Гимнографическая традиция в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша»

Автор: Соболев Николай Иванович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.11, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется вопрос о влиянии гимнографиче ской традиции на творчество И. С. Шмелева на материале повести «Не упиваемая Чаша». В работе проанализирован гимнографический пласт повести, выявлены специфические особенности адаптации богослу жебной поэзии в ткань художественного произведения, определена функциональность богослужебных текстов в идейно-тематической и образно-мотивной структуре художественного произведения. Сопо ставительный анализ показывает, что встречающиеся в повести поэти ческие определения повторяют богословские терминологические мета форы, характерные для гимнографии. Наряду с этим план содержания повести «Неупиваемая Чаша», благодаря семантическому параллелиз му с акафистной и, шире, гимнографической традицией образует хри стианско-догматический метатекст, который можно назвать Бытием во Христе. Этот метатекст позволяет читателю интуитивно распознать в произведении Шмелева творение, по духу и языку родственное тек стам христианской поэтической и учительной традиции.

Еще

Гимнография, пасхальный канон, ирмос, акафист, цитата, метатекст

Короткий адрес: https://sciup.org/14748875

IDR: 14748875

Список литературы Гимнографическая традиция в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша»

  • Шмелев И. С. Неупиваемая Чаша//Литературный сборник Отчизна. Симферополь: Рус. книгоизд-во в Крыму 1919. С. 89-147.
  • Ильин В. Н. Запечатленный гроб. Пасха нетления. Париж, 1926. С. 108.
  • Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: Исторические традиции и доктринальные темы. Минск, 2001. С. 109.
  • Дарованная милость//Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице ради чудотворныя Ея иконы, именуемыя «Неупиваемая Чаша». Серпухов: Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, 2011. С. 60.
  • Shmelev I. Inexhaustible Cup. London, Toronto, New York: E. P. Dutton a. Co., 1928. P. 3.
  • Молитвослов на церковнославянском языке. М., 2007.
  • Желтова Н. Ю. «Наша красота не красота, как Бог, а Бог как красота »: поэтика «радостной святости» в «Неупиваемой Чаше» И. С. Шмелева//Русская словесность. 2004. № 8. С. 18-25.
  • Ильин В. Н. Запечатленный гроб. Пасха нетления. Париж: YMCA Press, 1926. 126 с.
  • Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев//Ильин И. А. Собр. соч. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 183 -406.
  • Иоанн Мейендорф, прот. Византийское богословие. Минск: Лучи Софии, 2001. 335 с.
  • Селянская О. В. Художественный мир русского православия в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая Чаша»//Вестник Тамбовского университета. Сер: Гуманитарные науки. VI Державинские чтения. Филология. Тамбов, 2001. С. 109-111.
  • Zheltova N. J. Our Beauty is not Beauty as God, but God as Beauty: Poetics of "Joyful Holiness" in Ivan Shmelev's "The Inexhaustible Cup" [Nasha krasota ne krasota, как Bog, a Bog как krasota»: pojetika «radostnoj svjatosti» v «Neupivaemoj Chashe» I. S. Shmeleva]. Russkaya slovesnost'. 2004, no. 8, pp. 18-25.
  • Ilyin V. N. Sealed Coffin. Easter of Imperishability [Zapechatlennyj grob. Pasha netleniya]. Paris, YMCA Press PubL, 1926. 126 p.
  • Ilin I. Darkness and Enlightenment. The Book of Literary Criticism. Bunin. Remizov. Shmelev [O t'me i prosvetlenii. Kniga hudozhestvennoj kritiki. Bunin. Remizov. Shmelev.]. Ilin I. A. Collected Works [Sobr. soch.]. vol. 6, part 1. Moscow, Russian Book PubL, 1996, pp. 183-406.
  • Ioann Mejendorf, fr. Byzantine Theology [Vizantijskoe bogoslovie]. Minsk, Sofia's Rays PubL, 2001. 335 p.
  • Seljanskaja O. V. Russian Orthodox Art World in Ivan Shmelev's Short Novel "The Inexhaustible Cup" [Hudozhestvennyj mir russkogo pravoslavija v povesti I. S. Shmeleva "Neupivaemaja Chasha"]. Bulletin of Tambov State University. Humanities Series. VI Derzhavin reading. Philology [VI Derzhavinskie chtenija. Filologija]. Tambov, 2001, pp. 109-111.
Еще
Статья научная