Главная вещь и принадлежность в системе объектов гражданских прав

Бесплатный доступ

В статье даётся характеристика такой классификации вещей на главные вещи и принадлежности. Автор последовательно раскрывает признаки принадлежности, выявляет дискуссионные вопросы при характеристике таких вещей

Вещь, главная, принадлежность, составная вещь, запасная вещь

Короткий адрес: https://sciup.org/143180806

IDR: 143180806   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-4-119-121

Текст научной статьи Главная вещь и принадлежность в системе объектов гражданских прав

Классификация вещей на главные вещи и принадлежности проводится в зависимости от возможности вещи самостоятельно участвовать в гражданском обороте. В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ) вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Из данной нормы можно выявить следующие определения главной вещи и принадлежности. Главная вещь - вещь, которая имеет самостоятельное значение в гражданском обороте. Принадлежность - это вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи и связанная с ней общим назначением. Соответственно к признакам принадлежности можно отнести: 1) служит главной вещи

(предназначена для её обслуживания); 2) связана с ней общим назначением. К таким парам вещей относятся: очки и футляр, картина и рамка.

Юридическое значение классификации состоит в том, что принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Это правило находит подтверждение и в иных нормах ГК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Далее в ст. 464 ГК РФ определяются последствия непередачи продавцом или отказа передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи. В таком случае покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи. В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.

По договору аренды имущество сдается вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков (п. 2 ст. 611 ГК РФ).

Аналогичным образом вещь предоставляется в безвозмездное пользование со всеми ее принадлежностями и относящимися к ней документами (инструкцией по использованию, техническим паспортом и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них вещь не может быть использована по назначению либо ее использование в значительной степени утрачивает ценность для ссудополучателя, последний вправе потребовать предоставления ему таких принадлежностей и документов либо расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба (п. 2 ст. 691 ГК РФ). Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования при неисполнении ссудодателем обязанности передать вещь либо ее принадлежности и относящиеся к ней документы (п. 2 ст. 698 ГК РФ). Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ была жалоба юридического лица на нарушение конституционных прав и свобод ст. 135 Гражданского кодекса РФ как противоречащей статьям 34 и 35 Конституции Российской Федерации в части, препятствующей владению, пользованию и распоряжению мелиоративной системой как самостоятельным объектом недвижимого имущества. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24 сентября 2013 г. № 1341-О, данное законоположение (ст. 135 ГК РФ – Н.К.), направленное на определение правового режима принадлежности, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе [2].

В свою очередь, Верховный Суд РФ в Определении № 88-КГПР13-10 отметил, что составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т.п.), следующие судьбе главной вещи (ст. 135 Гражд. кодекса РФ) [3].

Главная вещь всегда может существовать самостоятельно, тогда как принадлежность является зависимой от него. Однако это не означает, что принадлежность не может выступать самостоятельным объектом гражданских прав. Так, те же рамки для картин, футляры для очков продаются отдельно. В исследуемой классификации роль играет именно назначение вещи. Рамки, футляры и т.д. приобретаются именно для обслуживания и связаны, соответственно с картинами, очками. Так, С.П. Гришаев приводит пример, когда неоднозначно решается вопрос о том, какая вещь является главной, а какая – принадлежностью: когда стоимость рамы будет превышать стоимость самой картины… Соответственно, в этом случае рама может быть предметом отдельных сделок [4]. Согласимся, что стоимость рамки может значительно превышать стоимость самой картины. Однако тем не менее рамка не утрачивает своего предназначения – направленность на обслуживание картины. Даже если и будет куплена картина с рамой «ради рамки», тем не менее приобретаться она будет для обслуживания пусть и другой картины.

Возникают вопросы и с квалификацией некоторых вещей. Так, возникает вопрос: являются ли шнурки являются принадлежностью ботинок? Если исходить из того, шнурки предназначены для обслуживания ботинок, то можно сделать вывод, что являются. Несомненно и то, что ботинки со шнурками связаны общим назначением. Если значение самих ботинок не требует объяснения, то большинство пар обуви, в которых используются шнурки, не могут надлежащим образом выполнять своё назначение без шнурков, в отличие от тех же, к примеру, очков без футляров, картин без рамок. Поэтому зачастую о ботинках со шнурками можно говорить как о составных вещах. Под составной вещью понимается деталь, которая связана с от составной вещи состоит в том, что главная вещь может функционировать без принадлежности, тогда существование составной вещи невозможно без таких составляющих. Упоминание о шнурках мы могли встретить в Пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), согласно которым шнурки для ботинок не считаются принадлежностью к одежде [1]. Принадлежности необходимо отличать от запасных частей. Такие вещи предназначены для замены вышедших из строя частей главной вещи (автомобиль и запасное колесо). Запасные части передаются по соглашению сторон.

Таким образом, необходимо отметить, что классификация вещей на главные вещи и принадлежности играет немаловажную роль при квалификации отдельных объектов гражданских прав.

вещью конструктивно. Отличие принадлежности

Список литературы Главная вещь и принадлежность в системе объектов гражданских прав

  • Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ: подготовлены ФТС РФ. Т. 6, разд. I - XXI, гр. 01 - 97 // Документ фактически утратил силу в связи с изданием Решения Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 851, утвердившего Пояснения к ТН ВЭД ТС.
  • Определение Конституционного Суда РФ 24.09.2013 г. № 1341-О // Док-т опубликован не был.
  • Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 88-КГПР13-10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. № 6.
  • Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС Конс-т-Плюс. 2015.
Статья научная