Герметизм и кабала. Об исторической связи герметического и иудейского мистицизма

Бесплатный доступ

Гермес Пико делла Мирандола не имеет ничего общего с героем трактата «Асклепий» и только что переведенных Фичино на латынь текстов Герметического корпуса. Взгляд Пико устремлен вглубь средневековой еврейской и, в конечном итоге, арабской традиции. Точнее, в доступных яркому представителю итальянского Возрождения переводах с древнееврейского оживают плоды другого «Ренессанса» - испанского, времен Альфонсо X де Кастилья (1252-1284), ведь через «сабианскую» магию герметика тогда же стала интегральной частью иудейской мистической философии. Согласно современным исследованиям, к этому времени можно говорить о начале синтеза каббалы и герметизма в мистической иудейской философии (Idel 2003, 395 sq). Так что в настоящее время можно, по-видимому, квалифицировать известное положение Фрэнсис Йейтс (Yates 1964) о том, что лишь трудами Пико делла Мирандолы герметизм был «дополнен» каббалой. В какой, в таком случае, мере можно утверждать, что связь герметизма и каббалы не случайна, но подготовлена контактами между иудейской философией и герметикой на самых ранних этапах их формирования, возможно, еще в эллинистический период? Такая связь предполагается многими авторами, ведь, с точки зрения внутреннего критерия, мы не можем быть уверены в том, что все текстуальные нестыковки в трактатах Герметического корпуса обязательно позднейшие интерполяции, и тем более предполагать, что они непременно принадлежат «позднейшему», как пишет Ch. Wildberg (2013) практически ориентированному астрологу, так как в них нет ничего такого, чего не мог бы написать философ эллинистического или римского периода. Так что, изначально будучи мистериальным антропологическим учением, герметика неуклонно двигалась в астрологическом направлении, что сделало ее привлекательной для самых разнообразных авторов от античности до нового времени. Именно их наследником мыслил себя один из наиболее загадочных и ярких философов итальянского возрождения Джованни Пико делла Мирандола.

Еще

Еврейская мистическая философия, кабала, герметизм, итальянское возрождение, пико делла мирандола

Короткий адрес: https://sciup.org/147245823

IDR: 147245823   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-960-979

Список литературы Герметизм и кабала. Об исторической связи герметического и иудейского мистицизма

  • Ahuvia, M. (2013) “Darkness upon the Abyss: depicting cosmogony in Late Antiquity,” in Lance Jenott and Sarit Kattan Gribetz, eds. Jewish and Christian Cosmogony in Late Antiquity. Tübingen: Mohr Siebeck, 255–270.
  • Broek R. van den. (1996) Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity. Leiden: Brill.
  • Bruno, Giordano (2018) The Ash Wednesday Supper. A New Translation of La cena de le ceneri by H. Gatti. Toronto: University of Toronto Press.
  • Busi, G., Bondoni, S. M., Campanini, S., eds. (2004) The Great Parchment: Flavius Mithridates' Latin Translation, the Hebrew Text, and an English Version, The Kabbalistic Library of Giovanni Pico della Mirandola, I. Torino: Nino Aragno Editore.
  • Busi, G., ed. (2004–2008) The Kabbalistic Library of Giovanni Pico della Mirandola, in 3 vols. Turin: Nino Aragno Editore.
  • Campanini, S., ed. (2005) The Book of Bahir. Flavius Mithridates' Latin Translation, the Hebrew Text, and an English Version, with a Foreword by G. Busi, The Kabbalistic Library of Giovanni Pico della Mirandola, II. Torino: Nino Aragno Editore, 2005.
  • Copenhaver, B., transl. (1992) Hermetica. The Greek Corpus Hermeticum and the Latin Asclepius in a new English translation. Cambridge.
  • Copenhaver, B. (2019) Magic and the Dignity of Man: Pico della Mirandola and His Oration in Modern Memory. Harvard: Belknap Press.
  • Farmer, S.A., ed. (1998) G. Pico della Mirandola: Syncretism in the West: Pico’s 900 Theses (1486): The Evolution of Traditional Religious and Philosophical Systems. Tempe: MRTS.
  • Hanegraaf, W.J. (2012) “Secret Moses: Giovanni Pico della Mirandola and Christian Kabbalah,” Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 53–68.
  • Howlett, S. (2021) Re-evaluating Pico. Aristotelism, Kabbalism, and Platonism in the Philosophy of G. Pico della Mirandola. New York: Palgrave Macmillan.
  • Idel, M. (1988) “Hermeticism and Judaism,” I. Merkel, A. Debus, eds. Hermeticism and the Renaissance. Washington / London, 59–78.
  • Idel, M. (1990) Kabbalah: New Perspectives. New Haven and London: Yale University Press.
  • Idel, M. (1992) “The Magical and Neoplatonic Interpretations of the Kabbalah in the Renaissance,” Jewish Thought in the Sixteenth Century, ed. B.D. Cooperman. Cambridge, MA: Harvard University Press, 186–242.
  • Idel, M. (2000) ‘”Book of God” and “Book of Law” in Late 15th century Florence,’ Accademia: Revue de la Société Marsile Ficin 2, 7–17.
  • Idel, M. (2003) “Hermeticism and Kabbalah,” in Paolo Lucentini, Ilaria Parri, and Vittoria Perrone Compagni, eds. Hermetism from Late Antiquity to Humanism. La tradizione ermetica dal mondo tardo antico all'umanesimo. Turnhout: Brepols, 2003, 385–428.
  • Koltun-Fromm, N. (2013) “Rock over Waters: pre-historic rocks and primordial waters from creation to salvation in Jerusalem,” in Lance Jenott and Sarit Kattan Gribetz, eds.
  • Jewish and Christian Cosmogony in Late Antiquity. Tübingen: Mohr Siebeck, 239–254.
  • Lelli, F. (1994) ‘Un Collaboratore Ebreo di Giovanni Pico della Mirandola: Yohanan Alemanno’, Vivens Homo 5, 401–30.
  • Litwa, M. D., transl. (2019) Hermetica II. Cambridge.
  • Mahé, J.-P. (1978) Hermès en haute-Egypte, t. 1. Québec.
  • Mahé, J.-P. (1982) Hermès en haute-Egypte, t. 2. Québec.
  • Mahé, J.-P., ed. (2019) Hermès Trismégiste: Paralipomènes. Paris: Les Belles Lettres.
  • Neugebauer, O.; Parker, R. A. (1960) Egyptian Astronomical Texts I. The Early Decans. Providence: Brown University Press.
  • Neugebauer, O.; Parker, R. A. (1969) Egyptian Astronomical Texts III. Decans, Planets, Constellations and Zodiacs. Providence: Brown University Press.
  • Nock, A. D., Festugière, A.-J. éds. (1980) Corpus Hermeticum, 4 vols. Paris.
  • Pawlowski, Kazimierz (2024) “Magnum miraculum est homo. The Phenomenon of Man in Asclepius sive Dialogus Hermetis Trismegisti,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 18.1 (2024) 23–43.
  • Pearson, B. (1981) “Jewish elements in Corpus Hermeticum I,” R. van den Broek, M. J. Vermaseren, eds. Studies in Gnosticism and Hellenic Religions. Leiden: Brill, 336–348.
  • Pico della Mirandola, G. (1999) ‘Disputationes contra astrologiam divinatricem (1494): Giovanni
  • Pico della Mirandola, The Problems with Astrology,’ ‘Disputationes contra astrologiam divinatricem (1494): Giovanni Pico della Mirandola, Planets and Bile,’ ‘Disputationes adversus astrologiam divinatricem (1496): Giovanni Pico della
  • Mirandola, Conjunctions and Major Religious Events,’ The Occult in Early Modern Europe: A Documentary History, ed. and trans. P. G. Maxwell-Stuart. New York: St. Martin’s Press, 76–7, 97–8, 110–11.
  • Pingree, David E. (2014) “Plato's Hermetic Book of the Cow,” Transactions of the American Philosophical Society 104.3, 463–475.
  • Quispel, G. (2008) Gnostica, Judaica, Catholica. Collected Essays. Leiden: Brill.
  • Robinson J.M., ed. (1988) The Nag Hammadi Library in English. Translated by the Members of the Coptic Library Project of the Institute for Antiquity and Christianity. San Francisco.
  • Robinson, J. M. (1986) “On Bridging the Gulf from Q to the Gospel of Thomas (or Vice Versa),” Ch.W. Hendrick, R. Hodgson, eds. Nag Hammadi, Gnosticism, and Early Christianity. Peabody, Mass, 127–176.
  • Scarpi, P., ed. (2009) La rivelazione segreta di Ermete Trismegisto, vol. 1–2. Firenze.
  • Verbrugghe, G., Wickersham, J. (1996) Berossos and Manetho, Introduced and Translated. Ann Arbor.
  • Wildberg, Ch. (2013) “Corpus Hermeticum, Tractate III: the Genesis of a Genesis,” in Lance Jenott and Sarit Kattan Gribetz, eds. Jewish and Christian Cosmogony in Late Antiquity. Tübingen: Mohr Siebeck, 139–164.
  • Wildberg, Ch. (2014) “The General Discourses of Hermes Trismegistus,” in Christian Brockmann, Daniel Deckers, Lutz Koch, and Stefano Valente, eds. Handschriften- und Textforschung heute. Zur Überlieferung der griechischen Literatur. Festschrift für Dieter Harlfinger aus Anlass seines 70. Geburtstages., Wiesbaden: Reichert, 137–146.
  • Wildberg, Ch. (2019) “Astral Discourse in the Philosophical Hermetica (Corpus Hermeticum),” in A.C. Bowen and F. Rochberg, eds. Hellenistic Astronomy. The Science and Its Context. Leiden: Brill, 510–532.
  • Wirszubski, C. (1989) Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Yates, F. (1964) Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London / New York.
  • Бруно, Джордано (2019) Избранное. Самара.
  • Тантлевский, И. Р. (2002) Книги Еноха. Москва / Иерусалим.
  • Тантлевский, И. Р. (2016) Очерки по истории еврейской религиозно-философской мысли. Санкт-Петербург: РХГА.
  • Франкфорт, Г., Франкфорт, Г. А., Уилсон, Дж., Якобсен, Т. (1984) В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. Москва. [Frankfort H. and H.A., J. Wilson,
  • Jacobsen, Th. (1967) Before philosophy. The intellectual adventure of ancient man. Baltimore–Maryland.]
Еще
Статья научная