Герпетофауна и мелкие млекопитающие позднепалеолитической стоянки Лиственка

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521512

IDR: 14521512

Текст статьи Герпетофауна и мелкие млекопитающие позднепалеолитической стоянки Лиственка

Количество костей земноводных и пресмыкающихся огромно, поэтому для изучения отбирались только целые кости и более или менее узнаваемые фрагменты, в сумме составившие, вероятно, сотни тысяч экземпляров. Мелкие фрагменты, количество которых, наверное, составило не меньшую величину, не отбирались. Окраска костей варьирует от коричневато-желтой до грязно белой, не одинакова и прочность костей. Эти признаки характерны для молодых (голоценовых) местонахождений.

В связи с большим количеством ископаемого материала мы не указываем точные количественные соотношения биологических таксонов, а ограничиваемся лишь приблизительным числом. По этой же причине мы приводим описание и рисунки лишь некоторых наиболее представительных костей.

Наиболее многочисленны остатки ящериц, составляющих основную массу материала и насчитывающих сотни тысяч костей. Среди них определены два вида: прыткая ящерица Lacerta agilis L. и жив о родящая ящерица Zootoca viv i para Jacquin. Первый вид в количественном отношении преобладает над вторым в несколько раз. Максимальные размеры особей прыткой ящерицы примерно в 1,5 раза крупнее особей живородящей, что в данном случае явилось дополнительным критерием оценки количества остатков этого вида. Кости мелкого размера, не имеющие морфологических видовых особенностей, могут принадлежать как молодым особям Lacerta agilis , так и взрослым особям Zootoca vivipar a .

Кости черепа двух видов ящериц отличаются между собой как размерами, так и выраженностью скульптуры: у прыткой ящерицы они толстые, массивные, с ясно выраженной ямчатой скульптурой, тогда как у живородящей ящерицы – легкие, тонкие, со слабо выраженной скульптурой. Для живородящей ящерицы характерно также наличие трехвершинных зубов, что позволяет идентифицировать челюсти последней – у прыткой ящерицы присутствуют только одно- и двухвершинные зубы.

Количество остатков жаб исчисляется, пожалуй, первыми сотнями. Практически все они представляют собой мелкие фрагменты костей, и удалось найти лишь единичные образцы, по которым удалось определить их видовую принадлежность. Например, на нижней стороне фрагментов парасфеноидов в области боковых отростков наблюдается четкий перегиб, а сама поверхность имеет резкий рельеф, что исключает отнесение этих фрагментов к зеленым жабам. Хорошо заметный гребень в виде «галочки» и узкий задний отросток позволяют отнести их к обыкновенной жабе Bufo bufo (L.) [Ratnikov , 2001]. Чешуйчатая кость с сильно расшире н ным ramu^^ retrozygomaticu^^ с параллельными волнистыми краями и коротким ramu^^ zygomaticu^^ – также принадлежит этому виду.

Несколько меньшее количество, чем кости жаб, составляют позвонки змей двух или трех видов. Однозначно определились туловищные позвонки узорчатого полоза Elaphe dione (Palla^^). Их характерными особенностями являются: отсутствие гипапофиза и парапофизальных отростков; округлый снизу, нерасширяющийся или расширяющийся назад и иногда сливающийся с телом позвонка гемальный киль; слаборазвитые субцентральные гребни и субцентральные желоба; презигапофизальные отростки умеренной длины, сужающиеся к концам [Ratnikov, 2004 ] .

Другая часть туловищных позвонков принадлежит ядовитым змеям семейства Viperidae. Их отл и чительными особенностями яв л яются наличие длинного заостренного гипапофиза, относительно крупные котилюс и кон-дилюс, округлое снизу тело позвонка [Sz y ndlar, 1991]. В настояще е в р емя на территории юга Красноярского края обитают два вида этого семейства: обыкновенная гадюка Vipera berus (L.) и обыкнове н ный щитомордник Agkistrodon halys (Palla^^). К сожалению, нам не удалось найти однознач ных отличий между позвонками этих двух видов. Однако, вероятно, что они оба присутствуют в ископаемом материале.

Последними по численности являются бурые лягушки, не принадлежащие к группе травяных: встречен лишь один позвонок с хорошо выраженной возвышенной площадкой на верхней поверхности невральной дуги [Ratnikov, 2001]. Вертикальные пластины н е вр а льной дуги узкие, а горизонтальные – умеренной длины. На сегодняшний день в районе исследований обитают два вида с такими характеристиками позвонков: остромордая лягушка Rana arvalis Ni l ^^^^ o n и сибирская ляг у шка Rana amurensis Boulenger. Поскольку позвонок до вида не определим, мы идентифициро вали его как Rana arvalis Nil^^^^on aut Rana amurensis Boulenger.

Палеогеографическая ситуация определяется наличием типичных лесных форм Zootoca vivipara, Bufo bufo, Vipe r a berus , свидетельствующих о наличии лесных ландшафтов. Lacerta agilis, Elaphe dione и Agkistrodon halys – виды широкого диапазона приспособляемости, указывающие на лесостепную обстановку или на то, что леса были разреженного типа с множеством лугов и полян. В настоящее время почти все идентифицированные виды обитают в пределах Лиственки. Лишь ареал Elaphe dione по последнему атласу пресмыкающихся [Ананьева и др., 2004] не включает эту территорию.

Остатки мелких млекопитающих принадлежат 15 видам: Asioscalops al - taica Nik. – 102, Sorex araneus L. – 131, Sorex caecutiens Laxm. – 23, Neomys fodiens Penn. – 13, Lepus sp . 4, Eutamias sibiricus Laxm . – 12, Sicista betuli-na Pall. – 14, Apodemus (Apod e mus^^ agrarius Pall. – 7, Clethrionomys sp. – 22, Clethrionomys rutilus Pall. – 13, Clethrionomys rufocanus Sundev. – 10, Arvicola terrestris L. – 44, Microtus sp. – 72, Microtus (Agricola^^ agrestis L. – 26, Microtus (Pallasiinus^^ oecon o mus Pall. – 1. Видовой состав ж ивот ных свидетельствует о том, что все млекопитающие обитали в условиях небольшой долины реки, которая имела широкую хорошо увлажненную пойму, поросшую травостоем и кустарником, с редкими деревьями. Обилие кротов и землероек указывает на довольно благоприятные условия среды, которые имели место в среднем голоцене – в атлантическое время 8–6 тыс. лет назад.

Первые культурные слои памятника залегают непосредственно ниже и на уровне нижних костеносных линз. Вопрос с их датированием оставался открытым. Среди немногочисленного инвентаря присутствуют массивные провертки, скребло-бифас на сработанном нуклеусе, «чашка» из бивня ма- монта. Общее укрупнение каменных изделий в рамках позднепалеолитических форм позволило поставить вопрос о мезолите Лиственки [Акимова, Дроздов и др., 2005]. Учитывая, стратиграфическое соотношение костеносных линз и первых культурных слоев Лиственки, можно считать, что новые палеонтологические материалы подтверждают этот вывод. В то же время ископаемые микромаммалии и герпетофауна впервые дают возможность реконструкции палеогеографических условий в долине р. Лиственка-Заречная (северо-западные отроги Восточного Саяна) в эпоху раннего-среднего голоцена.

Статья