Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: "Программа будущего" А. Бербок
Автор: Синдеев Алексей Александрович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья продолжает серию публикаций, в которых анализируются подходы германской политической элиты к безопасности, актуальные вызовы и процессы, над которыми работает Федеративная Республика Германия на этапе трансформации европейской и мировой систем безопасности. Научная новизна исследования состоит в изучении программы реформ, предложенной министром иностранных дел Федеративной Республики Германия А. Бербок, представляющей партию «зеленых». Практическая значимость работы заключается в определении влияния данной «программы будущего» на перспективы сотрудничества в Европе. В статье содержится краткая характеристика пяти направлений реформ, обосновывается понимание А. Бербок контекста безопасности и подчеркивается ее отказ проводить разделение вызовов на внутренние и внешние. Особое внимание уделено противоречиям одновременной реализации разноплановых реформ. Заключается, что трудности, связанные с осуществляемыми преобразованиями в Германии, способствуют усилению образа внешнего врага и становятся дополнительным препятствием на пути ко взаимопониманию. В силу предмета статья не содержит теоретической значимости.
Германия, трансформационные процессы, европейская безопасность, проблемы преобразований, бундесвер, бербок, нато
Короткий адрес: https://sciup.org/149141890
IDR: 149141890 | DOI: 10.24158/pep.2022.12.1
Текст научной статьи Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: "Программа будущего" А. Бербок
1Российская академия наук, Москва, Россия, , 2Институт Европы РАН, Москва, Россия
1Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, , 2Institute of Europe RAS, Moscow, Russia
«Изобретение», наряду с призывами «продумать безопасность для будущего» и «развивать свежие идеи», обосновывает (в контексте трансформаций безопасности) важность политологического анализа представлений самой А. Бербок. Тем более что исходные для этого положения были озвучены ею при вступлении в должность в декабре 2021 г.
По мнению министра иностранных дел Германии, мир, в котором «торговля и технологии все больше соединяют» мировые сообщества, существует «без настоящего глобального лидер-ства»1 (Ср.: Рябков, 2021). В нем «глобализированная экономика» автоматически не приводит к демократии, а «возрастающие геополитические противоречия <…> разделяют» страны2.
Если трактовки разделения и безлидерства считать действительно важными для А. Бербок, то допустимо неожиданное предположение, согласно которому по крайней мере в данном пункте подходы России и ФРГ в декабре 2021 г. оказались поразительно близки друг к другу (Ср.: Бога-туров и др., 2022а, б). При желании можно было бы вести дискуссии относительно того, насколько прежняя модель глобализации себя оправдала. Тезис о безлидерстве подкрепляет сомнения в способности Соединенных Штатов «управлять» миром.
Трудности диалога состояли в том, что, с одной стороны, А. Бербок не собирается отказываться от европоцентризма, приоритетного решения задач ФРГ и ЕС, в чем ее нецелесообразно упрекать, поскольку она принесла клятву верности собственной стране; с другой стороны (и это более принципиально), А. Бербок выдвинула нелогичную и не учитывающую исторический контекст альтернативу выбора между Хельсинки и «системой соперничества держав и зон влияния» времен Ялтинской конференции 1945 г.3
Последнее в совокупности с утверждением о том, что еще до 24 февраля 2022 г. Запад якобы «находи[л]ся в гибридной войне, в конфликте между системами»4, свидетельствует о принятии министром ситуации раскола и стремлении (в расколотом мире) планово решать собственные задачи.
Таким образом, «свежие идеи» – это идеи повышения комфортности существования ФРГ и западной цивилизации в среднесрочной перспективе (См. о сути комфортности: Громыко, 2022; Иванов, 2020). Всего у А. Бербок можно выделить пять подобных идей, или направлений будущих реформ.
Во-первых, она опасается раскола немецкого общества. Неслучайна фраза о необходимости «напряжения сил всего общества, совместно с инновационной, устойчивой немецкой эконо-микой»5. А. Бербок ведет речь о каком-то новом общественном консенсусе, иной социально-экономической модели ФРГ, в создании которой государству придется играть ключевую роль. Именно государственными гарантиями она объясняет преимущества для предпринимателей.
Возникающий на смешении лоббизма и преференций новый союз политических и экономических элит – это пока очень неясная как в содержательном плане, так и в отношении возможностей государственного патернализма модель. Ведь одна Германия не в состоянии гарантировать нужное количество преференций, способных минимизировать предпринимательские убытки. Несмотря на это, к бизнесу выдвигается ряд требований: ему, поскольку «[э]кономические интересы и ценности самым тесным образом связаны друг с другом»6, предстоит соблюдать какой-то ценностный каталог.
Во-вторых, А. Бербок предлагает провести ревизию экономических возможностей Запада и использовать преимущества Евросоюза (его коллективного суверенитета), например, установить климатические стандарты и правила. «Мы будем препятствовать тому, – заявила она, – чтобы наши успехи “обошли” конкуренты ( Anbieter ) из других стран, которые прикладывают меньше усилий для защиты климата»7.
Ставшее бесспорным среди западных элит убеждение в потере торговлей главной политической функции изменения «режимов» помогает германскому министру иностранных дел категорично настаивать на пересмотре цепочек поставки полезных ископаемых. «В общем мы должны не только смотреть, – констатирует А. Бербок, – откуда поступают <…> полезные ископаемые, но и обращать внимание на то, какие предприятия работают в соответствующих странах и какая кооперация там имеется»1.
В-четвертых, А. Бербок полагает, что трансатлантическое партнерство развивается скачкообразно, «трансатлантическими моментами». Этим объясняется ее рекомендация «использовать [теперешний] трансатлантический момент для того, чтобы построить сильное , необратимое трансатлантическое партнерство для 21-го столетия», обеспечить «общее лидерское партнерство» ( Führungspartnerschaft )2.
Выгода США в подобном партнерстве может состоять только в их разгрузке в Европе3 и в получении помощи от союзников в других частях мира. Зависимости от американцев А. Бербок не скрывает. Для нее бесспорно, что «безопасность Европы зависит от оборонной способности НАТО»4.
Постепенно начинается подготовка населения к расширенному сценарию (со)участия ФРГ. Из-за «навязанной стратегической реальности»5 безопасность страны, с точки зрения А. Бербок, должна защищаться во всем мире. Кроме того, в ее представлении, по всей видимости, отсутствует европейская безопасность как самостоятельная категория, как иерархия внутренних и внешних угроз.
В-пятых, одним из вариантов разгрузки американцев в НАТО становится «защита востока Европы», по-иному: обеспечение «безопасност[и] людей в Таллине, Риге, Вильнюсе или Варшаве»6.
Очевидно, что все пять направлений являются самостоятельными и трудозатратными. Они лишь частично связаны между собою. Внутренние преобразования Германии едва ли получится гармонично сочетать с реформами Евросоюза. Финансовые возможности ФРГ крайне ограничены, а инструментарий («военный, политический, аналоговый, цифровой, технологический») до сих пор не отлажен и находится явно не на «высоте времени»7.
Миссионерское обязательство «помогать тем, чья жизнь, свобода и права под угрозой»8 в полной мере не сможет быть выполнено. Неевропейским странам согласно «программе будущего» А. Бербок придется довольствоваться пониманием того, что «демократии никогда не завершаются, они, скорее, напоминают процесс», поскольку «постоянно изменяются и развиваются»9.
Да и ядерное разоружение, если следовать логике министра, должно быть отложено на неопределенный срок. Ведь «настоящие шаги по разоружению» могут быть предприняты только « всеми (курсив наш. – А.С .) ядерными государствами»10.
Несмотря на противоречия, приведенные направления в той или иной мере будут реализовываться параллельно. Это создаст дополнительные сложности и не станет стимулом к ослаблению напряженности в Европе (Фролов, 2022).
Германия и Евросоюз, по всей видимости, окончательно занялись собою. Трансформационные процессы в сфере безопасности замкнулись на пространство ЕС и НАТО, вследствие чего сопровождающая их конфронтационная риторика в среднесрочной перспективе будет сохраняться.
Согласно А. Бербок трансформации в сфере безопасности нужно рассматривать как вторичные процессы, решения по которым предстоит скорректировать после начала изменений общественно-политических моделей, по-иному: следует одновременно провести корректировку нескольких процессов и проблемных комплексов.
Применительно к безопасности осознание этого обстоятельства должно повысить значение детального анализа внутриполитической ситуации отдельных стран, а также заставить быть более сдержанным в отношении оценки содержательной стороны запланированных в настоящее время реформ в сфере безопасности1, их конечной геополитической направленности и состава участников.
«Программа будущего» А. Бербок пока является сводом размышлений о реформах, о сохранении привлекательности Запада, о расширении числа партнерств и партнеров. Любопытно, что уже сейчас она удалена от «чистого» ценностно-ориентированного подхода во внешней политике, которого министр обещала строго придерживаться.
Трудность реализации этой и подобных «программ» заключается в том, что размышления будут продолжены в условиях конкуренции и соревновательности в мире: выиграет тот, кто сможет действовать системнее, кто эффективнее будет использовать свой потенциал и ресурсы. У России есть хорошие шансы стать одним из победителей (о роли экспертов см.: Экспертноаналитическая поддержка внешнеполитической деятельности…, 2021).
Список литературы Германия и трансформационные процессы в сфере безопасности: "Программа будущего" А. Бербок
- Богатуров А.Д., Лебедева О.В., Бобров А.К. Новые поколения внешнеполитических доктрин России // Международная жизнь. 2022а. № 6. С. 8-19.
- Богатуров А.Д., Лебедева О.В., Бобров А.К. Эволюция доктринальных основ внешней политики России // Международная жизнь. 2022б. № 2. С. 8-25.
- Громыко Ал.А. О проблемах и перспективах развития Европейского союза // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 4 (73). С. 71-83.
- Иванов О.П. Модернизация стратегии НАТО и Россия // Современная Европа. 2020. № 3 (96). С. 117-127.
- Рябков С.А. Само наше существование становится в их восприятии источником тревоги по поводу безусловного характера американского доминирования в мире // Международная жизнь. 2021. № 8. С. 4-13.
- Фролов А.В. Размышления о "красных линиях" и госинтересах // Обозреватель. 2022. № 2 (385). С. 5-18.
- Экспертно-аналитическая поддержка внешнеполитической деятельности / А.А. Варфоломеев [и др.] // Вестник МГИМО Университета. 2021. Т. 14, № 5. С. 22-48.