Географические указания по законодательству Японии
Автор: Седов П.Д.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Политика и экономика Евразии
Статья в выпуске: 2 (67), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена актуальным аспектам регулирования географических указаний в Японии. Отмечается, что в правовом регулировании Японии имеется ряд особенностей, которые присущи только данной юрисдикции. В России географические указания появились относительно недавно и только начинают становиться популярным средством индивидуализации. В связи с тем, что гражданское законодательство Российской Федерации, регулирующее географическое указание, только появилось, исследование зарубежного опыта регулирования даст возможность успешно адаптировать данный опыт для России. Представляется, что в ближайшей перспективе необходимо продолжать активную регуляторную и практическую работу в направлении совершенствования механизма правового регулирования географического указания.
Географическое указание, система регистрации, наименование места происхождения товара, интеллектуальная собственность, япония
Короткий адрес: https://sciup.org/140305946
IDR: 140305946 | DOI: 10.52068/2304-9839_2024_67_2_129
Текст научной статьи Географические указания по законодательству Японии
предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара» [1].
Постепенно ГУ все сильнее интегрируются в правовую систему Российской Федерации и становятся все более распространенным средством индивидуализации. Согласно краткому отчету Роспатента, по результатам 2023 года было подано всего 42 заявки на наименование места происхождения товара (НМПТ), тогда как на ГУ было подано 73 заявки, при этом было выдано 24 свидетельства на ГУ [6]. Из факторов дальнейшего роста необходимо отметить ратификацию Российской Федерацией Женевского акта Лиссабонского соглашения, что позволило с августа 2023 года регистрировать географические указания в международной системе. На текущий момент, согласно данным Lisbon Express (база данных, содержащая информацию обо всех НМПТ и ГУ, внесенных в Международный реестр, который ведет МБ ВОИС), еще не было зарегистрировано географическое указание из Российской Федерации, однако, исходя из краткого отчета Роспатента, первая подобная заявка была отправлена по НМПТ «ГЖЕЛЬ».
Если рассматривать доктринальные подходы к географическому указанию, то мнения ученых о целесообразности появления географических указаний на территории Российской Федерации разделились. С одной стороны, можно отметить позицию Э.П. Гаврилова, который утверждает, что «на НМПТ и ГУ не существуют и не могут существовать никакие исключительные права, и потому эти объекты не могут быть названы в п. 1 ст. 1225 ГК РФ» [4], а также что текущая система по охране ГУ и НМПТ является ошибкой. С другой стороны, ряд ученых положительно отмечают значение введения ГУ на территории Российской Федерации, в частности, О.А. Рузакова указывала, что, «несмотря на то, что исключительное право на географическое указание, как и наименование места происхождения товара, необоротоспособно, их наличие имеет значение в повышении коммерческой значимости товаров, которые маркируются этими обозначениями» [5]. Одним из вариантов развития, который связан с ГУ, явля- ется то, что необходимость в НМПТ как средстве индивидуализации постепенно отпадет. К сожалению, здесь нет однозначного ответа в международном опыте, так как есть ряд стран, где НМПТ существует как отдельное средство индивидуализации (Европейский союз), есть страны, где НМПТ не существует, и те, где признано только ГУ (Япония), есть страны, где средство индивидуализации с использованием географического элемента приобретает черты и ГУ, и НМПТ. В статистике на территории Российской Федерации это пока не прослеживается, так как, несмотря на преобладание заявок на ГУ за 2023 год над заявками на НМПТ, за 2022 год количество заявок на НМПТ было больше, чем заявок на ГУ.
Для дальнейшего развития географических указаний необходимо исследовать опыт регулирования ГУ в других развитых юрисдикциях. Особенный интерес представляют страны Азии, где на текущий момент ГУ также находятся в активной стадии роста, так как большинство из них (за исключением Индии) ввели регулирование географических указаний в пределах последних 10–15 лет. Необходимо отметить, что на текущий момент географические указания охраняются во многих странах: Китай, Япония, Пакистан, Индия и т. д.
Япония на текущий момент является одним из лидеров Азии, как в экономическом плане, так и в области правового регулирования. Законодательство Японии в сфере интеллектуальной собственности на текущий момент не кодифицировано и состоит из ряда законов, которые в различной мере затрагивают вопросы интеллектуальной собственности. Географические указания регулируются в законе «Об охране названий отдельных видов сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции и продуктов питания», который был принят в 2014 году. Администрированием данной системы занимается Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства [8]. Необходимо отметить, что существует Соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и Японией, вступившее в силу 1 февраля 2019 года, которое защищает перечисленные наименования агропродовольственной продукции от имитации и узурпации, принося взаимные торговые выгоды. Данное соглашение представляет собой двухсторонний акт, который распространяет взаимную защиту на ряд географических указаний [2]. На текущий момент более 400 географических указаний в рамках данного соглашения подлежат взаимной охране. Согласно статье 2 Закона о ГУ Японии, «географическое указание» – указание наименований конкретных сельскохозяйственных, лесных и рыбных продуктов и продуктов питания. Данное наименование должно состоять только из названия самого продукта и его места производства. Термин «место производства», используемый в Законе о ГУ, означает место, регион или страну, где были произведены сельскохозяйственные, лесные и рыбные продукты и продукты питания. Необязательно, чтобы весь процесс проводился в указанной области; важно, чтобы точный момент производства, из которого вытекают особые характеристики продукта, происходил на этой территории. В свою очередь, под сельскохозяйственными, лесными и рыбными продуктами и продуктами питания понимаются:
-
1) сельскохозяйственные продукты;
-
2) продукты питания и напитки (за исключением указанных в предыдущем пункте);
-
3) продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства (за исключением продуктов, указанных в пункте 1, а также в соответствии с Постановлением Кабинета министров);
-
4) продукты, произведенные или переработанные с использованием сельскохозяйственных, лесных и рыбных продуктов в качестве сырья или ингредиентов.
Для того чтобы продукт относился к защищенным продуктам, которые находятся под охраной закона о ГУ, должно соблюдаться два условия: 1) продукты должны быть произведены в определенном месте, регионе или стране; 2) продукты, качество, репутация или другие установленные характеристики их в основном связаны с местом производства, указанным в предыдущем пункте [3].
Необходимо отметить, что большой упор в Японии делается на традиционность продукта. Для регистрации географического указания необходимо подтверждать также то, что методы производства соответствуют традициям, а само производство осуществляется не менее 25 лет. Необходимость установления точного периода времени обусловлена сложностью определения понятия традиции, однако данные 25 лет не обязательно должны быть непрерывны, то есть если деятельность была остановлена, а затем возобновлена позже, то общее количество лет производства должно составлять минимум 25.
Согласно закону о ГУ, любому лицу запрещается наносить географическое указание, относящееся к защищенным сельскохозяйственным, лесным и рыбным продуктам и продуктам питания, или аналогичное указание на сельскохозяйственные, лесные и рыбные продукты и продукты пи- тания, которые схожи с защищенными сельскохозяйственными, лесными и рыбными продуктами и продуктами питания, или продукты сельского хозяйства, лесного и рыбного хозяйства и продукты питания, произведенные или переработанные с использованием защищенного продукта в качестве основного сырья или ингредиента, или на его упаковке, кроме следующих случаев:
-
– когда лицо наносит географическое указание, относящееся к защищённым сельскохозяйственным, лесным и рыбным продуктам и продуктам питания, в случае, если данные продукты являются основным ингредиентом в данном товаре;
-
– в отношения владельца права на ранее зарегистрированный товарный знак или лица, которое подало заявку на регистрацию товарного знака до регистрации географического указания (имеется в виду зарегистрированный товарный знак, указанный в пункте 5 статьи 2 Закона о товарных знаках (Закон № 127 от 1959 г.)), а также лица, которое получило право использования товарного знака до регистрации географического указания;
-
– когда до даты регистрации без цели получения неправомерной выгоды, причинения ущерба другим лицам или любой другой противоправной цели лицо уже использовало обозначение с тем же именем, что и географическое указание, относящееся к защищенным сельскохозяйственным, лесным и рыбным продуктам и продуктам питания, или схожее указание с защищенными продуктами;
-
– когда данное установлено в Постановлении Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства.
Из особенностей японской системы регистрации можно выделить тот факт, что регистрация осуществляется только путем подачи заявок от группы производителей, и один производитель самостоятельно не может подать заявку на регистрацию ГУ. После формирования Группой производителей (согласно японскому закону о ГУ это группа, в которую входят производители сельскохозяйственных, лесных и рыбных продуктов и продуктов питания, предусмотренная Постановлением Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства) подается общая заявка в Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства лично или на электронный почтовый адрес.
В течение двух месяцев с момента поступления заявки она рассматривается министерством, затем публикуется на сайте министерства, и в течение трех месяцев с момента публикации мо- гут быть представлены возражения на поданную заявку [7]. Данная заявка может быть оспорена любым лицом в течение трех месяцев. Затем, исходя из статьи 11–13 Закона об ГУ, министерство должно произвести консультации с экспертами по поводу того, есть ли основания для отказа в регистрации по статье 13 Закона об ГУ. Затем министерство отправляет письменные мнения экспертов Группе производителей. В процессе эксперты, при необходимости, могут заслушать позицию Группы производителей, или лица, подавшего возражения (в случае если они были). Представляется, что наличие подобных экспертов в большей части связано с некоторыми особыми основаниями для отказа в регистрации, которые предусмотрены ст. 13 Закона об ГУ, а именно:
-
1) когда метод управления производственным процессом не соответствует стандартам, установленным Постановлением Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства;
-
2) когда группа производителей не имеет достаточной финансовой базы для осуществления точного и бесперебойного управления производственным процессом;
-
3) когда обнаруживается, что система, необходимая для обеспечения добросовестного управления производственным процессом, не создана.
Данные основания для отказа являются особенностью Закона о ГУ Японии, в иных правопо-рядках подобное отсутствует. Кроме того, Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства обладает большим набором полномочий по закону о ГУ, в частности, оно может, в той мере, в какой это необходимо для исполнения Закона, потребовать от зарегистрированной группы производителей, предпринимателей и других заинтересованных лиц сделать необходимый отчет о своей деятельности или потребовать доступ для должностных лиц министерства в офисы, местные офисы, склады, фермы, фабрики или любое другое место группы производителей или непосредственно предпринимателей и провести проверку их ситуации с бизнесом или сельскохозяйственными, лесными и рыбными продуктами и продуктами питания, документами и т. д. Должностное лицо, проводящее осмотр на месте в соответствии с положениями предыдущего параграфа, должно иметь при себе документ, удостоверяющий личность должностного лица, и показывать его заинтересованным лицам. Однако данное расследование не может иметь отношения к уголовным делам и не может быть использовано с целью уголовного преследования. Исходя из этого, можно отметить, что на текущий момент министерство представляет собой также ревизионный орган, а не только орган, отвечающий за регистрацию. Жалоба в связи с нарушением законодательства о географических указаниях может быть подана любым лицом, и министерство обязано отреагировать на нее, провести расследование, а если факты будут подтверждены, принять меры реагирования.
Система регистрации в Японии основана на некоторых фундаментальных моментах:
-
– продукт должен быть привязан к географическому району происхождения и должен подтверждать некоторые уникальные в своем роде характеристики качества;
-
– использование названия разрешено всем производителям, отвечающим установленным критериям;
-
– весь географический район рассматривается как единый для регистрации;
-
– только производители, зарегистрированные в сельскохозяйственной ассоциации, могут использовать это название, и сама ассоциация может определить критерии, которым следует следовать;
-
– Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства исполняет также роль ревизионного органа.
Если рассматривать практику регистрации в Японии, связанную с географическими указаниями, а также защитой прав на географические указания, в том числе иностранных географических указаний, то данные дела рассматриваются коллегией по спорам Японского патентного ведомства. Одним из таких дел являлась попытка со стороны компании из Японии зарегистрировать товарный знак «BORDEAUX WAVE» с его транслитерацией японским иероглифом катакана для использования на мыле и моющих средствах, косметике, парфюмерии и ароматизирующих материалах, благовониях. Японское патентное ведомство первоначально не усмотрело никаких нарушений действующего законодательства и предоставило правовую охрану данному товарному знаку. До истечения установленного законом двухмесячного срока, считая с даты публикации, INSTITUT NATIONAL DE L’ORIGINE ET DE LAQUALITE and CONSEIL INTERPROFESSIONNEL DUVIN DE BORDEAUX подали возражение против регистрации данного товарного знака «BORDEAUX WAVE» и заявили, что оспариваемый знак должен быть аннулирован. Оппоненты утверждали, что оспариваемый знак вводит в заблуждение относительно происхождения товара, для обозначения которого он используется, поскольку есть географическое указание «Bordeaux», которое широко известно, так как является обозначением французского вина. Японское патентное ведомство приняло решение в пользу заявителей возражений, так как географическое указание «Bordeaux» уже приобрело высокую степень популярности и репутацию среди японских потребителей как обозначение вин, произведенных в районе Бордо. Поскольку заявленный к регистрации знак содержит термин «Bordeaux», нельзя отрицать, что потребители, скорее всего, свяжут его с вином «Bordeaux» или его регионом, даже если он используется на косметике и других рассматриваемых товарах. В связи с этим регистрация товарного знака «BORDEAUX WAVE» была отменена.
Подводя итог, следует отметить, что законодательство Японии в сфере регулирования географических указаний имеет ряд отличительных черт, которые не встречаются в других юрисдикциях. На наш взгляд, особый интерес представляют основания для отказа в регистрации, а также возможность Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства осуществлять проверку производителей, в том числе непосредственно на предприятиях. Одним из возможных направлений развития регулирования географических указаний является обязанность проверки предприятий на наличие экономической и производственной базы, необходимой для производства товара с географическим указанием.
Список литературы Географические указания по законодательству Японии
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. 25 декабря. № 52. Ч. 1. Ст. 5496.
- Соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и Японией [Электронный ресурс]. URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/eu-trade-relationships-country-and-region/countries-and-regions/japan/eu-japan-agreement_en.
- Закон Японии "Об охране наименований конкретных сельскохозяйственных, лесных и рыбных продуктов и продуктов питания" (Закон № 84 от 25.06.2014) [Электронный ресурс]. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/431679.
- Гаврилов Э.П. Нужна принципиально новая правовая система для географических указаний и наименований мест происхождения товара // Хозяйство и право. 2020. № 5. С. 27-32. EDN: VXCBQE
- Рузакова О.А., Пирогов А.И. Географические указания как средство индивидуализации товаров: перспективы развития российского законодательства // Экономика. Право. Общество. 2018. № 4(16). С. 6-11. EDN: YRPZID
- Краткий отчет Роспатента за 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2023-short-version.pdf.
- Руководство заявителя по географическому указанию (GI) Японии [Электронный ресурс]. URL: https://www.maff.go.jp/e/policies/intel/gi_act/index.html.
- Географические указания: Официальный сайт Японской системы регистрации географических указаний [Электронный ресурс]. URL: https://gi-act.maff.go.jp/en/outline.html.