Героини Великой Отечественной войны

Бесплатный доступ

Статья посвящена беспримерному самоотверженному трудовому и фронтовому подвигу советских женщин из БМАССР. Автор приводит систематизированные данные о резком увеличении доли женского труда во всех отраслях экономики Бурятии в годы войны. В статье обозначены основные проблемы и трудности, с которыми столкнулись женщины в суровые военные годы. В работе использован материал «живой истории» из бесед с труженицами тыла и фронта

Великая отечественная война, армия, фронт, тыл, подвиг, женщины, героини, труженицы, победа

Короткий адрес: https://sciup.org/148331423

IDR: 148331423   |   УДК: 94(47+57)”1941/45''-055.2   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2025-2-5-10

Текст научной статьи Героини Великой Отечественной войны

Гордина И. В. Героини Великой Отечественной войны // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2025. Вып. 2. С. 5–10.

Вторая мировая война коренным образом отличалась от всех предыдущих войн в истории человечества. Идеология нацизма ставила своей целью полное уничтожение целых народов, которые, по мнению захватчиков, считались «неполноценными». Особую чудовищность этих планов демонстрирует «Генеральный план "Ост"», предусматривавший истребление русского народа, препятствующего на пути к установлению германского господства в Европе. Это была прямая угроза существованию советского народа, что делает Великую Победу над фашизмом событием глобального масштаба, повлиявшим на дальнейший ход мировой истории.

Война сама по себе ужасающее явление, но она же обнажает истинную сущность людей. В женщинах она раскрыла лучшие качества: стойкость, самоотверженность, мужество. Этот период стал тяжелейшим испытанием не только для экономики страны, но и для морального духа народа, вызвав небывалый подъем трудового, общественного и патриотического движения среди советских женщин. Их вклад в защиту Родины поистине беспрецедентный. В условиях смертельной опасности именно они несли огромную ответственность и с честью выдержали это испытание.

На женские плечи легли новые тяжелые обязанности: участие в строительстве оборонительных сооружений, заготовка топлива и продовольствия, уборка урожая, стрижка овец и многое другое. Так, в донорстве участвовало 5,5 млн человек, из них 90% составляли женщины [7, c. 45]. Точнее, один донор на двоих воинов Советской армии. За 1941–1945 гг. крови было отправлено в госпитали более 1 млн декалитров, что спасло жизнь миллионам раненых. Женщины Бурятии также внесли свой вклад в донорское дело. После общегородского собрания женщин, которое состоялось в помещении госцирка 11 сентября 1941 г., Мария Яковлевна Мальцева пошла на станцию переливания крови. Однако ей сказали, что донором можно стать только до 50 лет, пожилая женщина попросила хотя бы проверить, и как выяснилось, у нее 1-я группа крови, вполне годная для переливания. Мария Яковлевна вспоминает: «Вы не представляете себе, как я была счастлива. Значит, моя старая кровь еще может спасти не одну молодую жизнь»1.

Экономика Бурятии, носившая в первой половине ХХ в. аграрный характер, с массовым уходом мужчин на фронт стала испытывать острый дефицит кадров как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Нехватка квалифицированных рабочих в промышленности республики ощущалась в течение всех военных лет [10, c. 80]. Особенно ощутимой была убыль рабочих и служащих республики в 1941–1942 гг. К началу 1942 г. общая численность квалифицированных рабочих Бурятии в связи с военной мобилизацией уменьшилась на 44% по сравнению с 1940 г. В 1942–1943 гг. только с Улан-Удэнского ПВРЗ в ряды защитников Родины ушло более половины кадровых рабочих. За этот же период стали фронтовиками 33% рабочих мясокомбината, около 30% рабочих мехстеклозавода [3, c. 63].

Государственные органы власти изыскивали все новые резервы рабочей силы. В народное хозяйство военного времени массово пришли незанятые трудоспособные женщины, которых в республике насчитывалось около 100 тыcяч23. Во многом благодаря самоотверженному труду женщин произошел значительный подъем в развитии промышленности Бурятии. Валовая продукция всей промышленности выросла по сравнению с 1940 г.: в 1941 г. на 21%, в 1942 г. на 43,5%, в 1943 г. на 33,5% и в 1944 г. на 12,4% [3, c. 80]. Крестьянки республики внесли огромный вклад в обеспечение продовольствием армии и населения страны. Только зерна за 1941–1945 гг. было собрано 5 679,1 тыс. центнеров [1, c. 413]. Женщины собирали для фронта продуктовые посылки, теплые вещи, вязали носки и варежки.

Озвученные данные дают понимание процесса изменения роли и участия женщин в функционировании промышленности и сельского хозяйства республики в военное время. Исторические свидетельства данного периода проливают свет на проблему морально-психологической мотивации женщин. Это так ярко выражено в письме майора Л. Д. Цыбикова жене: «Как бы то ни было трудно,

Цырен-Долгор, ты должна знать: победа будет за нами. Мы оторвем голову фашизму. Только ты должна знать, победа куется не только здесь, на фронте. Трудись! Береги дочку. Не забывай, что ты жена красного командира» [8, c. 63].

Еще более ярким подвигом, чуть менее масштабным по сравнению с трудовым, был вклад женщин в вооруженную борьбу против агрессора. Из более 10 млн человек в Советских вооруженных силах женщин насчитывалось более 800 тысяч. Наибольшее число женщин было среди медиков. Во время Великой Отечественной войны женщины составляли 41% фронтовых врачей, 43% военных хирургов и фельдшеров, 40% санинструкторов и санитарок, 100% медицинских сестер [6, c. 163]. Так, Вера Андреевна Цыденова с февраля 1942 г. по декабрь 1947 г. трудилась хирургической медсестрой в военном эвакогоспитале, сначала на 3-м Украинском фронте, а затем дошла и до Венгрии1. Большое количество женщин участвовали в транспортировке раненых: в начале 1942 г. был организован военно-санитарный поезд № 281 из числа подготовленных и обученных санитарных дружинниц Красного Креста Бурятии. Отважные воспитанницы Красного Креста вынесли на своих хрупких плечах все тяготы сестер милосердия. Их имена: Анастасия Ивановна Ковалева, Нина Константиновна Кондакова, Лидия Аркадьевна Метенова, Серафима Моисеевна Болембах, Евгения Николаевна Сы-новец, Екатерина Алексеевна Назимова, Мария Силантьевна Кирюхина, Вера Иннокентьевна Федосеева, Ольга Никитична Малышева, Екатерина Александровна Литвинова [4, c. 12].

Сплоченность советского народа проявилась и в небывалом подъеме общественных организаций, в том числе и Советского Красного Креста, множество участниц которого за самоотверженную работу на полях сражений, в госпиталях, в тылу отмечены высокими наградами. Из них 17 женщин удостоены звания Героя Советского Союза, 46 женщин награждены Международным Комитетом Красного Креста медалью им. Флоренс Найтингейл2.

В начале 1942 г. из г. Улан-Удэ были мобилизованы на фронт девчата Нина Соснина, Вера Васюк, Надя и Люба Худяковы, а всего их было 12 молоденьких девчонок. Отправили наших землячек на Калининский фронт, в батальон аэродромного обслуживания. Женщины занимались маскировкой боевого расположения, строили ложные аэродромы, могли по звуку определять, чьи самолеты в небе. После освобождения г. Калинин, Святые Луки их батальон перебросили на один из самых сложных фронтов войны — Ленинградский. Любовь Васильевна Дубровина (в войну Худякова) вспоминает, что на фронте много крови, смерти, но своего «боевого крещения» не забудет никогда: она случайно обнаружила изуродованный труп молоденькой связистки, пропавшей из штаба. У девушки были отрезана грудь, отрублены пальцы. Эта ужасная картина навечно врезалась в память Любови Васильевны1.

Женщин, как правило, физически не способных сопротивляться, не просто убивали в боях, а садистски истребляли (мучили, насиловали, сжигали и вешали, на их глазах убивали детей). Фронтовичка Л. В. Дубровина вспоминает, что тяжелейшим испытанием для женщины становились армейская дисциплина, сложность бытового обустройства, соблюдение элементарной женской гигиены, например, за время войны выработалась привычка ходить в туалет только ночью.

Женщина не создана для строевой подготовки и физкультурных нормативов, то есть для той бытовой стороны войны, о которой гражданский человек, идя на войну, возможно, и не подозревает. Они не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью» [9, c. 91].

Сам факт появления женщины на фронте — это уже подвиг. А если к этому прибавить боевые свершения фронтовичек, то картина станет поистине героической, впечатляющей. В нашем представлении естественно видеть женщин в качестве радисток, медсестер или телефонисток — тех, кто не участвует в прямых боевых столкновениях. Но когда мы говорим о женщинах-снайперах, пулеметчицах или разведчицах, это вызывает особое отношение! Лишь суровые обстоятельства заставили их, женщин, пойти на это. Убийство — это противоречие женскому естеству. Природой заложено, что женщина дарит жизнь, а не забирает, и если нарушается природный механизм, то это испытание для общества в целом и для женской психики в частности. Война вообще тяжелое испытание для любого человека, а для женщины в особенности. Психологически женщины воспринимают только самые яркие фрагменты из жизни, а убийство и смерть являются крайне жестокими и кровавыми моментами, запечатлевающимися навечно в человеческой памяти.

За беспримерные боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны свыше 150 тыс. женщин были награждены орденами и медалями, в том числе 96 соотечественниц удостоены высшей степени воинского отличия — звания Героя Советского Союза2. Наша землячка Л. В. Дубровина была награждена медалью «За отвагу!». Есть и еще одна сторона подвига женщин: ее сильнейшее морально-психологическое воздействие на мужчин-фронтовиков. Присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был рядом, делало его еще более храбрым. Рождались на фронте и возвышенные чувства, искренняя любовь, так, Вера Андреевна вышла замуж за парня из далекой Бурятии. Вера Андреевна Цыденова после войны более 30 лет проработала в республиканской инфекционной больнице, Любовь Васильевна до пенсии трудилась в системе коммунального хозяйства г. Улан-Удэ. Наши зем- лячки-фронтовички окружены заботой своих любящих детей и внуков. История войн не знает примера, когда женщины использовались бы в таком количестве на работах в тылу и боевых действиях. Г. К. Жуков отмечал: «Думаю, не ошибусь, высказав мнение, наши женщины своим героическим ратным и трудовым подвигом в войне с фашистской Германией заслужили памятник, равный памятнику Неизвестному солдату, воздвигнутому в Москве у Кремлевской стены» [5, c. 55].

Эхо войны звучит и сегодня в воспоминаниях ветеранов войны — женщин, сражавшихся на фронте, тех, кто в лихие годы при неимоверных трудностях, в холоде и голоде, в крови и ужасах войны выстояли и победили.