Геоархеологические наблюдения в центральной части Барабинской равнины летом 2008 года

Автор: Зольников И.Д., Кузьмин Я.В., Чемякина М.А., Новикова О.И.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XIV, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521425

IDR: 14521425

Текст статьи Геоархеологические наблюдения в центральной части Барабинской равнины летом 2008 года

Активные геоархеологические исследования памятников эпох камня и палеометалла на юге Западной Сибири ведутся в последние годы [Мо-лодин и др., 2003; Кривоногов и др., 2004, 2005; Казанский и др., 2005, 2007] с целью корреляции данных, получаемых различными науками для реконструкции процессов взаимодействия древнего человека и природной среды. В настоящем сообщении приводятся результаты геолого-геоморфологического обследования в августе 2008 г. в районе двух исследуемых археологически ключевых памятников эпохи палеометалла центральной части Барабинской лесостепи – Преображенка-6 и Тартас-1.

Памятник Преображенка-6 расположен на краю надпойменной террасы правого берега р. Омь в 5 км к западу от с. Старая Преображенка в Ча-новском районе Новосибирской области. Памятник Тартас-1 находится на правом берегу р. Тартас (Венгеровский район Новосибирской области), на первой надпойменной террасе, в непосредственной близости (1,2 км) от одного из крупнейших могильников Западной Сибири Сопка-2.

Эти археологические объекты объединяет не только близкое по геоморфологическим условиям местоположение, но и характер отражения в современном рельефе. Названные грунтовые могильники не имеют рельефных признаков на дневной поверхности.

Археологическим работам предшествовал геофизический мониторинг. Самым результативным методом геофизических исследований на данных объектах стала магнитометрия. Полученные на основе контраста магнитных параметров вмещающего грунта (суглинки и супеси) и заполняющего (гумус) были построены магнитограммы, которые позволили выявить под слоем пашни археологические объекты [Дядьков, Молодин и др., 2005, c. 304–309]

Памятники расположены на выровненной поверхности, сложенной, по всей видимости, субаэральными отложениями, близ тылового шва первой надпойменной террасы, но не вплотную к нему. На рисунке показан геолого-геоморфологический контекст памятника Преображенка-6. Здесь в раскопе № 11 сверху вниз вскрыты:

0.0–0.3 м. Слой 1. Современная почва, представленная гумусированным горизонтом толщиной от 0.2 до 0.25 м, и карбонатным горизонтом толщиной до 0.1 м. Карбонатный горизонт по песку, плотный, сцементированный. Мощность слоя 1 – 0.3 м.

Рис. 1. Преображенка – 6, строение 1-й надпойменной террасы.

Условные обозначения: 1 – песок; 2 – супесь; 3 – суглинок; 4 – переслаивание суглинка и песка; 5 – палеопочва; 6 – номера слоев; 7 – высота над урезом воды.

0.3–1.3 м. Слой 2. Тонко-мелкозернистый песок слабоалевритистый, светло-серый, с буровато-желтоватым оттенком. В стенке раскопа отмечается неявно выраженная тонкая субпараллельная слоистость за счет более сероватых оттенков тяжелой фракции. По всему слою рассеяны обломки раковин пресноводных моллюсков (пелиципод). На глубине 1.3 м обнаружены белесые карбонатные стяжения. Видимая мощность слоя 2 – 1.0 м.

Близ памятника в расчистке (см. рисунок) вскрыто строение первой надпойменной террасы. Здесь сверху вниз обнажены:

0.0–0.85 м. Слой 1. Параллельное субгоризонтальное переслаивание светло-серого мелкозернистого песка и темно-серого с бурым оттенком суглинка, нередко гумусированного. К кровле увеличивается зернистость и толщина (до 10 см) песчаных прослоев, а толщина гумусированных суглинистых прослоев уменьшается (до 1 см). Проявляется линзовидно-косая слоистость флювиального типа. К подошве песчаные слои редуцируются до слойков толщиной 1-3 мм, а бурые суглинистые прослои толщиной 34 см перемежаются с гумусироваными прослоями толщиной 3-5 мм. Нижний контакт резкий четкий. Мощность слоя – 0.85 м.

0.85–1.37 м. Слой 2. Темно-серый до черного гумусовый горизонт палеопочвы (А1), к подошве опесчанивается. Мощность слоя – 0.52 м.

1.37–1.45 м. Слой 3. Светло-серый тонкозернистый песок пылеватоглинистый. Возможно, элювиальный горизонт палеопочвы (А2). Мощность слоя – до 0.1 м.

1.45–1.63 м. Слой 4. Бурая супесь пятнами ожелезненная, с включениями гумуса; нижний контакт нечеткий. Возможно, иллювиальный горизонт палеопочвы (В). Мощность слоя – 0.18 м.

1.63–2.06 м. Слой 5. Серый с буроватым оттенком тяжелый суглинок, карбонатизированный. Карбонат проявляется при высыхании отложений белыми пятнами 0.5-1 см в поперечнике. Возможно, карбонатный горизонт палеопочвы (В). Мощность слоя – 0.43 м.

2.06–2.61 м. Слой 6. Серый с буроватым оттенком тяжелый суглинок, аналогичный слою 5, но без карбонатных включений. Мощность слоя – 0.55 м.

2.61–4.27 м. Слой 7. Параллельное субгоризонтальное переслаивание светло-серого песка, иногда ожелезненного (толщина слойков 10-20 см), и темно серого тяжелого и среднего суглинка (толщина слойков 2-3 см). Мощность слоя – 1.66 м.

4.27–5.36 м. Слой 8. Светло-серый средне- и крупнозернистый песок, слюдистый, с линзовидными прослоями серого песка. Подошва слоя 8 уходит под урез воды. Видимая мощность слоя – 1.09 м.

Памятник Тартас-1 находится в аналогичных с Преображенкой-6 геолого-геоморфологических условиях. На обоих объектах погребения расположены в верхнем полуметре песчаной толщи: они находятся в карбонатном горизонте (Вк) современного почвенного профиля, который в высохшем состоянии является сцементированным (“каменным”). Оба памятника расположены на поверхности, сложенной отложениями, сформировавшимися за счет перевевания более древнего аллювия. Вероятно, погребения на Преображенке-6 и Тартасе-1 осуществлялись до того, как площадка террасы вышла из пойменного режима в субаэральный и покрылась почвой. Таким образом, палеоландшафтное положение древних могил – на водораздельном возвышении в нескольких метрах над террасой и в 20-30 м от бровки уступа по отношению к затопляемой пойме.

Геохронологически данный вывод можно будет верифицировать только после получения радиоуглеродных дат. Однако, предварительное заключение допустимо с учетом данных И.А. Волкова по разрезу отложений озеровидного расширения у поселка Малинино [Волков и др., 1988]. В данном обнажении аллювиально-озерный комплекс мощностью около 4 м, залегающий непосредственно на лессах гривной толщи, также завершается палеопочвой мощностью 80 см, которая в свою очередь перекрыта пойменными наилками мощностью 45 см. Из почвы получена серия радиоуглеродных дат от 570 ± 100 л.н. (СОАН-1969) в верхней части до 2240 ± ± 50 л.н. (СОАН-167) в нижней части. Внутри субаквальных отложений имеется прослой гумусированного песка мощностью 10 см, датированный 4240 ± 160 л.н. (СОАН-1967).

Датирование пойменных почв для исследуемого региона чрезвычайно важно, т.к. формирование почвенных горизонтов в поймах рек Барабы напрямую связано с климатическими изменениями в эпоху голоцена. Кроме того, такая информация может реально повлиять на исследования палео- экономических аспектов жизнедеятельности древнего населения. Для определенных, до статочно продолжительных отрезков времени, совпадающих с периодом формирования почв в пойме, характерно расположение поселений на более низких элементах рельефа. В такой ситуации наиболее предпочтительной для жилья территорией оказывались примыкающие к речным руслам участки высокой поймы. Результаты датирования почв в совокупности с данными ГИС по расположению известных археологических памятников в микрорайоне, помогут вывести на новый уровень наши представления о геоморфологических особенностях расселения человека в различные периоды голоцена в зависимости от изменений природной среды, а также облегчить поиск поселенческих памятников в поймах рек.

Статья