Глобальный мир и миссия китайских и российских обществоведов
Автор: Шухуа Чжан
Журнал: Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз @volnc-esc
Рубрика: Стратегия развития
Статья в выпуске: 1 (13), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147109257
IDR: 147109257
Текст статьи Глобальный мир и миссия китайских и российских обществоведов
ШУХУА доктор политических наук, профессор, заместитель руководителя Центра документации и информации Китайской академии общественных наук, главный редактор журнала «Social sciences abroad»
Продолжающаяся с момента окончания холодной войны глобальная кампания по борьбе с терроризмом, а также серия провокационных «цветных революций» выдвинули проблему демократизации на одно из центральных мест в международной повестке дня. С начала нового тысячелетия мы являемся свидетелями пылкой политической проповеди под такими лозунгами, как «Демократия как универсальная ценность», «Демократизация как глобальная тенденция» и так далее.
В последние годы внимание Запада привлекли экономическое развитие и политика Китая и России. В частности, в конце 2007 и начале 2008 гг. ведущие западные СМИ отводили много места описанию усиливающейся экономической мощи Китая и России, утверждая, что «подъём Китая и России оказывается проблемой и даже представляет угрозу всему западному миру»1. Стоит отметить, что, вместо серьёзного анализа единства и особенностей китайского и российского путей развития, западные учёные лишь раздражённо или опасливо рассматривают Китай и Россию как «вызовы». Некоторые западные СМИ упрекают путинскую Россию в пода- влении свободы и демократии, восстановлении диктатуры, в то время как некоторые эксперты и «фабрики мысли» выпустили ряд публикаций, утверждая, что «политическая модель Китая и России составляет проблему и угрозу западной модели свободы и демократии»2.
В действительности и Китай, и Россия ведут поиски путей политического и экономического развития, приспособленных к их национальным особенностям. Естественно, как потенциально незападный и неамериканский путь развития, такой процесс свидетельствует о б ό льшем масштабе поисков путей национального развития, который может обогатить формы развития всего человечества. Западное общество должно преодолеть установку превосходства и спокойно относиться к национальному развитию и демократизации в других странах.
Рушащееся здание
2008 год можно уверенно занести в учебник всемирной истории как символический и знаменательный. Все мы были свидетелями замечательной организации летних Олимпийских игр в Пекине, российско - грузинского военного конфликта в Южной Осетии, а также начала глобального финансового кризиса с далеко идущими и до конца не предсказанными последствиями.
Учёными разных специальностей были даны различные интерпретации международных событий. Эксперты по военной безопасности пробовали обосновать возникновение новой конфронтации между Россией и США в контексте пятидневной Кавказской войны. Специалисты по международной политике пытались интерпретировать изменения в мировой геополитике, вызванные войной и экономическим кризисом. Экономисты ломали голову в надежде обнаружить средство спасения мировой экономики после «финансового цунами» и обвала рынка. Эксперты по культуре и коммуникациям сосредоточились на различиях между цивилизациями и идеологиями, констатируя нехватку национальных идей и недостаточный уровень межкультурной коммуникации.
Хаотическая международная ситуация несомненно усилила расхождения и споры между восточными и западными мыслителями. Это коснулось суждений о глобализации, мнений относительно «универсальных ценностей и универсального пути», оценок американского способа экономического, политического и социального управления, подходов к капитализму и его способу производства и потребления, ожиданий социалистических перспектив и определения роли Китая.
В статье «Большое крушение 2008 года: геополитическая неудача Запада», опубликованной в журнале «Foreign Affairs» в начале 2009 г., бывший заместитель министра финансов США Роджер Альтман заметил, что «экономический крах 2008 года, худшего за более чем 75 лет, является главной геополитической неудачей западного мира. Он лишил Вашингтон и европейские правительства кредитов доверия и ресурсов для поддержания их руководящей роли в глобальных делах. Эти слабости будут в конечном счёте восстановлены, но тем временем они ускорят тенденции, которые перемещают центр силы тяжести далеко за пределы Соединённых Штатов»3.
Альман указал также, что «катастрофический спад разворачивается в Соединённых Штатах, Европе, и Японии – спад, вероятно, более сильный, чем резкий спад в 1981 – 1982 гг. … Эта катастрофа поставила под сомнение американскую модель капитализма свободного рынка. Финансовая система оказалась разрушенной, а ранее эффективная система регулирования не в состоянии обуздать широко распространившиеся злоупотребления и коррупцию. Теперь во имя стабилизации американское правительство и некоторые европейские правительства в определённой степени национализировали финансовые секторы экономики, что противоречит принципам современного капитализма. Большая часть мира вступила в период, в котором роль государства будет большей, а частного сектора – меньшей. Глобальная власть Соединённых Штатов, так же как влияние демократии американского стиля, уменьшается … и крушение 2008 г. отдалит мир от однополярной системы».
В то же время Альман не говорил определённо, является ли «большой крах» концом американской финансовой системы или же модели американского стиля свободного рынка? Значит ли это, что неолиберализм и капиталистический способ производства зашли в тупик? Или это следует рассматривать как неудачу американской (и в целом западной) гегемонии и реструктурирование международной системы в целом? Он не пояснил также, к чему приведёт эта катастрофа – к широкомасштабным разрушениям или, напротив, к оживлённому сценарию нового этапа развития человечества.
Идеология и история: конец, воплощение или нирвана?
Два десятилетия назад, когда пала Берлинская стена, американский учёный японского происхождения Фрэнсис Фукуяма выступил с теорией «конца истории». Он объявил на весь мир, что западная модель свободы и демократии одержала историческую победу и с этого времени идеологические разногласия в обществе исчезли раз и навсегда. По его мнению, мир вступил в единственную эру, отмеченную триумфом капиталистической свободы и демократии. Тем не менее недавно тот же самый Фукуяма занял диаметрально противоположную точку зрения, выступив против американского консерватизма. Он подверг сокрушительной критике практику вооружённого навязывания США «свободной и демократической модели» в Ираке, утверждая, что каждая страна должна двигаться по собственному пути развития в соответствии с определёнными историческими обстоятельствами.
За прошедшие два десятилетия сила и преимущества, накопленные Западом в течение столетий, достигли своей кульминации. В атмосфере, вызванной крахом Советского Союза и временной неудачей в социалистических странах, сложилась «словесная гегемония» западного мира. Вслед за 11 сентября 2001 года были проведены громкие антитеррористические операции и провокационные «цветные революции». Однако теперь вооружённый парад от имени «свободы и демократии» оказался под вопросом. К концу 2008 года мир и в особенности западные экономические системы охватил широкомасштабный финансовый кризис. Как указал западный учёный, «нынешний кризис потенциально сопоставим с периодом «Великой депрессии» в 1873 – 1896 гг. и мировым экономическим кризисом в 1929 г. Этот кризис – «общий», отражённый в западных системах, идеологиях и моделях, хотя он, возможно, не длится пока 20 лет, как это было в предыдущих двух депрессиях в конце XIX века и 30-х годах XX столетия. Кризис – это также признак «сбоя в западных теориях, сбоя регулирования и сбоя рынка»4.
Недавно российские руководители президент Д.А. Медведев и премьер-министр В.В. Путин, имея в виду прежде всего США, отметили, что только эгоизм и безответственность некоторых западных держав привели мир к нынешнему глобальному экономическому кризису. Они предположили, что эти страны вряд ли останутся лидерами мировой экономики, поэтому существующий международный политический и экономический порядок должен быть реформирован.
На фоне крутого перелома, произошедшего в мировой экономике, политике и военной сфере в 2008 г., тема китайской и российской моделей развития приобрела особую остроту. Почувствовав проблемы особого китайского пути и российского возрождения, некоторые ведущие западные СМИ склонны связывать их с моделями авторитаризма и даже диктатуры. Некоторые «фабрики мысли» выпустили ряд отчётов, в которых всерьёз обсуждается вопрос о том, стоит ли преобразовать или ассимилировать Китай и Россию или же следует использовать средства сдерживания и подавления, чтобы разъединить или даже уничтожить их. В результате разразившегося в начале 2008 г. мирового финансового кризиса Китай и Россия оказались в самом эпицентре международных событий. Весь мир наблюдает за тем, смогут ли две эти страны действительно выйти из кризиса и тем самым совершить успешный поворот в собственном развитии.
Мир разнообразен, путь многообразен
Несмотря на печальные прогнозы в мировых СМИ в 2008 году, мы рады видеть некоторые обнадёживающие предсказания о судьбах мира. Здесь не имеется в виду горячо обсуждаемая тема, распространяющаяся в западных СМИ, о том, может ли новый президент спасти американскую экономику от бедствия. Мы обращаем внимание на исследовательский доклад, подготовленный в одном из американских мозговых центров. В сентябре 2008 года Национальный совет разведки США (National Intelligence Council of the US) издал отчёт под названием «Глобальные тенденции 2025: преобразованный мир». Как говорится в этом документе, в скором времени следует ожидать появления многополюсного мира. Мировая политическая ситуация подвергнется существенным преобразованиям. Влияние некоторых западных держав уменьшится, в то время как многие из развивающихся стран завоюют международное или региональное признание. При этом одним из самых ярких моментов в предполагаемой ноосфере составят изменения в России и развитие Китая.
С 1980-х годов Китай достиг больших успехов в строительстве социализма и осуществлении реформ. Россия, будучи ввергнутой в кризис и беспорядок в конце прошлого тысячелетия, также постепенно возвращается на путь стабильности и развития. Это не только большое счастье для многострадальных, но никогда не падающих духом двух великих наций, но и большой вклад в развитие человеческого общества. В отличие от некоторых стран – восторженных поклонников западной демократии – Китай и Россия ищут пути политического развития, приспособленные к их собственным национальным обстоятельствам.
Китай и Россия: от взаимодействия к соразвитию
Надо полагать, что подобные прогнозы мирового развития привлекут внимание многих учёных, и прежде всего философов и политологов. Имеются серьёзные основания ожидать появления большего количества исследований в областях политической философии, геополитики, международных отношений, военной безопас- ности. Поэтому китайские и российские обществоведы должны прилагать совместные усилия для развития системы научных обменов, углубления взаимопонимания и расширения влияния на политические и экономические процессы в мире.
-
1. Интенсификация научных обменов в области социальных и гуманитарных наук между Китаем и Россией для расширения духовного фундамента двусторонних отношений.
-
2. Поддержание активного интеллектуального и политического диалога в ответ на общие внешние вызовы.
-
3. Китайские и российские обществоведы должны обладать достаточной смелостью для формулировки собственных идей, касающихся международной политики и международных экономических отношений.
-
4. Создание благоприятной среды для китайско-российской дружбы и оказание содействия практическому сотрудничеству между Китаем и Россией.
-
5. Китайские и российские обществоведы должны приложить усилия для подготовки кадров.
Система академических обменов способна сыграть незаменимую роль в развитии китайско-российских отношений. Вновь возрождающиеся после времени неудач и отказов теоретические ценности – это плоды мудрости и кропотливых изысканий двух народов. Для того чтобы подвести итоги и извлечь уроки из событий недавнего прошлого, китайские и российские обществоведы должны укрепить взаимное доверие и осуществить обширные обмены в областях языкознания, культуры, истории, а также вопросов демократии, развития правовой системы и управления. Такие обмены относительно легки, поскольку у нас много общих интересов. Китаю и России предстоит рассеять ненужные сомнения относительно друг друга и стать более близкими стратегическими партнёрами. Установление и укрепление такого рода отношений будут не только выгодны для развития и процветания двух наций, но и помогут поддержать мир, развитие и процветание во всем мире.
В недавнее время такие характерные для современного гегемонизма явления, как запугивание и вмешательство во внутренние дела других стран, стали главным препятствием на пути демократизации международных отношений. Аргументы в пользу «конфликта цивилизаций», «неоинтервенционизма», «превосходства прав человека над суверенитетом», «теории ограниченного государственного суверенитета», «нового демократического колониализма» не только наносят вред процессам демократизации, но и представляют серьёзную угрозу для мирового развития. Пыл некоторых западных стратегов по созданию «демократических союзов» или навязыванию странам «западной модели демократии» ставит мир на грань новой холодной войны. Некоторые западные страны считают возможным обращаться от имени демократии к вооружённым силам, не считаться с решениями Организации Объединённых Наций, злоупотреблять международным правом и вмешиваться во внутренние дела других государств.
Китай и Россия с уважением относятся к разнообразию мировых культур и общественных систем и пытаются строить международный политический и экономический порядок на основе идей равенства, справедливости и рациональности. Сегодня судьба мира должна находиться в руках всех наций земного шара. Демократизация международных отношений – необходимый путь для гармоничного развития международного сообщества. Поэтому в дополнение к контактам на официальном уровне Китай и Россия должны создать условия для совместной теоретической работы. Некоторые результаты могут быть получены только академическим обществом. На этом форуме китайские и российские учёные обменялись идеями, продемонстрировали теоретические достижения и новации в методологии. Я бы предложил, чтобы подобные механизмы взаимодействия были использованы в полную силу для усиления влияния на международное сообщество. Разумеется, китайским и российским обществоведам предстоит пройти ещё долгий путь, чтобы суметь противостоять западной «гегемонии слова», длившейся в течение более трёх столетий.
С одной стороны, Китай спокойно и скептически относится к появившимся в последнее время провокационным идеям Соединённых Штатов о «китайском спасителе», «китайско-американском совместном управлении» и «G2». С другой стороны, мировой финансовый кризис заставляет западное общество помнить о «ценности Китая и роли Китая» и быть внимательным к «голосу России». Источниками зла современного мира являются экономический империализм, либеральный гегемонизм, демократический фундаментализм и правление международных финансовых олигархов. На этом фоне Китай и Россия составляют мощную здоровую силу на международной арене для реструктурирования рационального и оправданного международного политического и экономического порядка. Китайские и российские учёные должны обладать достаточной смелостью, чтобы оценить существующее положение вещей и высказать собственные оценки происходящего, а также оказать друг другу поддержку для усиления роли в международной политической и экономической жизни.
Китай и Россия должны усилить сотрудничество в сфере инфраструктуры и больших проектов, таких как энергия, транспорт и инвестиции. Должно быть усилено также сотрудничество в рынке капиталов и реструктуризации предприятий, отрегулированы и упрощены процедуры двусторонней торговли, улучшены судебная координация, координация регионального сотрудничества и продвижение интегрального промышленного развития.
Узким местом в развитии дальнейшего экономического и культурного сотрудничества между Китаем и Россией сегодня являются проблемы незнания языка и нехватки профессиональных кадров. Обучение и отбор необходимых кадров вошли в повестку дня правительства России. В будущем Китай и Россия могут подписать межправительственное или межведомственное соглашение о совместной подготовке кадров и персонала. Соответствующие китайские и российские специалисты должны будут организовать регулярное обучение и практику для молодых и перспективных кадров в области страноведения, права, языка, культуры, менеджмента, коммуникации и информатизации. Ответственная задача китайского и российского научного сообщества состоит в обогащении культурных обменов и подготовке нового поколения специалистов.
Как говорил великий Конфуций более двух тысяч лет назад: «Добродетель не останется в одиночестве. У неё обязательно най- дутся соседи». Наша искренняя надежда и глубокое убеждение состоят в том, что справедливые требования китайских и российских учёных найдут большее понимание и встретят положительный отклик в мире.
Дорогие коллеги и друзья! В китайской культуре 60 лет образуют завершённый зодиакальный цикл. В годовщину установления китайско-российских дипломатических отношений давайте пожелаем вечной дружбы между Китаем и Россией. «Если Вы зададитесь вопросом, почему вода в водоёме столь прозрачна, то это потому, что она непрерывно и живо поступает из источника», – образно размышлял великий философ Сунской династии Чжу Си (1130 – 1200).
Мы полагаем, что китайские и российские учёные сумеют проницательно расчистить путь для стратегического сотрудничества между Китаем и Россией. Давайте же соединять наши умы и усилия для возделывания дерева дружбы! Большое дерево пустит глубокие корни. И чем глубже будут корни, тем гуще листья.
Пусть же вечно зеленеет и цветёт дерево китайско-российской дружбы!