Геопоэтика пространства: Венеция в англоязычной эссеистике И. Бродского

Бесплатный доступ

Статья сфокусирована на описании геопоэтического образа Венеции на материале англоязычного эссе И. Бродского «Набережная неисцелимых». Анализ проводится с применением методов концептуального, нарративного, стилистического анализа и метода интерпретации художественного произведения. В основу исследования положено создание нарративно-концептуальных моделей, в рамках которых происходит репрезентация пространственных объектов городского пространства в тексте эссе. В статье предлагается рассмотрение следующих моделей: «город в восприятии органами чувств», ««город в определенное время года»,«город как ретроспекция», «город как вода». Каждая из них отличается определенным набором пространственных сигнатур и характерным для них концептуальным содержанием. Определенное внимание в статье уделяется выявлению символических смыслов объектов городского пространства, реперезентированных в рамках данных моделей. Наибольшее число объектов города познается органами чувств, основным из которых является зрение. Значимость концепта глаза подтверждается его номинативной плотностью, частотностью его номинаций в тексте и широтой образных интерпретаций. Наибольшее число ассоциируемых с Венецией объектов пространства представлены в рамках нарративно-концептуальной модели «город как ретроспекция» и реализуются в событийных узлах повествования, связанных с прогулками, встречами, воспоминаниями, жизненными ситуациями. Макроконцептом эссе является концепт воды: его связывают диффузные отношения со всеми концептуальными моделями, рассмотренными в ходе анализа. Значимость концепта воды подтверждается также ее частотностью в тексте эссе, широтой содержания и образных переосмыслений. Вода является геопоэтической доминантой венецианского пространства и одной из основных философем эссе.

Еще

Геопоэтика, эссе, пространство, образ города, концепт

Короткий адрес: https://sciup.org/147243319

IDR: 147243319   |   DOI: 10.14529/ling240106

Список литературы Геопоэтика пространства: Венеция в англоязычной эссеистике И. Бродского

  • Абашев В.В., Абашева М.П. Литература и география. Урал в геопоэтике России // Вестник Пермского университета. 2012. 2 (19). С. 143-151.
  • Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман. СПб: «Азбука», 2000. С. 11-193.
  • Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Эссе. СПб.: «Азбука-классика», 2008. 192 с.
  • Замятин Д.Н. Пространство и гетеротопия: к семиотике метагеографического воображения // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. 1 (41). С. 29-52.
  • Замятин Д.Н. Пространство, город и текст: коммуникативные стратегии постурбанизма // Восток -Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре. Отв. ред. Н.Е. Тропкина. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2019. С. 304-310.
  • Иванова И.И. Геопоэтика новейшей отечественной литературы: опыты художественного освоения городского пространства // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. 8 (2). С. 80-85.
  • Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М.: ФЛИНТА, 2022. 182 с.
  • Кшондзер М.К. Грузинский текст в контексте поэзии Бориса Пастернака [на материале цикла «волны»] // Восток - Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре. Отв. ред. Н.Е. Тропкина. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена». 2019. С. 249-256.
  • Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
  • Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство, 2002. 768 с.
  • Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: «Александра», 1992. 478 с.
  • Молнар А. Организация пространства в «первой любви» И.С. Тургенева: цветы, оранжерея, сад. Восток - Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре. Отв. ред. Н.Е. Тропкина. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена». 2019. С. 357-364.
  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
  • Пеллегрино П. Семиотика пространства: гетеротопия и значение места. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. 1 (41). С. 11-28.
  • Сид И. История понятия «Геопоэтика» // Вестник МГЛУ. 2015. 11 [722]. С. 153-170.
  • Топоров В.Н. Гео-этнические панорамы в аспекте связей истории и культуры [к происхождению и функциям]. Культура и история. Славянский мир. М. Индрик, 1997. С. 23-61.
  • Топоров В.Н. Петербургский текст русской культуры. СПб: Искусство-СПБ, 2003. 616 с.
  • Тропкина Н.Е. Урбанистическое пространство в пролетарской поэзии Царицына // Восток - Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре. Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена». 2019. С. 323-329.
  • Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. 1. С. 28-35.
  • Фещенко В.В., Коваль О.В. Сотворение знака: Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014. 640 с.
  • Цивьян Т.В. «Золотая голубятня у воды...»: Венеция Ахматовой на фоне других русских Венеций Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2001. 248 с.
  • Чертов Л.Ф. Знаковая призма. Статьи по общей и пространственной семиотике. Москва: Языки славянской культуры, 2014. 550 с.
  • Чертов Л.Ф. Семиотизированные пространства в культуре // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2021. 1 (45). С. 9-32.
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 311 с.
  • Янушкевич А.С. Сибирский текст: взгляд извне и изнутри // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства: научные доклады. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2004. С. 227-235.
  • Deotto Р. Образы Италии Муратова: Постижение своего в чужом // Литературное произведение как литературное произведение. 2004. С. 455-461.
Еще
Статья научная