Герменевтическое "прочтение" мировоззренческих смыслов в искусстве символизма

Бесплатный доступ

Статья посвящена искусству символизма, «язык» которого представляет определенную трудность для его понимания, поскольку носит условный (символический) характер. В качестве исследуемого художественного материала рассматриваются картины художника символиста М. А. Врубеля, посвященные теме Демона («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»), а также акварель «Голова Демона на фоне гор». Основная задача - провести авторский анализ глубинных, мировоззренческих смыслов в названных работах художника, абстрагируясь от устоявшихся в публикациях оценочных стереотипов. С учетом специфики предмета и поставленной задачи, в работе актуализируется проблема метода, что сообщает статье собственно методологический характер и придает ей дополнительную теоретическую значимость. В качестве методологической базы в данной работе выступает герменевтическая логика. Именно этим обстоятельством обусловлен еще один уровень актуальности настоящей статьи, поскольку использование герменевтики как метода в научных изысканиях - явление редкое. Основные этапы «герменевтического следования» в тексте статьи сопровождаются необходимыми разъяснениями Использование герменевтической логики в данной работе позволяет выявить глубинные смыслы картин М. Врубеля, связанные с мировоззренческими взглядами художника (философия Ф. Ницше, А. Шопенгауэра) и их интерпретацией в «призме выбора» сверхличности (Демона).

Еще

Искусство, символизм, методология, текст, герменевтика, реконструкционная гипотеза

Короткий адрес: https://sciup.org/147241812

IDR: 147241812   |   DOI: 10.14529/ssh230304

Список литературы Герменевтическое "прочтение" мировоззренческих смыслов в искусстве символизма

  • Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.
  • Кузнецов, В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 196 с.
  • Хайдеггер, М. Ницше и пустота / Мартин Хайдеггер. - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. - 304 с.
  • Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. - М.: Медиум, 1995. - 416 с.
  • Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. -423 с.
  • Бердяев, Н. А. Воля к жизни и воля к культуре / Н. А. Бердяев: Философия и мировоззрение. - М.: Политиздат, 1990. - С. 73-83.
  • Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
  • Кузнецова, О. Н. Проблема понимания смыслов в искусстве символизма / О. Н. Кузнецова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2019. - Т. 19, № 4. - С. 66-70.
  • Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 17-93.
  • Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М.: АСТ, 2020. - 576 с.
  • Розанов В. В. Собрание сочинений: в 30 т. -М.: Республика, 1994. - Т. 1. Среди художников. -494 с.
  • Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке / А. Н. Бенуа. - М.: Республика, 1995. -448 с.
  • Алленов, М. М. Русское искусство XIX -начало ХХ века / М. М. Алленов. - М.: Искусство, 1989. - 473 с.
  • Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета. - М.: Библейское общество, 1993. - 1376 с.
  • Кузнецова, О.Н. Понимание мировоззренческих смыслов в искусстве условно-символического характера с позиций герменевтики / О. Н. Кузнецова. - Барнаул: Изд-во АГИК, 2019. - 295 с.
Еще
Статья научная