратуру2.

История образования российской прокуратуры как официального государственного органа берет свое начало с 1722 г., когда Петр I издал указ о создании особого государственного образования, «ока государева» в делах надзора за законом.

Вопрос о причинах создания прокуратуры относится к разряду дискуссионных. Так, Л.А. Стешенко и Ю.В. Ким связывают образование прокуратуры с установлением абсолютизма как формы управления государством. Возражая против данного мнения, Ю.М. Горячковская считает, что абсолютизм – это не единственный и далеко не решающий фактор. По ее словам, «...к причинам, обусловливающим возникновение института прокурорского надзора, полагаем возможным также отнести и политический мотив, а именно: необходимость противодействия централистским и сепаратистским тенденциям, источником которых является столкновение интересов верховной и исполнительной власти как в центре, так и на местах»1.

После появления прокуратуры институт фискалов упразднен не был. По мере развития прокуратуры она всё в большей мере занимала «официальную нишу» надзора, а институт фискалов всё более смещался в неофициальную сферу и постепенно стал заниматься деятельностью, которая наиболее полно подходит под современное определение «оперативнорозыскная».

Первоначально прокуратура, по словам В.В. Клочкова, в качестве основного направления своей деятельности была наделена функцией надзора за исполнением законов участниками правоотношений2.

Уголовное преследование как особый акт государственной власти лежало вне компетенции прокуроров3. Уголовное преследование прокуратура непосредственно не осуществляла, а лишь сообщала об обнаруженных преступлениях в органы полиции или иные государственные органы, осуществлявшие борьбу с преступностью.

Следующий этап развития прокуратуры наступил после издания 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи». Данным актом была установлена единая система прокурорских органов, от генерал-прокурора и до уездных стряпчих. При этом сферы деятельности прокурорских чиновников были более чётко подразделены на административную и судебную. Именно этом виде прокуратура как система государственных органов просуществовала вплоть до середины XIX в.

В ходе судебной реформы 1861–1864 гг. совершенствованию организации и деятельности прокуратуры было уделено значительное место. Именно с этого момента деятельность прокуратуры стала направленной преимущественно на участие прокуроров в уголовном судопроизводстве. Основной функцией прокуратуры стало осуществление уголовного преследования1. Наряду с этим на прокуратуру возлагались и некоторые иные виды полномочий, например надзор за производством предварительного расследования, за соблюдением законов в местах лишения свободы, принесение апелляционных и кассационных протестов при несогласии с судебными решениями и др.

В дореволюционной России надзор за предварительным расследованием возлагался на органы прокуратуры. Первый декрет о суде, принятый 24 ноября 1917 г., упразднил институт прокурорского надзора, но его ликвидация не означала упразднение самого надзора. В соответствии с декретом предварительное следствие вошло в обязанности местных судей и осуществлялось ими единолично.

Тем не менее единоличные действия местных судей декрет ограничил, поставил некоторые из них под надзор всего состава суда. Тем самым подчеркивалось не только значение коллегиальности, но и признавалась необходимость существования процессуального института надзора за предварительным следствием. Так как органы прокуратуры в то время еще не были созданы, надзор приобрел судебный характер. Для надзора за законностью в кассационной практике и достижения в ней единообразия согласно ст. 6 декрета о суде №2 был образован Верховный судебный контроль, наделённый правом выносить принципиальные решения, которыми должны были руководствоваться все кассационные инстанции.

Отменять решения Верховного судебного контроля могли только законодательные органы.

Надзор за деятельностью следственных комиссий, существовавший в революционных трибуналах, осуществляли коллегии обвинителей, созданные в трибуналах декретом СНК РСФСР от 4 мая 1918 г.

В состав коллегии входило не менее трёх лиц, избираемых местными Советами. Коллегия обвинителей давала заключение о подсудности дел, поступивших в трибуналы, и полноте произведенного следствия. По делам, назначаемым к слушанию, коллегия формулировала обвинительные тезисы и поддерживала бубличное обвинение в судебных заседаниях. Коллегию обвинителей можно назвать предвестником советской прокуратуры, организованной в 1922 г. Первое положение о прокурорском надзоре, принятое на 3-й сессии ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 г., установило, что на прокуратуру возлагается надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим связанным с предварительным следствием вопросам.

Учреждение в 1933 г. Прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в том числе и законности следственного аппарата.

ДЯДЕНЬКИН Сергей Владимирович – соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики ЮУрГУ

Статья научная