"Гетеротопия усадьбы" в романе З. Н. Гиппиус "Роман-царевич" (1913)
Автор: Богданова Ольга Алимовна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 1 т.18, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется пространственно-семиотическая организация одного из центральных символистских романов Серебряного века, связанная с «усадебным топосом» в русской литературе. Бо́льшая часть действия в «Романе-царевиче» З. Н. Гиппиус происходит в 1910-е гг. на территории загородных усадеб в разных частях России, а также в западноевропейском замке вблизи Пиренеев, где проживают в эмиграции русские революционеры. Проявившаяся еще в декабризме двойственность русской революции («самодержавное» диктаторство П. И. Пестеля и христианский демократизм С. И. Муравьева-Апостола) отозвалась у Гиппиус противостоянием Романа Сменцева и Михаила Ржевского вместе с его сторонниками Флорентием и Литтой. Открытие Гиппиус - в обнаружении в поле «усадебного топоса» смысла, восходящего к деятельности декабристов - дворянских революционеров первой четверти XIX в., зачастую крупных помещиков. «Усадебный топос» выступает в «Романе-царевиче» как топос русской революции в ряде локальных вариаций. Идейно-художественная коммуникация между тремя его локусами объединяет западноевропейский замок, напоминающий о просвещенческих корнях русской «усадебной культуры» с ее идеалом свободной личности, дворянскую усадьбу Золотого века русской литературы и культуры, взрастившую первых в России деятелей революции с христианским мировоззрением, и эклектичную интеллигентско-помещичью усадьбу Серебряного века, чьи насельники находятся под зловещей властью Антихриста от революции, генетически восходящего к Ставрогину из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». При этом обитатели усадьбы 1910-х гг. сохраняют способность разорвать очерченный Сменцевым гибельный круг благодаря гетеротопической связи с двумя другими представленными в романе усадебными проекциями. На материале произведения Гиппиус выявлена и рассмотрена важная модификация усадебной топики в литературе русского символизма - сельская помещичья усадьба как топос «религиозной революции» (выражение Д. С. Мережковского), для понимания структуры которого используется новая категория - «гетеротопия усадьбы».
Усадебный топос, усадебный локус, гетеротопия усадьбы, серебряный век, символистский роман, з. н. гиппиус, д. с. мережковский, революция, религиозная общественность, новое религиозное сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/147226244
IDR: 147226244 | DOI: 10.15393/j9.art.2020.7542
Список литературы "Гетеротопия усадьбы" в романе З. Н. Гиппиус "Роман-царевич" (1913)
- Бахманн-Медик Дорис. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 504 с.
- Бердяев Н. А. Мережковский о революции // Московский еженедельник. - 1908. - № 25. - 25 июня. - С. 3-19.
- Богданова О. А. "14 декабря" Д. С. Мережковского как роман о русской революции 1917 года // Studia Litterarum. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 172-189.
- Богданова О. А. Усадьба и дача в русской литературе XIX-XXI вв.: топика, динамика, мифология: монография. - М.: ИМЛИ РАН, 2019. - 288 с.
- Гессен С. Я. Пушкин в Каменке // Литературный современник. - 1935. - № 1. - С. 191-205.
- Гончарова Е. И. "Революционное христовство" // "Революционное христовство". Письма Мережковских к Борису Савинкову / вступ. статья, сост., подг. текстов и коммент. Е. И. Гончаровой. - СПб.: Пушкинский Дом, 2009. - С. 16-33.
- Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.: исторические очерки / отв. ред. Л. В. Иванова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 784 с.
- Евангулова О. С. Художественная "Вселенная" русской усадьбы. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 304 с.
- Кошарный В. П. Учение о религиозной революции Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философова // Соловьевские исследования. - 2017. - № 3 (55). - С. 96-111.
- Мережковский Д. С. 1825-1917 // Вечерний звон. - 1917. - 14 декабря.
- Мережковский Д. С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев // Мережковский Д. С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. - М.: Школа-Пресс, 1996. - С. 535-607. (a)
- Мережковский Д. С. Завет Белинского. Религиозность и общественность русской интеллигенции // Мережковский Д. С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. - М.: Школа-Пресс, 1996. - С. 489-509. (b)
- Мережковский Д. Собр. соч. Грядущий Хам / сост. и коммент. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2004. - 478 с.
- Минц З. Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Минц З. Г. Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - С. 59-96.
- Нащокина М. В. Русская усадьба Серебряного века. - М.: Улей, 2007. - 432 с.
- Подорога В. Событие: Бог мертв Фуко и Ницше // Фридрих Ницше. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/ontologie/vpodoroga/ (10.09.2019).
- Фуко Мишель. Слова и вещи / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. - М.: Прогресс, 1977. - 405 с.
- Фуко Мишель. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с фр. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3. - 320 с.
- Шестакова Э. Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. - 2014. - № 1. - С. 58-72.
- Шорин Ю. Н. Ивонино: мир русской усадьбы пореформенного времени. Усадебный фотоархив как исторический источник // Русская усадьба: cб. ОИРУ. - М.: Жираф, 2006. - Вып. 12 (28). - С. 460-480.
- Эйдельман Н. Я. К биографии Сергея Ивановича Муравьева-Апостола // Эйдельман Н. Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX веков / вступ. ст. А. Г. Тартаковского. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 349-371.
- Glukhova E. V. Heterotopy of the Country Estate in the Poetics of Russian Symbolism (Part I: Zinaida Gippius) // Новый филологический вестник. - 2019. - № 4 (51). - С. 178-186 [Электронный ресурс]. - URL: http://slovorggu.ru/2019_4/51.pdf (10.12.2019).
- DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00100