Горе от ума в романе «Подросток»
Автор: Фуксон Л. Ю.
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 2 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Роман «Подросток» Ф. М. Достоевского и пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова связывают как прямые отсылки произведения Достоевского к «Горю от ума», так и единство ситуаций и тем. Цель предлагаемой статьи состоит в специальном соотнесении этих текстов. Общей для них прежде всего является сентиментальная коллизия разума и чувства.В сюжетах соотносимых произведений большую роль играют слухи о сумасшествии, которые объединяются с мотивом открытия тайны («молвы»). Страх открытия тайны дополняется у Достоевского темой шпионства, подслушивания. Значимость для «Горя от ума» и «Подростка» ситуации раскрытия чего-то сокровенного указывает на сложность, двойственность изображаемой реальности. Пьесу и роман объединяет тема иллюзий, в которых первоначально пребывают герои. Это тема «неведенья счастливого». Для романа «Подросток», кроме того, важен образ мизантропа, который у Грибоедова представлен фигурой Чацкого.Идея неохватности и нелогичности жизни также является общей для романа Достоевского и пьесы Грибоедова, как показывают сделанные наблюдения. Тема горя от ума носит глобальный характер, находясь в русле давней и мощной сентиментальной традиции не только русской, но и мировой литературы.
Горе, ум, чувство, мизантропия, утраченные иллюзии, интертекстуальные связи, сентиментальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147235949
IDR: 147235949 | DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-2-87-93
Список литературы Горе от ума в романе «Подросток»
- Аскарова И. Р., Жаплова Т. М. Аллюзии и реминисценции из комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова в позднем творчестве Ф. М. Достоевского // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 199-203.
- Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001. 448 с.