Голос О. Мандельштама в творчестве В. Дударева: национальный образ смерти

Бесплатный доступ

Объектом статьи выступает национальный образ смерти в русской словесной художественной культуре. Предметом исследования является танатологический текст в русской поэзии. Материалом служат два стихотворения: «Отчего душа так певуча» О.Э. Мандельштама и «Есть в России тихие долины…» В.Ф. Дударева. В центре герменевтического и культурфилософского анализа - взаимодействие двух типов действительности, феноменального и ноуменального начала, рационального и стихийного в искусстве. Большое внимание уделяется образу смерти в двух указанных стихотворениях и связанным с ним образам ветра, рощи, цветов. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу поэтических текстов О.Э. Мандельштама и В.Ф. Дударева, направленному на высвечивание культурного потенциала проблемы восприятия феномена смерти в русском национальном образе мира, что позволяет с онтологических и апофатических позиций проникнуть в поэтическое слово, а также выявить значение литературных традиций Серебряного века в творчестве современного поэта; применены типологический и историко-литературный методы исследования текста. Результаты работы могут быть интересны филологам, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.

Еще

Русская культура и литература, русский фольклор, эстетика серебряного века, феномен смерти, поэтика о. мандельштама, современная поэзия, творчество в. дударева

Короткий адрес: https://sciup.org/148328016

IDR: 148328016   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-93-97-103

Список литературы Голос О. Мандельштама в творчестве В. Дударева: национальный образ смерти

  • Аверинцев, С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Собрание сочинений: в 2 т. Т.1 — М.: Художественная литература, 1990. — С. 5-64.
  • Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992. — 528 с.
  • Варава, В. В. «Дедукция» разума и «индукция» сердца (о жизни и смерти в русской философской культуре) // Вестник Воронежского государственного университета. — 2010. — № 2 (4). — С. 5-16.
  • Гаспаров, М. Л. Поэт и культура (три поэтики Осипа Мандельштама). Слово и культура (три поэтики Осипа Мандельштама) // Избранные статьи. — М.: Новое литературное обозрение, 1995. — С. 327-371.
  • Гачев, Г. Д. Ментальности народов мира. — М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. — 544 с.
  • Дударев, В. Интонации: стихотворения. — М.: Художественная литература, 2010. — 192 с.
  • Дударев, В. Петушки — Кохма, далее нигде // Нева. — 2018. — № 7. — С. 107-118.
  • Кожинов, В. В. Стихи и поэзия. — М.: Советская Россия, 1980. — 304 с.
  • Коррадо-Казанская, Ф. Вариации на тему Тютчева в поэтических дебатах Серебряного века // Соловьевские исследования. — 2013. — Вып. 4 (40). — С. 165-172.
  • Кутковой, В. Смысловые особенности цвета в иконе «Святая Троица» Преподобного Андрея Рублева [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru/43579.html (дата обращения: 15.03.2023).
  • Мандельштам, О. Э. Сочинения: Стихотворения. Проза. Эссе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 864 с.
  • Маяковский, В. Как делать стихи? // Полное собрание сочинений: в 13 т. — М.: Художественная литература, 1959. — Т. 12. — С. 81-117.
  • Тульцева, Л. А. Лазоревые цветы России: антропосакральные концепты [Электронный ресурс] // Институт этнологии и антропологии РАН. — URL: https://ieas.ru (дата обращения: 13.03.2023).
  • Шмеман, А. Литургия смерти и современная культура. — М.: ГРАНАТ, 2013. — 176 с.
  • Gorer, G. The Pornography of Death // Encounter. October. — 1955. — P. 49-52.
  • Dudareva, M. A., Shvetsova, T. V., Chesnokova, N. E. et al. "Distant death" in Maxim Gorky's short story "Obsession" // AMAZONIA INVESTIGA. — 2021. — Vol. 42, No. 10. — P. 9-14.
Еще
Статья научная