Город в болезни и здравии: научение через физические или душевные страдания в древнегреческих трагедиях

Автор: Пичугина Виктория Константиновна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Распространение целительных культов и практик V в. до н. э. вдохновило трагиков на поиск новых форм изображения героев, страдающих от физических или душевных болезней. Трагическое понимание болезни контрастировало с рациональным пониманием, утверждало божественное происхождение болезненных страданий и возможность научения через них. У Эсхила, Софокла и Еврипида страдающие от болезней герои часто находятся в роли учеников, а окружающие – в роли наставников, помогающих справиться с болезнью или лишь наблюдающих за ее течением. В статье рассмотрены разные стратегии научения героев через душевные или физические болезни, представленные в трагедиях «Орест», «Аякс» и «Филоктет». Рассмотрено педагогическое измерение формулы «обида – болезнь – смерть/угроза смерти», объясняющей особенности драматического представления города как пространства (не)здоровья.

Еще

История философии, история медицины, пространство города, болезнь, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аякс, Орест, Филоктет

Короткий адрес: https://sciup.org/147237626

IDR: 147237626   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-139-151

Список литературы Город в болезни и здравии: научение через физические или душевные страдания в древнегреческих трагедиях

  • Гиппократ (1941) Сочинения. Т. 3. Пер. В.И. Руднева. Москва / Ленинград.
  • Пичугина, В.К., Можайский, А.Ю. (2020) “Трагедия (не)знания Ореста у Драконция: между Микенами и Фивами,” Епохи XXVIII (Iss.2), 270-284.
  • Роджерс, Б.М. (2021) До пайдейи: представления об образовании в трагедиях Эсхила.
  • Пред. и науч. ред. В. К. Пичугиной, пер. В. К. Пичугиной и Я. А. Волковой, комм. А. Ю. Можайского. Санкт-Петербург.
  • Allan, W. (2014) “The body in mind: medical imagery in Sophocles,” Hermes 142(3), 259–278.
  • Biggs, P. (1966) “The Disease Theme in Sophocles’ Ajax, Philoctetes and Trachiniae,” Classical Philology 61, 223–235.
  • Budelmann, F. (2006) “Kоrper und Geist in tragischen Schmerz-Szenen,” in B. Seidensticker, M. Vоhler (eds.) Zur Gewalt und Ästhetik: Zur Gewalt und ihrer Darstellung in der griechischen Klassik. Berlin, 123–148.
  • Budelmann, F. (2007) “The Reception of Sophocles’ Representation of Physical Pain,” The American Journal of Philology 128, 443–467.
  • Budelmann, F., Easterling, P. (2010) “Reading minds in Greek tragedy,” Greece & Rome, 57, 289–303.
  • Jacques, J. (2012) “Disease as aggression in the Hippocratic corpus and Greek tragedy: wild and devouring disease,” in J. Scarborough, P. J. van der Eijk, A.E. Hanson, J. Ziegler (eds.) Greek Medicine from Hippocrates to Galen (Studies in Ancient Medicine. Vol.40). Leiden / Boston, 81–96.
  • Hawley, R. (1998) “The Male Body as Spectacle in Attic Drama,” in L. Foxhall, J. Salmon (eds.) Thinking Men: Masculinity and its Self-Representation in the Classical Tradition. London, 83–99.
  • Kosak, J.C. (2006) “The male interior: strength, illness, and masculinity,” in Sophocles’
  • Philoctetes (Bulletin of the Institute of Classical Studies. Supplement, No. 87, Greek Drama III: Essays in honour of K. Lee), 49–64.
  • Lu, K. (2021) “The Madness and the Labors,” in D. Ogden (ed.) The Oxford handbook of Heracles. Oxford, 13–25.
  • Miller, H.W. (1942) “Some Medical Terms in Aeschylus,” The Classical Weekly 35, 278–279.
  • Padel, R. (1992) In and Out of the Mind: Greek Images of the Tragic Self. Princeton.
  • Padel, R. (1995) Whom Gods Destroy. Elements of Greek and Tragic Madness. Princeton.
  • Pelavski, A. (2020) “Questioning the Obvious: The Use of Questions and Answers in Assessing Consciousness in the Hippocratic Corpu,” in M. Meeusen (ed.) Diagnostics, Didactics, Dialectics (Studies in Ancient Medicine 54), 8–27.
  • Scarry, E. (1985) The Body in Pain: The Making and Unmaking of the World. Oxford.
  • Segal, C. (1981) Tragedy and Civilization: An Interpretation of Sophocles. Cambridge, Mass.
  • Singer, P.N. (2018) “The Mockery of Madness: Laughter at and with Insanity in Attic Tragedy and Old Comedy,” Illinois Classical Studies 43, 298–325.
  • Smith, W. D. (1965) “Disease in Euripides'Orestes,” Hermes 95, 291–307.
  • Valakas, K. (2002) “The Use of the Body by Actors in Tragedy and Satyr-Play,” in P. Easterling, E. Hall (eds.) Greek and Roman Actors: Aspects of an Ancient Profession. Cambridge, 69–92.
  • Worman, N. (2000) “Infection in the sentence: the discourse of disease in Sophocles' "Philoctetes",” Arethusa 33, 1–36.
  • Zeitlin, F.I. (1992) “Playing the Other: Theater, Theatricality, and the Feminine in Greek Drama,” J.J. Winkler, F. I. Zeitlin (eds.) Nothing to do with Dionysos? Athenian drama in its social context, 63–96.
Еще
Статья научная