Герой-трикстер в романе Бориса Акунина "Планета вода": художественные функции и мифологическая проекция
Автор: Комиссарова Ульяна Александровна
Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu
Рубрика: Голоса молодых исследователей
Статья в выпуске: 1, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается персонаж романа Бориса Акунина «Планета вода» с мифопоэтической точки зрения. В ходе анализа были выявлены черты трикстерного архетипа в таком герое, как Наполеон, а также прослежены принципы образного воплощения и сюжетогенные функции этого персонажа в семантическом пространстве романа.
Архетип, культурный герой, трикстерный комплекс, мифология
Короткий адрес: https://sciup.org/146278393
IDR: 146278393
Текст научной статьи Герой-трикстер в романе Бориса Акунина "Планета вода": художественные функции и мифологическая проекция
Понятие «трикстер» перешло в литературоведение из мифологии и культурологии. В мифологии и фольклоре трикстер чаще всего представлен в образе божества, антропоморфного существа или животного. Трикстер не подчиняется общим правилам поведения и морали и совершает противоречивые и противоправные поступки. Для трикстера важна суть игрового процесса, а не конечный результат, поэтому, как правило, трикстер амбивалентен и его действия не несут в себе «злого умысла».
Образ трикстера можно наблюдать и в художественной литературе. Так, в художественных произведениях трикстер – это чаще всего сообразительное и озорное существо (или человек), которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью хитрости и различных уловок. Также трикстер часто выступают в роли двойника или антагониста Культурного героя (термин Е. М. Ме-летинского) [14, с. 942]. В современной литературе трикстер больше сохранился как архетипический персонаж, не обязательно имеющий божественное начало или сверхъестественные способности.
Исследованию «феномена трикстера» посвящен целый ряд научных работ, в частности: П. Радина [18], К. Г. Юнга [21; 22], Е. М. Мелетинского [14; 15], Ю. Е. Березкина [5; 6; 7], Е. С. Новик [16], К. Леви-Стросса [10], Б. Отто [17], Ю. М. Лотмана [12; 13], Д. Гаврилова [8; 9], О. Столярова [19], Ю. Чернявской [20], М. Липовецкого [11].
Таким образом, благодаря работам исследователей, занимающихся изучением трикстерной проблематики, выявлены общие характерные черты и функции, свойственные трикстерам: амбивалентность и бессознательность; функция медиатора; трансформация плутовства и трансгрессии в художественный жест; лиминальность; связь с сакральным контекстом; внутренняя конфликтность и двойственность; архетип Тени (двойничество); функция демиурга; стремление к нарушению табу и границ норм морали; «животное» и «провокационное» начало. Основной функцией трикстера в культуре является провокационная функция.
Однако несмотря на то, что в последнее время феномен трикстера активно изучается и данный тип героя приобрел широкую популярность в мире кинематографии и литературы, многие персонажи-трикстеры так и остаются неисследованными. В частности, не рассмотрен трикстерный комплекс в постмодернистских детективах Бориса Акунина. А ведь изучение данных героев и произведений под «трикстерным» углом поможет пролить свет на генезис и развитие одного из интереснейших архетипов мировой культуры, а также даст новый импульс к пониманию закономерностей существования литературной традиции.
Так, в своем технократическом детективе «Планета вода» Борис Акунин воссоздает трикстерные функции в таком персонаже, как принц Наполеон.
Наполеон, или Нэп, как его называют друзья и сослуживцы, несет в себе черты разрушителя и безумного гения [2]. Также Наполеон частично заключает в себе функцию демиурга , которая свойственна почти всем архаическим (мифологическим) трикстерам. Он воздвигает собственный город под водой, под его руководством разрабатываются совершенно новые аппараты, машины и виды оружия, которым нет аналогов в мире. Здесь хорошо показана еще одна из фундаментальных трикстерных черт – парадоксальная роль созидателей через разрушение . Об этой трикстерной черте в своей книге «Культура и взрыв» подробно говорит Ю.М. Лотман [13]. В этой же работе автор объясняет такую трикстерную особенность, как нестабильность, связанную с сумасшествием, благодаря которой герой-трикстер может действовать нестандартно . Именно эти качества мы видим и в Нэпе: гениальный человек, который смог создать целый город под водой грезит о свержении мирового порядка и идеей о новом мире в толще океана, в котором будут жить лишь избранные.
Также стоит отметить, что данный персонаж по своей природе морально амбивалентен . Принц Наполнен делит людей на две неравные части: братья (новый вид людей, жители Атланты) и расходный материал, который не несет ничего ценного [2, с. 157]. Наполеона нельзя отнести к отрицательным персонажам, но и распределение данного героя на положительном полюсе также будет ошибочным [6]. Отсюда и его двойственная природа, двусмысленность и противоречивость характера. Так, «Принц-Шарман» без зазрения совести готов погубить большую часть населения земли, но спасает больную девочку Беллинду, в которой смог увидеть «скрытую силу». Также хочется отметить, что о том, что Нэп может видеть некую внутреннюю «скрытую силу» в людях, может свидетельствовать связь данного героя с сакральным контекстом [11, с. 240].
В сюжете произведения Наполеон представлен в роли антагониста , противника Фандорина (но при этом не является злым двойником или тенью главного героя), и от классического отрицательного персонажа его отличает выдвинутая на первый план моральная амбивалентность.
Борис Акунин обращается к архетипу трикстера уже не первый раз. Чаще всего автор использует трикстера в роли антагониста главного героя. Реже автор обращается к трикстерам с функцией «проводника» (подобного героя можно найти в романе «Азазель» – Ипполит Зуров) [1; 4]. Такой трикстер будет включать в себя функции помощника главного героя с ярко выраженной комичностью и будет находиться на шкале со знаком «плюс» [15].
Также Борис Акунин, принимая во внимание тот факт, что трикстерный комплекс может воплощаться в героях в достаточно широком аксиологическом диапазоне, создает персонажей-двойников и одновременно антагонистов. Персо- нажи восходят к одному мифологическому архетипу и одновременно – в авторской (и читательской) шкале ценностей – противостоят друг другу, играя разные сюжетные роли. Подобное распределение трикстерных функций – находка Бориса Акунина.
В некоторых случаях Акунин ставит героев-трикстеров на середину шкалы, ясно указывая на амбивалентность подобных персонажей (такое распределение мы можем наблюдать в романе Акунина «Статский советник» (князь Пожарский)) [3]. В других автор четко распределяет функции героев-трикстеров: подобные герои играют роль двойников и в сюжете романа выполняют функции антагониста (располагаются на отрицательной шкале). Подобное распределение мы видим и в романе «Планета вода».
Такая любовь автора к героям-трикстерам не удивительна. Борис Акунин намеренно отказывается от классических отрицательных персонажей в своих романах. Поведение отрицательного героя чаще всего ожидаемо и закономерно в литературной традиции, образ же героя-трикстера непредсказуем, а его амбивалентность позволяет видеть в герое как положительные, так и отрицательные качества.
Итак, образ полностью отрицательного героя практически исчезает со страниц литературных произведений, а на его замену приходит герой-трикстер почти всегда с ярко выраженным смеховым началом и моральной амбивалентностью. Также мы видим, что на смену классическому трикстеру постепенно приходит его более современный прототип, играющий роль злого гения, безумца, мошенника, вора и шута, более схожий с трикстером «советского периода» и трикстером из плутовских романов.
TRICKSTER CHARACTERS IN THE NOVEL “PLANET WATER” BY BORIS AKUNIN: ARTISTIC FUNCTIONS
Об авторе:
КОМИССАРОВА Ульяна Александровна – аспирант кафедры истории журналистики и литературы Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (111024, Москва, шоссе Энтузиастов, 21), e-mail: komissarov99999@ yandex.ru.
About the author:
Список литературы Герой-трикстер в романе Бориса Акунина "Планета вода": художественные функции и мифологическая проекция
- Акунин Б. Азазель. М.: Захаров, 1998. 240 с.
- Акунин Б. Планета Вода. М.: Захаров, 2015. 153 с.
- Акунин Б. Статский советник. М.: Захаров, 1999. 143 с.
- Акунин Б. Турецкий гамбит. М.: Захаров, 1998. 200 с.
- Берёзкин Ю. Е. Зооморфные трикстеры: закономерности ареального распределения//Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 250 c.
- Березкин Ю. Е. Смех в фольклорных текстах индейцев Америки//Смех: истоки и функции. СПб.: Наука, 2002. С. 82-103.
- Березкин Ю. Е. Трикстер как серия эпизодов//Studia ethnologica. Труды факультета этнологии. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2004. С. 98-165.
- Гаврилов Д. А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности. Первая Всеросcийская научная конференция Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы. М.: Северный Ветер, 2006. C. 359-368.
- Гаврилов Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга: Слава, 2009. 288 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
- Липовецкий М. Н. Трикстер и «закрытое» общество//Новое литературное обозрение. 2009. № 100. С. 224-245.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст -семиосфера -история. М.: Ладомир, 1999. 657 с.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 263 с.
- Мелетинский Е. М. Культурный герой//Мифы народов мира: Т. 1. М.: Сов. энцикл., 1982. С. 942-950.
- Мелетинский Е. М. Предки Прометея. Культурный герой в мифе и эпосе//Вопросы истории мировой культуры. 1958. № 3. С. 114-132.
- Новик Е. С. Структура сказочного трюка//От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятипятилетия Е. М. Мелетинского. М.: Наука, 1993. С. 145-160.
- Отто Б. К. Дураки. Те, кого слушают короли. СПб.: Азбука-классика, 2008. 496 с.
- Радин П. Трикстер. СПб.: Евразия, 1999. 286 с.
- Столяров О. О. Природа шутовства//Гаврилов Д. А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга: Слава, 2010. С. 5-10.
- Чернявская Ю. В. Трикстер, или Путешествие в хаос//Человек. 2004. № 3. С. 37-52.
- Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. К.: Гос. биб-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.
- Юнг К. Г. О психологии образа трикстера//Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. СПб.: Евразия, 1999. С. 265-286.