Генезис старообрядческой антропологии
Автор: Парилов Олег Викторович, Шапошников Лев Евгеньевич
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (45), 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение. Современное глобализирующееся постмодернистское общество потребления, тотальной игровой симуляции, колоссального разобщения чрезвычайно разрушительно для личности. Старообрядческое мировоззрение, утверждающее человека соборного, приобщенного к фундаментальным основам национальной религиозной культуры, носителя высших трансцендентных смыслов именно сегодня приобретает особую актуальность. Учет как позитивного, так и негативного опыта старообрядческой антропологии позволит определиться с идеалом цельной убежденной личности, преодолевающей крайности конформизма и фанатизма. Материалы и методы. Статья подготовлена на основе оригинальных трудов старообрядческих авторов; дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных исследований отечественной культуры и старообрядческого мировоззрения. Методологическую базу составили: цивилизационный подход к истории, методы герменевтики, сравнительно-исторический, единства исторического и логического, анализа, синтеза, аналогии. Результаты исследования. Рассмотрены социокультурные, духовные факторы пограничной эпохи XVII столетия, под влиянием которых формируется уникальная старообрядческая антропология, отразившая мировоззренческие особенности русского средневековья и России нового времени. Исследована динамика взглядов старообрядцев на человека на протяжении XVII-ХХ вв.; вскрыты духовные, исторические причины трансформации антропологических воззрений староверов. Обсуждение и заключение. Установлено, что ранние старообрядцы как представители средневекового народного православного сознания утверждают человека сакрального, соборного, но индивидуально незрелого. Однако под влиянием тенденций нового времени староверие порождает идею харизматичной личности старообрядческого апостола. Для старообрядчества нового времени характерны антропоцентристские тенденции, значительный экзистенциальный интерес, возвеличивание человека как Образа Божия, особенно его разумных способностей. Но в силу самосознания последних защитников Святой Руси, охранительных установок староверы упускают факт поврежденности человеческой природы, недооценивают необходимость духовного развития.
Человек, старообрядчество, средневековье, новое время, православное мировоззрение, духовность, фанатизм, антропоцентризм, соборность
Короткий адрес: https://sciup.org/147218351
IDR: 147218351 | DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.046-057
Список литературы Генезис старообрядческой антропологии
- Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. - М.: Рудомино, 2001. - 880 с.
- Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. - М.: Мысль, 1995. - 640 с.
- Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописей. - СПб.: Изд. Имп. Археогр. комиссии, 1912. - 546 с.
- Дутчак Е. Е. Учение о побеге в сочинениях старообрядцев-странников второй половины XIX-XX в. // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: материалы Междунар. науч. конф. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - С. 183-192.
- Журавель О. Д. Cтарообрядческое сочинение 1909 года о человеке: истоки, контекст // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - Вып. 2: Филология. - С. 147-154.
- Замалеев А. Ф. Протопоп всея Руси // Аввакум Петров. Послания и челобитные. - СПб., 1995. - С. 3-17.
- Запьянцев А. М. Что есть человек и какое он получи от Бога благородие // Собрание рукописей Института истории СО РАН: № 1/10-г. - Л. 2-10.
- Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. - М.: Церковь, 1995. - 528 с.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. - М.: Терра, 1992. - Т. 2.
- Клибанов А. И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. - 1973. - № 1. - С. 76-98.
- Никоненко В. С. Русская философия накануне Петровских преобразований. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 215 с.
- Парилов О. В. Типологические особенности старообрядчества и славянофильства и их значение в развитии русского национального самосознания: дисс. … канд. филос. наук. Н. Новгород, 2000. - 180 с.
- Парилов О. В. Консервативная форма русского национального самосознания: становление и основные этапы развития: дисс. … д-ра филос. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Н. Новгород, 2006. - 366 с.
- Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. - М. - Л.: Госиздат, 1925. - Т. 1. -
- 297 с.
- Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. - М.: Тип. Н. М. Машистова, 1908. - 95с.
- Флоровский Г. П. Пути русского богословия. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 848 с.