Глобальное гражданское общество: стратегии борьбы с международным терроризмом
Автор: Крючков Игорь Владимирович, Каншаова Нелли Ренатовна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 6, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена феномену «глобальное гражданское общество» и его влиянию на различные сферы жизни мирового сообщества. Авторами представлены основные концептуальные подходы к его изучению, рассмотрены его основные структурные элементы и причины возникновения. Акцент сделан на рассмотрении возможных и существующих стратегий противодействия международному терроризму со стороны глобального гражданского общества в лице международных неправительственных организаций.
Глобальное гражданское общество, международные неправительственные организации, международный терроризм, контртерроризм, акторы мировой политики, гражданин, демократия
Короткий адрес: https://sciup.org/14932171
IDR: 14932171 | DOI: 10.24158/pep.2017.6.1
Текст научной статьи Глобальное гражданское общество: стратегии борьбы с международным терроризмом
Крючков Игорь Владимирович
Современные процессы глобализации порождают абсолютно новые действующие акторы мировой политики, которые оказывают непосредственное влияние на становление миропорядка. Новацией в научной сфере стало открытие феномена глобального гражданского общества, которое рассматривается учеными как «третий путь» в разрешении глобальных проблем. С точки зрения различных исследователей, глобальное гражданское общество неоднозначно само по себе. Оно сочетает множество внутренних противоречий и конфликтов, но его бурное развитие, влияние на различные сферы общества и растущая роль в борьбе с острыми мировыми угрозами доказывают необходимость его глубокого изучения.
Идеи глобального гражданского общества берут свое начало в концепциях мирового гражданства, международного сообщества, мирового общества. И. Кант предполагал возникновение права мирового гражданства (jus cosmopoliticum), которое соединит граждан и государства в высшее республиканское содружество государств. Данный союз он именовал универсальным гражданским обществом [1].
Однозначного определения феномена «глобальное гражданское общество» в современном научном обороте не существует, поэтому различные исследователи, вооружившись собственной теоретической оптикой, предлагают следующие концептуальные подходы.
Американский политолог Р. Липшуц определяет глобальное гражданское общество как «пространство неуправляемых общественных ассоциаций, а также совокупность человеческих взаимоотношений... которые заполняют это пространство». Он подчеркивает, что «гражданское общество существует там, где есть свободные ассоциации, не подчиняющиеся государственной власти, и общество полностью может структурировать себя и координировать свои действия с помощью подобных свободных ассоциаций» [2].
В рамках теории международных отношений понятие глобального гражданского общества было введено как альтернатива статистическим теориям глобального политического порядка, претендующим на объяснение изменений, отличающихся от этого порядка. В конечном итоге стало очевидным, что термин «глобальное гражданское общество» относится к неправительственным структурам и их деятельности. Британский ученый Д. Бартелсон считает, что глобальное гражданское общество – это «система различных неправительственных институтов, обладающих масштабным влиянием на мировой порядок» [3].
Таким образом, основными институтами глобального гражданского общества являются международные неправительственные организации (МНПО). Можно говорить о том, что МНПО – это наиболее четкое и яркое выражение того, что именуется институтом гражданского общества. Это обусловлено тем, что они стали отражением абсолютно разных сфер жизни человека и выступают гарантом незыблемости личных прав граждан. Данные организации ставят перед собой огромный ряд задач, социальных, экономических, правовых, сформированных из первостепенных интересов мирового сообщества [4, с. 200].
Становлению глобального гражданского общества и появлению МНПО послужило обострение глобальных проблем и угроз. Общественные акторы осознают необходимость международного коллективного управления этими проблемами силами не только национальных правительств, но и институтов глобального гражданского общества.
Одной из острых глобальных угроз мировому сообществу остается международный терроризм, который подрывает стабильность и основы мирового порядка. Нужно отметить, что эффективность борьбы против международного терроризма зависит не только от слаженных действий правоохранительных и силовых структур государств, но и от степени вовлеченности в этот процесс всего мирового сообщества, от его отношения к проблеме [5, с. 342–343].
Глобальное гражданское общество в лице МНПО способно вводить новые элементы международной стратегии противодействия терроризму. На данный момент различные международные организации вносят свои предложения руководству стран и спецслужб по созданию универсальных мер реагирования на террористические действия. Самым активным инструментом в распоряжении МНПО являются международные форумы, симпозиумы, конференции, на которых общественность может обсуждать, создавать и предлагать рекомендации властям по борьбе с терроризмом и экстремизмом в мире.
Религиозные международные организации ведут профилактическую деятельность в борьбе с терроризмом, объединяя мусульман по всему миру (Muslims Against Terrorism (M-A-T), CAT Foundation (Campaign Against Terrorism), Human Rights First Society и др.). Гуманитарные международные организации, такие как Комитет Красного Креста, оказывают необходимую помощь жертвам террористических актов.
Глобальные сети способствуют развитию неформальных структур, работающих в сфере глобальной политики. Часто так называемое «сетевое управление» носит межсекторный характер с привлечением представителей национальных государств, организаций гражданского общества, частного сектора (например, Сети третьего мира, «Независимая зона» (Independent Sector) и др.).
Во многих странах мира разработаны стратегии по борьбе с терроризмом – в США, России, Канаде, Франции [6], Великобритании, Испании, Израиле, Индии и других странах. В них ужесточается законодательство в отношении преступлений террористической направленности. Так, усиливаются меры видеонаблюдения в общественных местах, а также начали осуществляться выездные операции полиции в целях обнаружения лиц, подозреваемых в причастности к экстремизму, на территории стран, где были расположены базы подготовки террористов. Одна из основных проблем, с которой столкнулось большое количество развитых стран на данный момент, – это то, что в случаях привлечения гражданского общества к борьбе с экстремизмом и терроризмом оно должно быть защищено, а также права конкретных граждан в рамках такой совместной борьбы должны быть защищены усилиями государства.
Еще одна сфера борьбы с экстремизмом и терроризмом – это профилактика ксенофобии, воспитание толерантности среди населения. В США и Европе активную работу по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности ведут такие организации гражданского общества, как «Вместе за межкультурное взаимодействие» (United for Intercultural Action), Южный правовой центр по борьбе с бедностью (Southern Poverty Law Center) и др.
В РФ также много внимания уделяется воспитанию гражданственности, формированию толерантности [7, с. 282–283]. Усилия государства сочетаются с инновациями гражданского общества (например, проведение всероссийских акций «Мы – граждане России», молодежной патриотической акции «Под знаменем Победы» и т. д.), деятельностью некоммерческих организаций социальной направленности, которых за последние годы стало в несколько раз больше. Отметим, что эта тенденция идет от федеральной власти, не раз подчеркивалась ее важность в Посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ, начиная с 2014 г. [8].
Таким образом, любая реформа или государственная стратегия не станет эффективной без поддержки со стороны гражданского общества, поскольку последнее является неотъемле- мым рычагом взаимодействия между социумом и государством, что сможет обеспечить международную стабильность. Развивая эффективную общенациональную антитеррористическую систему, необходимо объединить усилия властных и силовых органов государств, с одной стороны, и глобального гражданского общества – с другой.
Ссылки:
Список литературы Глобальное гражданское общество: стратегии борьбы с международным терроризмом
- Kant I. Political Writings. 2nd ed. Cambridge, 2016.
- Lipschutz R. Globalization, Governmentality and Global Politics. New York, 2012.
- Bartelson J. Sovereignty as Symbolic Form. London, 2014.
- Галкина Е.В. Становление гражданского общества в современной России: политологический анализ: монография. Ставрополь, 2008. 264 с.
- Галкина Е.В. Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд//Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. C. 341-344.
- Попов А.С. Экспертно-аналитическое сообщество Франции в системе антитерроризма//Общество: политика, экономика, право. 2017. № 4. https://doi.org/10.24158/pep.2017.4.9.
- Гундарь Е.С. Толерантность как условие предотвращения экстремизма//Качество образования как социальная проблема: материалы региональной научной конференции. Ставрополь, 2002. C. 278-283.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (1 декабря 2016 г.) //Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 22.06.2017).