Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя
Автор: Денисов Владимир Дмитриевич
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.12, 2014 года.
Бесплатный доступ
В произведениях русской классической литературы современному читателю зачастую неизвестны или непонятны прямое и коннотативные значения личных имен (онимов), в которых отразилась культура того времени и которые играли важную роль в художественном 221 целом: на том основывались и писатель, и читатели, как минимум, знавшие начала латинского и греческого языков, античную и славянскую мифологию. Поэтому одним из возможных путей корректного филологического комментирования текста может стать определение семантики личных имен и ее соотнесение с характеристиками героев, с идейно-художественными аспектами содержания. То есть, анализируя структуру художественного образа, следует учитывать значения различающихся форм онима, их возможную внешнюю и внутреннюю диалогичностъ. Мы характеризуем онимы в ранних произведениях Н. В. Гоголя, посвященных Малороссии: «Глава из исторического романа», «Две главы из малороссийской повести», первая книжка «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831). За основу взяты общепринятые в то время толкования распространенных славянских имен в их украинском и русском вариантах и список «Имен, даемых при Крещении» из гоголевской «Книги всякой всячины» (1827-1831). Приведенный анализ позволяет сделать вывод, что, наделяя героя тем или иным христианским именем, Гоголь учитывал фонетическую и семантическую структуру онима, его прямое и коннотативное значения, их противоречия, смысловые связи, реже - его распространенность, принадлежность тому или иному сословию, паронимические созвучия.
Гоголевский именослов, раннее творчество, форма и значение личных имен (онимов), диалогичность, "вечера на хуторе близ диканьки"
Короткий адрес: https://sciup.org/14748893
IDR: 14748893
Список литературы Гоголевский христианский именослов: о форме и семантике личных имен в ранней прозе писателя
- Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе//Науч. доклады высшей школы. Филолог. науки. М., 1986. № 4. С. 34-40.
- Каманин И. М. Научные и литературные произведения Гоголя по истории Малороссии//Памяти Гоголя: Научно-литературный сборник, изд. Историческим обществом Нестора-Летописца. Киев, 1902. Отд. 2. С. 75-132.
- Маркович Яков. Записки о Малороссии, ее жителях и произведениях. СПб., 1798. Ч. I. 102 с.
- Литературная Газета. 1831. № 1, 17.
- Розов В. А. Традиционные типы малорусского театра XVII-XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя//Памяти Н. В. Гоголя: Сб. речей и статей. Киев: В типограф. Импер. ун-та св. Владимира, 1911. С. 99-169. В черновых вариантах «Сорочинской ярмарки» было нарочитое гротескное огрубление образов, прямое уподобление животным и вещам, свойственное народному театру (вертепу).
- Денисов Владимир. Мир автора и миры его героев (о ранней прозе Н. В. Гоголя). СПб.: Изд-во РГГМУ, 2006. 276 с.